Миграции Семитов и Иранцев. Древняя торговля. Финикияне

Много было общего между племенем, преобладающим на берегах Евфрата, и туземцами; но много было и различий. Влияние Кушитов уже потрясло и исказило весь мир семитических народов; завоевание Бактрии Ассирийцами и Ассирии Бактрийцами оставило по себе след вражды и взаимной ненависти. Часть побеждённых (таков, кажется, смысл преданий армянских) удалились в горы на северо-запад и продолжали борьбу с новыми владетелями Ниневии. Между тем сами победители, прельщённые роскошью и вещественной красотой страны месопотамской, оторвались от своей родины, утратили свою силу и приготовили своё падение глубоким развратом нравов и совершенной утратой всякого духовного значения. Около XVI века до Р.Х. возмущение при-евфратских Семитов и напор горцев, Халдеев, уничтожили власть Семирамиды, по Ассирийцам, или откинули Джемшида в Бактрии, по преданиям персидским. Восстала новая туземная династия Ниниас, признанная за продолжение первой династии (Нинуса) и царствовала долго в силе, славе и богатстве, гремя далеко оружием, созидая чудные памятники, но уже много уступая во всех отношениях своим великим предшественникам.

Ещё не упала держава Семирамиды, и народы, жившие на запад от Евфрата, не скинули с себя власти восточной, как отдельные ветви их стали выселяться далее и далее от границы вано-ассирийского государства. К этому времени принадлежат, вероятно, многие миграции, внёсшие семитическую стихию глубоко в Малую Азию (между прочим Левко-Сириев), точно так же как невольное движение Пеласгов и Германцев принадлежит ещё времени преобладания кушитского; а первая миграция Кельтов с их священной кастой относится к династии чисто ассирийской. Ход Пеласгов и медленное движение Германцев направлены были через Геллеспонт. Миграция Кельтов была обширнее и совершалась иными путями. Главное её направление было на север, через снеговой Кавказ в междуречье Волги и Дона, в разрез вендских населений и оттуда прямо на запад. Часть кельтской отрасли, Иберцы, были брошены на юг во время крутой борьбы, уничтожившей преобладание Кушитов на Евфрате, и в смеси с Семитами перекинулись по берегам Средиземного моря в дальний запиренейский полуостров, где им суждено было встретиться враждебно со своей северной братией, Кельтами. Это движение Иберцев в соединении и в смеси с Семитами открыло торговый путь Финикии до берегов Океана и до Зелёного острова, населённого Кельтами, в его северных пучинах. Оно олицетворено в преданиях в лице Иракла тирского, северного господина карталинского (Мелех Картл, сокращённо Мелькарт). На берегах Финикии, которой южную часть древние называли Эфиопией39, произошли многие столкновения племён40. Хамиды боролись с Семитами. Древний Тир пал в борьбе с Сидоном и снова восстановлен колонией победителей. В этом заключается примирение предания о стародавности Тира и в то же время об его довольно позднем построении Сидоном. Смешанные племена, слившись в одно целое, боролись снова с Югом и Севером, но отстояли своё отдельное существование или, по мифам бейрутским, местный бог Посейдон одержал конечную победу над северным Зевсом и южным Дионизосом. Но племенные начала, ожесточённые взаимной враждой, никогда не утрачивали вполне своего значения. Сидон кушитский в своей основе представлял бо́льшую мягкость нрава и безумие сладострастия. Тигр иранский в своём начале отличался предприимчивостью, смеявшеюся над бурей неведомых Океанов и кровожадностью, проливавшей потоки крови в обрядах одичалой веры.

Время величайших народных движений относится к векам глубочайшей древности. Кельты, Пеласги и Германцы, двинувшиеся в Европу около 30 веков до Р.Х., встретили или разрезали сеть вандо-славянских первожителей; Иберцы примкнули к ней с юга. Но время династии Вано-ассирийской представляет, кажется, величайшее развитие торговли и оттого главное средоточие мировой жизни. Вавилон и Ниневия, в сказаниях древних народов, сверкают золотом и дорогими камнями, облекаются в пурпур и цветные ткани и окружаются облаком благоуханных курений. Падение чисто ассирийской династии, двинувшей силу Ирана на землю Кушитов и потом распавшейся от столкновения с восточным Ираном, оставило страны между Евфратом и Средиземным морем в брожении, лишённом государственного единства. Тогда мало-помалу образовался мир народов семитических, смесь Семитов с Хамидами, и мир верований, смешанных из двух враждебных начал. В этой области, где свирепствовали самые частые и жестокие столкновения, религия достигла своего крайнего ожесточения, сохранившаяся потом в бессмысленном и гнусном синкретизме; но народы развили в себе энергию, давшую им важность несоразмерную с их многочисленностью. В эпоху династии вано-ассирийской улеглись внутренние бури юго-западной Азии, и разноначальное приморье Финикии соединилось в один государственный союз. Это время обозначается колонизацией Тира из Сидона. Финикия расцвела торговлей. Караваны, проходя широкую область ассирийского царства от Инда до Евфрата, передавали свои богатства караванам Сирии и Палестины, и весёлый путь народных сношений кончался в пристанях Финикии, из которых смелые паруса Тира и Сидона летели за новыми богатствами на край обитаемой земли.

Древняя торговля представляет особенную черту, на которую до сих пор ещё не обращали внимания. Направление купеческого мореплавания не определяется законами удобства и близости. Финикийцы охватывают Грецию и Италию, оплывают северный берег Африки и достигают дальних островов Атлантического океана, между тем как они редко посещают глубь Эгейского моря и не смеют проникнуть в Эвксин. Бесстрашные моряки Венеты не отделяются от северных берегов Адриатики и, охватывая берега Германии и Галлии, не спускаются на юг в Испанию. Корабли Эллады ограничивают круг своего плавания теми морями, на которых основались их колонии, и судоходство Египта, ничтожное в Средиземном море, было развито в больших размерах на океане Индийском. Таковы показания древних и свидетельства памятников. Взгляд на эти данные и сравнение с торговлей даже позднейших народов определяют закон древней морской торговли. Общая его формула следующая: мореплавание служило только для сообщения между родиной и колониями или между кровными братьями, помнящими своё родство. Торговые пути определялись тождеством верований или сочувствием родовым.

Вместо прежнего правила: «в такой-то стране заметно языковое или религиозное сходство с Финикией, потому что к ней приставали купцы финикийские», – правила ничего не значащего и ничего не объясняющего, до́лжно принять правило: «купцы финикийские приставали к такой-то стране, потому что между ней и Финикией было языковое или религиозное сходство». В позднейшее время естественное сродство было заменено искусственным, основанным на системе вооружённых колоний. Это относится в особенности к Элладе.

В начале II тысячелетия до Р.Х. развитие торговли, одностороннее у каждого племени, в общем своём итоге обнимало большую часть обитаемой земли. Система вендская, охватывая север Германии и Франции, связывала восточное прибрежье Балтики с Атлантическим океаном. Система Вендов лигурских, Вендов адриатических, Саков евксинских огибала бо́льшую часть северных берегов Средиземного моря и проникла во все великие заливы его и в три моря, подчинённых ему. Система Финикии, по её семитической стихии, т. е. тирская, заключала в себе всё северное поморье Африки, Пиренейский полуостров и часть Атлантического океана, соединяя кельто-иберскую Ирландию с восточной оконечностью Средиземного моря; та же система по её кушитской стихии, т. е. Сидонская, захватывала прибрежье Персидского залива, Аравийский полуостров и богатства неизвестного Офира, вероятно восток Африки. Наконец, система Египта, в своих братских сношениях с восточными колониями Куша, соединяла долину Нила с устьями Инда, с западом и югом Декана, с роскошным Цейлоном и с торговым движением всей юго-восточной Азии и островов, рассеянных в бесконечности океана.

Деятельность мореходцев пополнялась путями караванными. Атлантическое море должно было соединяться со Средиземным цепью вендо-лигурских поселений по Лигеру и Родану (Эридан, ярый Дон). Венды балтийские, собиравшие янтарь у устьев северного Эридана41, меняли его на произведения земли Вендов адриатических, жителей прибережья Эридана италийского, направляя путь своих конных и ладейных караванов через страны Славян Ляхов, Вудинов и Дако-Гетов. Эпир и юго-западная Эллада, колонизированная Иверцами и Финикийцами, принимали богатства Севера от своих иллирийских соседей; Финикия от своих пристаней высылала караваны к Чёрному морю, к Персидскому заливу, к границам Ассирии, по странам Семитов и Хамидов. Сухопутное сообщение по землям иранским связывало Евфрат с Индом и Гангом; а от Инду-Кху, от подошвы громадного Девалагири, отправлялись новые торговые обозы на север через ванскую Бактрию, через земли Гетов и Даков, охватывая Каспийское море по общинам Карпов и Валов, подымаясь вверх по Волге и кончая путь свой в мире Вендов, Ванов европейских. Сверх того, мелкий, но постоянный торг шёл по всем границам народов оседлых и мирных, дополняя собой сеть человеческих сношений; и те же Ваны бактрийские, которые своими выселками и караванами связывали Индостан с Балтикой и Атлантическим океаном, приучали мало-помалу своих восточных соседей принимать торговых гостей, для которых Китай разводил виноград (по-то) и сеял зерновой хлеб (мо-со).

Торговля не создана a priori; она не дело расчёта и умозрения, но безыскусный плод общительной жизни. Первый купец был гость, весело посещающий, радушно принимаемый; первый торг был подарок и отдарок, размен. История торговли теряется в истории ранней общительности. Со временем; естественно, гость сделался купцом, общительность перешла в эгоистический расчёт; но разделять их искони – значит быть слепым в смысле простоты человеческой.

Нажим Ассирии, в которой сосредоточилась государственная сила Ирана, выдвигал кочевые, горные и нестройные семьи из их прежних пределов. Так остаток кельтского племени, вероятно, около этого времени, перешёл, под именем Кумри, через Кавказ; занял междуречье Дона и Волги и разрезал славянские поселения на восточные и западные. Дикие и малообщительные Кумри пришли в неприязненное столкновение с Вендами и прервали или, по крайней мере, весьма стеснили торговлю бактро-европейскую. Большее сродство духовное соединило их с северными Яфетидами, Финно-Турками, и сообщило нравам их и языку сходство с нравами и языком этой одичалой семьи. С юга заняли их место горные Мидийцы, и на хребте Кавказской стены завязалась те вековая борьба между Азами, Сарматами и Кимврами-Иотунами, которая наложила свою печать на всю мифологию Скандинавии.

* * *

39

Ср. письмо к А.О. Смирновой, т. VIII.

40

«На берегах Финикии произошли многие столкновения племён». Ср. Chwolson: Ssabier 1, 329. Harte Kampfe zwischen d. Ariern u. Phönikiern олицетворяются борьбой ассир. Demarus-Tamura с финик. Понтусом по Санхониатону. Е. v. Bunsen: Ueber d. Einh. d. Rel. I. Band.

41

«Северный Эридан». Герод. III, 115 гл. The name Eridanus may still survive in the Rhodaune which flows by Dantzic. Students Anc. Geogr. Bevan Smith 32. «Эридана Италийского». Страб. V, 9. Rawlinson. Herod. 2, 416.

Комментарии для сайта Cackle