Источник

Сборник 3, Поучение 13Сборник 3, Поучение 15

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

14. Святитель Иоанн Златоуст. Добрый пастырь Церкви Христовой (Ин. 10:9–16)132

«Уст твоих якоже светлость огня воссиявши благодать"" 133.

Каждый день в наших православных храмах, благочестивые слушатели, совершается Божественная Литургия. И эта литургия носит имя святителя Иоанна Златоуста134. Уже одно это говорит об исключительном значении для Православной Церкви этого великого святителя и делает имя его достославным.

Сегодня, в день его памяти, остановим своё благочестивое внимание лишь на некоторых обстоятельствах его высокой и святой жизни и кратко, сжато осветим их. И прежде всего, коснёмся его жития.

Родился великий святитель и вселенский учитель в Антиохии около 347 года от богатых и знатных родителей. Они дали ему блестящее по тому времени образование. Учился он в лучших школах и по окончании их его ждал заманчивый путь светской службы и жизни. Но он пренебрёг этим путём, изведав суетность и превратность мирской жизни в первое время по окончании школы. Назидательные уроки благочестивой матери (Анфусы), высокий пример её личной жизни, а также и высокие запросы и потребности собственной натуры влекли его ещё с дней отрочества к религиозно-духовной истине и жизни.

Его влекло иночество. Духовное подвижничество было родными и близким его душе и представлялось ему единственным путём жизни для него. И только уступая просьбам матери, он отложил на некоторое время уединённое отшельничество.

По обычаю того времени он принял крещение взрослым, когда ему было уже 22 года (в 369 г.). Крещение глубоко воздействовало на него. Если и раньше он мечтал о духовной жизни, то теперь, духовно возродившись, он всей душой прилепился к Богу и подвигам благочестия.

После смерти матери он пробыл несколько лет в пустыне, просвещаясь и укрепляясь духом. Возвратившись в Антиохию, он принял сан диакона (381–386 гг.), затем пресвитера (386–398 гг.) и прославился силой и блеском своего проповедничества, направленного на раскрытие евангельской истины и на борьбу с ересями, смутами, распрями и нестроениями в светской и духовной жизни того времени. Он отзывался в своих поучениях на все явления общественной жизни и на все запросы человеческой души, разрешая их в свете евангельского учения и заботясь о духовном благе своей многочисленной паствы.

Избранный в архиепископы г. Константинополя (398–404 гг.), он и здесь продолжал с великим пастырским рвением и успехом учить народ христианской любви и милосердию, а также бичевать пороки вельмож, духовенства и самой императрицы Евдоксии, за что был удалён в заточение (404–407 гг.). На пути в отдалённую ссылку он заболел от жестокого обращения конвоя (стражи) и мученически скончался в 407 году. Перед смертью он совершил божественную литургию, причастился святых Таин и со словами «слава Богу за всё» тихо отошёл к Господу.

Великий святитель, братия и сестры, оставил нам богатейшее духовное наследство. Это, прежде всего, его подвижническое житие, столь кратко и бегло нами рассказанное. Изучать это подвижническое житие – значит изучать один из самых высоких образцов подлинно христианской жизни, совместившей в себе всецелое служение Богу и людям.

Благодатная, светоносная пастырская душа его изливалась в неисчислимых творениях, посвящённых раскрытию учения Христа и значению для верующего человека Его искупительного подвига. Многотомные (12 томов) творения вселенского учителя состоят преимущественно из поучений к народу и горят неугасимым огнём пастырской любви и заботы о спасении своей паствы (антиохийской, а потом константинопольской). Они являются до сего времени лучшим толкованием Евангелия и апостольских посланий. В них отражена подлинная жизнь во Христе самого Спасителя.

Все мы, братия и сестры, знаем дивное Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, читаемое в конце Пасхальной утрени: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сим святым и светлым торжеством». Слушая в храме это слово, все мы слышим как бы голос Самого Христа, голос апостола Павла, голос того «ветхозаветного евангелиста» (пророка Исаии), который предсказал о победе Христа над адом и смертью. В Пасхальную ночь само небо как бы отверзается над нами, и небожители во главе с Христом «оглашают» нас словом истины о воскресении, о победе над грехом и смертью и принимает участие в торжестве и радости праздника. Пребывая в Пасхальную ночь в храме, мы не знаем, где пребываем – на небе или на земле. И этому в немалой степени содействует Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, проникнутое праздничным, светлым торжеством победы Христовой. А ведь это «Слово» – лишь крупица из того огромного духовного наследства, которое оставил нам вселенский учитель.

Братия и сестры! Святой Иоанн Златоуст потому и был вселенским учителем, что он был великим пастырем. Он был тем добрым пастырем, о котором слышали мы в сегодняшнем евангельском чтении. Добрым пастырем Христос назвал Себя, но и идущие за Ним пастыри Церкви Христовой и также полагающие жизнь свою за овец, тоже называются добрыми пастырями. Спаситель, назвав Себя Пастырем Добрым, дальше говорит: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой (Ин. 10:16).

После вознесения Спасителя Его учение, Его евангельский голос (призыв) донесли в народные массы ученики и их преемники, в числе которых был и святитель Иоанн Златоуст. При жизни святителя население Антиохии лишь наполовину состояло из христиан, в своём большинстве проводивших полуязыческий образ жизни. Ещё дальше от истинной религии были жившие в городе язычники. И вот те (полу-язычники) и другие (язычники) услышали голос Христа в проповеди святителя Иоанна Златоуста. Они узнали величие и спасительность Христовой истины, и неизмеримое превосходство светлой веры Христовой над мрачными языческими и полуязыческими суевериями. И весьма многие из них, как свидетельствует житие святителя, – принимали христианскую веру и крестились, а крещёные раньше – исправлялись. Так же успешно святитель Иоанн Златоуст «приводил и других овец в овчий двор» из отдельных стран: Сирии, Финикии, Скифии и прочих. И тем оправдывал великое звание доброго пастыря и вселенского учителя, приводящего и иных овец в Отчий дом.

Сегодня, в день памяти великого святителя и вселенского учителя, вознесём благодарение Господу за дарование святой Церкви сего доброго, любвеобильного пастыря-исповедника ибо «от небес принял он божественную благодать» и научил нас любить ближних и Бога «поклоняться в Троице Единому Богу»135. Помолимся и мы духоносному святителю, прося его молитв о нас, грешных.

«Уст твоих якоже светлость огня воссиявши благодать, вселенную просвети... отче, Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим». Аминь.

* * *

132

 Это поучение может быть использовано и в день его памяти 26 ноября.

133

 Тропарь.

134

 Изъяснение этой литургии дано в нашей работе «Божественная литургия» (опыт изъяснения применительно к пастырским поучениям).

135

 Кондак.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle