Источник

Сборник 3, Поучение 14Сборник 3, Поучение 16

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

15. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Вселенские святители (Мф. 5:14–19)

«Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Всего лишь два дня назад, братия и сестры, святая Церковь чтила и прославляла святителя Иоанна Златоуста, а пять дней назад чтила и прославляла святителя Григория Богослова и не так давно и святителя Василия Великого (14/1). И вот вслед за празднованием их порознь святая Церковь установила и соборное их празднование. Чем это вызвано?

Братия и сестры! У нас, грешных, одни оценки людей, а у Бога – другие. Мы всегда склонны или преувеличивать, или наоборот преуменьшать достоинства и недостатки людей. И эта разница в оценках особенно часто бывает, когда мы сравниваем не одного, а несколько людей, плохо зная каждого из них и питая пристрастие к кому-либо из них. Тут, признавая достоинство одного, мы невольно оставляем в тени достоинства другого и тем принижаем его, ставим ниже этого другого.

Многие из вас, братия и сестры, вероятно, интересуются «житием» вселенских учителей. О жизни святителя Иоанна Златоуста, хотя и немного, но было сказано, о житии святителя Василия Великого в день его памяти, совпадающей с праздником Обрезания Господня. Остаётся коснуться жития святителя Григория Богослова.

Кратко рассмотрим это житие в связи с житием святителя Василия Великого. Оба они родились в первой четверти 4 века и оба от благочестивых родителей. На воспитание святителя Василия оказала благотворное влияние благочестивая бабка Макрина, на воспитание святителя Григория такая же благочестивая мать Нонна. Оба вместе начали, учиться в городе Кесарии, а закончили образование в знаменитых Афинах. Учились прилежно, весьма успешно и жили дружно.

Вспоминая совместное учение в Афинах, святитель Григорий говорил: «Нам известны были только две дороги: одна – в школу, а другая – в храм». Науки изучали для того, чтобы «служить ими Богу». Дружба юношей сохранилась и по окончании образования в Афинах. Оба решили пренебречь ожидавшей их светской славой и посвятить себя на служение Богу и Церкви. Чтобы подготовить себя к этому служению, они отправились изучать подвижническую жизнь в монастырях сирийских и египетских, а затем и сами в пустыне стали предаваться аскетическим, подвигам, обрекая себя на лишения и невзгоды пустынного жития. Когда святитель Григорий возвратился в отчий дом, святитель Василий остался пустынножителем, основав свой монастырь и написав для монахов правила иноческой жизни, впоследствии принятые всеми монастырями Востока.

Из монастыря святитель Василий был вызван на борьбу с арианами, считавшими Христа простым человеком. По приезде в Кесарию, он был посвящён в сан пресвитера, а потом и епископа города Кесарии. С этого времени он не только успешно боролся с арианами, но и с великим усердием и успехом занимался церковно-благотворительными делами: строил больницы, богадельни, улучшая работу школ. Великие труды, разные скорби и аскетические подвиги подорвали его здоровье и на 49 году от рождения он отошёл ко Господу, оставив после себя много богословских сочинений, а также молитв, в том числе молитвы в день Святой Троицы и чин литургии, носящий его имя.

Святитель Василий Великий совмещал в себе философскую мудрость, глубину богословских знаний, подвижническую строгость жизни и административный талант по управлению церковными делами.

Несколько иначе сложилась жизнь его друга после того, как они расстались. Вернувшись в родительский дом, святитель Григорий был посвящён своим отцом – епископом Григорием Назианским, в сан пресвитера, а в 372 году святителем Василием в сан епископа города Сасимы. Но святителю Григорию не пришлось жить и служить в этом городе, так как он был вызван вскоре в Константинополь для борьбы с арианами. Здесь все храмы были в руках ариан. Святитель Григорий устроил храм в доме своих родственников, назвав его Анастасий, т. е. воскресением, что указывало на то, что через служение в том храме он воскрешал православие в Константинополе. Служение его и проповедь в этом храме действительно были настолько успешны, что привлекали множество народа. Этим народом и императором Феодосием он был избран архиепископом Константинопольским и председательствовал на втором Вселенском соборе (в 381 г.). Но когда на соборе произошёл раздор по поводу избрания его на константинопольскую кафедру, то святитель добровольно отказался от кафедры этой. «Для спасения корабля (Церкви) я охотно следую пророку Ионе», – сказал он. И после этого удалился от церковных дел, посвятив себя аскетической жизни в пустыне. Он почил в 339 году, оставив после себя много богословских творений, в том числе о Боге-Слове, Спасителе мира и о Святом Духе, за которые и был назван Богословом. В отличие от святителя Василия он имел созерцательное направление ума, склонное к возвышенному богословствованию. И здесь он был так же велик, как святитель Василий в сфере богословия и административно-церковных дел, и так же велик, как святитель Иоанн Златоуст в сфере своего жертвенного пастырства.

Три великих святителя, братия и сестры, – это три светильника, три звезды первой величины на нашем церковном небосклоне. Они имели все три основные добродетели, чтобы быть такими светочами: беззаветную веру в Бога, скреплённую учёностью, любовью к Нему и Церкви, доведённую до полного бесстрашия и мужества, и всецелую надежду на жизнь вечную и милость Божию. Живя на земле, они уже жили в вечности и по закону этой вечности.

Когда император Валент стал грозить святителю Василию всеми карами за его твёрдое православие, то мужественный воин Христов ответил ему: «Я не боюсь лишения имущества, так как ничего не имею, не боюсь и ссылки, ибо везде земля Господня. Не боюсь смерти, потому что она будет благодеянием, соединив меня с Богом». Какой великий урок для нас, братия и сестры, содержат жития трёх святителей! Как укрепляют они нашу веру, любовь и надежду!

Три светильника исполнили завет Христа: «свет их просветился пред человеком», и люди верующие, «видя их добрые дела, прославляют Отца Небесного». Прославим же и мы Господа, даровавшего нам таких светильников. И попросим их молитв о нас маловерных и грешных. «Яко апостолов единонравнии и вселенныя учителие, Владыку всех молите мир вселенной даровати и душам нашим велию милость». Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle