Источник

Сборник 2, Поучение 39Сборник 2, Поучение 41

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

40. 25 неделя по Пятидесятнице. О милосердном самарянине. О перегородках и их преодолении (Лк. 10:25–37)

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» (Еф. 4:5–6).

Сегодняшним Евангельским чтением, благочестивые слушатели, мы призываемся возлюбить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью, всем разумением и ближнего, как самого себя (Лк. 10:27). Так полно и совершенно любили и любят Господа святые угодники Божии. У большинства же нас, грешных, нет такой полной и безраздельной любви к Нему. И нет потому, что у нас нет живой, захватывающей всё наше существо веры в Господа, без каковой не может быть и животворящей, благодатной, лучезарной любви к Нему.

Но что значит веровать в Бога? Значит всегда чувствовать Его в своём сердце, как Источника своей жизни и во всём доверяться Ему. Веровать – значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому всегда, во всём проверять себя: не выйдет ли греха из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать. Не нарушу ли я волю Божию, не перечеркну ли какую-нибудь заповедь Его этим словом или этим задуманным мною делом? Подлинно верующий, верующий не на словах, а на деле – тот, кто творит волю Божию и исполняет Его заповеди.

В Евангельском чтении мы слышали, что Господь дал нам две основных заповеди: о любви к Богу и ближним (Лк. 10:27). Обратим сегодня, братия и сестры, особое внимание на вторую заповедь – о любви к ближним.

В нашей жизни мы постоянно имеем дело с людьми: и дома, и на улице, и на работе. Дома нас окружают родные, на кухне сталкиваемся с соседями по квартире, на улице – со знакомыми, на работе – с сослуживцами. Если подсчитать, то не так уже много у нас людей, с которыми каждый день встречаемся; ещё меньше знакомых и ещё меньше – родных. И по подсчёту окажется, что постоянное общение мы имеем с очень ограниченным кругом лиц. Остальных мы не знаем, для нас они чужие. О них мало думаем, или совсем не думаем, они не занимают места в нашей душе. Они от нас отделены районами города, улицами переулками, домами.

Даже тех, с которыми мы работаем, с кем знакомы, с кем живём в одном доме и даже подчас своих родных мы не всегда берём в свою душу, в своё сердце, не проявляем глубокого интереса к их внутренней жизни, не всегда сочувствуем им в их скорбях, не помогаем им в их затруднениях, бедах и невзгодах. Мы подчас тяготимся даже самыми близкими родными и стремимся отделиться от них стеной, перегородкой, ширмой и, быть может, ни о чём мы так много и сильно в быту своём не думаем, ничего так не желаем, как то, чтобы иметь отдельную комнату или хотя бы иметь перегородку, отделяющую нас от других. Это наша самая большая мечта. Кровные наши родные для нас подчас как чужие, и мы нередко мечтаем и от них, хотя бы на время, отъединиться. Так далеко заходит внутренняя отчуждённость людей, даже родных, единокровных.

Но перегородки и отчуждённость существуют только у нас, людей, но не у Бога. Он ничем не отгораживается от нас. Перегородки, которые мы готовы строить, и строим друг от друга, до неба не доходят. У Бога нет чужих, как нет забытых, обездоленных, сирых, отверженных. У Него мы все равны, как чада Его, как заблудшие овцы Его.

В сегодняшнем апостольском чтении вы слышали, как апостол Павел призывает к единению. Он говорит, что у нас один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех (Еф. 4:5–6). И здесь, в храме, мы тоже едины, здесь тоже нет перегородок. Все мы здесь в Доме Отца Небесного. У всех нам, собравшихся в храме, одна вера в Бога Отца и Сына Его – нашего Спасителя и в благодатную помощь Святого Духа. Все мы молимся одними молитвами, питаемся духовно одним Словом Божиим, наш дух живится одними и теми же песнопениями. Сотни записок заздравных и заупокойных прочитываются для всех. И мы должны молиться, и молимся не только за своих близких, но и за всех, чьи имена прочитываются с амвона.

Одними словами и одним сердцем возносим мы в храме свои молитвы и прославляем Бога. Здесь мы не спрашиваем друг друга, где живём. Здесь мы – единая семья Отца Небесного. Перегородки в храме исчезают. Мы постигаем здесь своё родство в Боге, свою духовную связь друг с другом. Здесь мы не чужие, а братья и сестры во Христе Иисусе.

О, если бы мы, выходя храма, сохраняли эту духовную связь друг с другом, эту близость в Боге! Тогда бы мы не забывали и дома молиться о тех, кто болеет, с кем случилась беда, так как для нас уже не было бы чужих и незнакомых, и болезнь любого человека болью отражалась бы в сердце каждого из нас. И мы уже не смогли бы не помочь ему молитвой, участием, состраданием, добрым словом. Вот такое братское, любовнее, сострадательное отношение к ближнему называется милосердием.

Как надо милосердствовать научает нас и сегодняшнее Евангельское чтение о милосердном самарянине. Все мы хорошо знаем эту притчу. Образ милосердного самарянина живо стоит в нашей памяти, приглашая подражать ему.

Но, может быть, кто-нибудь скажет: я хочу быть милосердным, но у меня ничего не выходит: на сердце жестоко и холодно. Почему это? Это потому, что любви нет к человеку. А её нет потому, что нет любви к Богу. Сегодня мы в Евангельском чтении слышали слова: Возлюби Господа твоего всем сердцем твоим (Лк. 10:27). Значит, начинать надо с любви к Богу. Но мы плохо веруем в Бога, так как живём без Бога в душе, лишь иногда и то мысленно вспоминаем о Ней. А если слаба вера, то слаба и любовь к Нему, а отсюда и к человеку.

Путь к человеку идёт только через Бога, через любовь к Нему. Надо сначала полюбить Бога, тогда душа просветится и смягчится, и сердце раскроется для милосердия, для любви и своих ближних.

Господи, укрепи в нас веру и любовь к Тебе, чтобы и люди для нас были не чужими, а близким, родными, были братьями и сёстрами в Тебе, Господе нашем Иисусе Христе! Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle