Царство Парфянское
Годом прежде отделения Индо-Бактрийского государства восстали Парфяне против власти Селевкидов. Родиной Парфян были отроги демавендской цепи на юго-востоке Каспия, племенным началом азская ветвь иранских народов. В их землю не могло проникнуть оружие Македонцев; с их бытом не могло сжиться просвещение. Во всей своей старой дикости, не преклонившейся перед величавой властью персидских царей и не смягчившейся от короткого учения зендских реформаторов, восстали воинственные горцы, призванные сокрушить Эллинство на Востоке и положить железную преграду римскому миру, но не создавать и не основывать ничего для будущих веков.
Происхождение Парфян не подлежит никакому сомнению, и мнение, связывающее их с племенем средне-азийским, принадлежит к числу самых неудачных догадок. В списке областей персидских, по клинообразным надписям, рядом стоят имена Парута, Асагарта и Парфива207, в которых находим древнее название всего племени – Аз и название семьи – Парф (санскр. Парада). Добросовестная критика признаёт единство Асагарта надписей, Азбруга преданий о Кеанидах и Асгарда скандинавского. Из этого не следует, чтобы Азы восточные, парфянские, были тождественны с Азами западными. Тут единство племени и различие семей.
По началу верования Парфяне очевидно должны были принадлежать среднему Ирану. За всем тем, при скудных известиях об их религии208, заметны великие отклонения от учения заратустрова и даже вражда к его святыням. Дикая, вольнолюбивая семья, вечно воюющая против всех соседних народов, приняла в себя всю нелепую примесь человекообразных религий без их художественного и облагораживающего стремления. Божество их было божеством войны, как и жизнь – их постоянное сражение.
Тот же Мифра (или Михфра, великий творец) в его ограничении, как Тиор скандинавский.
По языку Парфяне принадлежали так же к среднему Ирану, склоняясь более к западной ветви, чем к восточной. Пехлеви представляет смешение многих стихий, точно так же как и самоё племя приняло без сомнения многие чуждые примеси, но вообще относится к Зенду, как грубое и одичавшее наречие к своему стройному и образованному родовому началу. Оно сделалось языком государственным, письменным, отчасти образованным, но никогда не достигало, как и самый народ, высокого развития или поэтического значения.
Фирдоуси охотно воскрешает его обветшалые формы взамен иноземных аравийских, уже принятых мусульманской Персией; но чувство самолюбия народного совсем независимо от достоинства самого языка, к которому возвращался величайший поэт Персистана. Название Пехлеви (как уже сказано) не происходило от имени народа, но от воинственного быта народного и связано с корнем пехлев (богатырь), который сам происходит от пехлу (граница). Положение земли парфянской и её близость к области, названной землёй Уна-о (по источникам китайским), заставляют предполагать существование двух казачеств, составлявшихся – одно из отрасли азской, величавшееся именем Пехлеви (граничар), а другое из отрасли ванской, называвшееся Юнаками, Юными или по изменению умягчённой буквы ю в звук придыхательный – Гунами. Санскритская поэзия, смешав имена народов с именами ополчений, разделила Парфян на два, на Пахлава и Парада, заключив под вторым именем Персов и Парфян и следуя своему общему закону в преобладании звука а.
Тождество коренное между Азами-Сарматами, завоевавшими север Европы и Азами парфянскими, уничтожившими силу эллино-сирийской державы, нисколько не показывает тождества наречий. Дикость не ограждает чистоты языка, но предаёт его произволу местного развития. Даже восточно-иранское племя (Вано-Бактрийцы), несмотря на свою живую общежительность, разделилось на множество самозданных наречий, не говоря уже о наречиях, изменённых примесью иноплеменных стихий. Ещё больше должно было быть разнообразие в языках западно- или среднеиранских; и Парф был бы бесспорно так же непонятен Сармату приволжскому, как и Ассирийцу, хотя явно из географического положения Ассирии можно утверждать, что корень её населения был азский и что имя его значило азская Сирия, от имени народа и слова сур – пустыня. До сих пор восточные народы называют Сирию Сури-стан. Из постоянного перехода и, так сказать, тождества звука и и у можно, кажется, заключить что в общем коренном языке существовал утратившийся звук ы, перешедший или в у, как у Римлян, или в υ (франц. u ) у Греков, или ри у Индостанцев.
Не царство основали Парфяне, а дружинное владычество под наследственным полководцем, и не столицу, а богатый и укреплённый лагерь в Ктезифоне на берегах Тигриса209. Им было суждено дело разрушения и разъединения между жизнью Европы и жаждущим просвещения Востоком Ирана; им было суждено в начале III века после Р.Х. исчезнуть с поприща исторического без следов, но положить на берегах Тигриса непреодолимую грань разливу римской державы и совершить во время своего краткого существования тот же подвиг, который совершили их Германские братья на берегах Рейна.
Такова была в Азии, после завоевания македонского, судьба мира вано-бактрийского и азо-персидского. Различие их проявляется живо в основании сако-эллинской и парфянской держав.
* * *
«Парута, Асагарта, Парфива». Ср. Коссович: Inscriptiones. Glossarium. Парута у него «parika – anterior».
О религии Парфян ср. Rawlinson: VI-th Or. Monarchy, 499 и сл.
Принято теперь почитать Парфян более Туранцами (?) чем Арийцами, благодаря участию скифского элемента в образовании Пафеи-государства. Rawlinson по этому поводу говорит, что самое имя «Скиф» означает не столько племя, сколько образ жизни – скитальцев. Были, впрочем, и оседлые Скифы. Arsake, по некоторым источникам Скиф, по другим – Бактриец.