Источник

Сборник 2, Поучение 32Сборник 2, Поучение 34

Сборник № 2. Поучения на воскресные (недельные) праздники

33. 22 Рождественский пост. О пользе поста

«Попечение о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14).

В числе заповедей Спасителя, братия и сестры, есть строгая заповедь о посте (Мф. 6:16–18; 17:21). На основе этой заповеди святая Церковь установила посты: Рождественский, Великий, Апостольский (Петра и Павла), Успенский и каждую среду и пятницу.

Но что греха таить, мы не любим поститься, и чем пост строже, тем наше нерасположение к нему больше. Вот наступает Рождественский пост. У многих ли из нас наступление этого поста вызывает радостный, живой отклик? Не наоборот ли? Не заранее ли мы уже готовим всякого рода отговорки и тайные и явные возражения против поста, как будто пост – наш враг, покушающийся на здоровье и жизнь нашу?

Куда делась наша вера, наша готовность быть на послушании у Господа, наша преданность Его заповедям и духу Его Божественного учения? Мы испытываем испуг, страх, смущение перед постом и пригорюниваемся и жалобимся, не пытаясь даже вникнуть в благодетельную суть поста.

Ведь что такое пост? Пост есть воздержание. Воздержание, уверенность во всём, в чём мы обычно разрешаем себе излишества: в помыслах, в словах, делах и больше всего в том, в чём мы постоянно спотыкаемся и грешим, отчего духовно или телесно страдаем и погибаем. При наступлении поста каждый должен подсказать себе, от каких излишеств он больше всего страдает, чтобы с ними начать в посту бороться.

Пост с этого и должен начаться: с проверки себя, с прямого и решительного вопроса себе самому: как я живу, куда я иду: к Богу или от Бога, возрождаюсь или погибаю, умеряю свой греховные потребности или привычки или увеличиваю их.

Пост напоминает нам, своенравным и слабовольным, что «не широким, а узким путём» призываемся мы идти, что неизбежна для нас самая суровая, беспощадная и непрерывная борьба с самим собой за обновление и возрождение своей души, за уподобление Богу того образа Божия, который запечатлён в духе каждого из нас.

Так заглянем же, братия и сестры, внутрь самих себя. И вот, кто из нас привык много говорить, судить людей, лукавить, обманывать, празднословить, тот должен начать пост с задержания от излишеств в языке. Пусть все болтливые люди вспомнят, что Христос нам разрешил пользоваться только двумя притом самыми краткими словами: да-да и нет-нет (Мф. 5:37).

Кто привык легко, по каждому пустяку волноваться, вскипать, раздражаться, гневаться, допускать взрывы вражды, неприязни к своим ближним, тот должен начать пост с борьбы со своей распущенностью и расслаблением своей воли. Пусть каждый из вспыльчивых, нервных людей вспомнит, что лучшее лечение нервных больных и распущенности заключается в самовоздержании, в самообуздании, в создании навыков молчания, терпения, смирения, преданности воле Божией при всех жизненных обстоятельствах (Лк. 21:19; Мф. 10:23). Кто привык обильно кушать, переедать, перенасыщаться, увлекаться вкусными кушаньями, быть лакомкой, сладкоежкой, тот призывается начать пост с постных блюд, с умеренного, ограниченного употребления пищи. Пусть чревоугодники ужаснутся от слов, сказанных по их адресу, что богом их является чрево их (Флп. 3:19). Пусть вспомнят они слова Спасителя: Не заботьтесь для душ ваших, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело – одежды (Мф. 6:25) и вспомнят, что не единым хлебом жив будет человек (Мф. 4:4).

Удивительное дело, когда врач предписывает нам диету, то мы соблюдаем её, т. е. ограничиваем себя в пище. А вот когда Врач Небесный, Господь наш, предписывает нам Свою, заведомо полезную, спасительную диету, то мы всячески уклоняемся от неё.

Братия и сестры! Для чистого – всё чисто (Тит. 1:15), а для нечистого, похотливого, грешного человека всё превращается в нечистое, или осквернённое. Хотя человеку и всё позволено, но не всё ему на пользу, ибо ничто не должно обладать им (1Кор. 6:12). Пища всех родов и сортов сама по себе не греховная и позволена человеку, но, однако, в своё время и при особых условиях. Но никогда не позволены ему излишества, пресыщения, пристрастия и наслаждения ею, какова бы она ни была.

Ведь и в дни поста можно объедаться и наслаждаться вкусно приготовленным винегретом, грибной лапшой, первосортным компотом или вкусным вареньем и печеньем. Это будет уже не пощение, не самоограничение, а грубый самообман: будто пощусь, а на самом деле, объедаюсь, наслаждаюсь. Питаться, кормить своё тело надо, но наслаждаться и увлекаться пищей нельзя, ибо в этом случае попечение о плоти (теле) превращается в похоть (Рим. 13:14), т. е. в явный грех.

Оскверняет человека не то, что извне входит в него, а то, что из него самого исходит (Мк. 7:15), т. е. не пища сама по себе оскверняет, а отношение к ней человека, когда она (пища) в избытке принятая, производит в человеке телесные возбуждения, страстные желания, вспыльчивость, гневливость, ссоры и прочее.

Часто слышится возражение против поста среди людей больных или престарелых, физически слабых, отягчённых немощами духа и тела. У таких людей телесное истощение и есть их невольный пост телесный. И здесь следует заботиться уже не столько о телесном, сколько о духовном посте. Здесь спасительным будет усиление смирения и терпения в несении болезней или старческих немощей, усиление трезвенности духа и молитвенности. И тогда улучшение духовного состояния укрепит и физические силы.

Как Господь учит нас творить пост? Он говорит, что когда поститесь, то не будьте унылы (Мф. 6:16), мрачны, скучны, и не трубите о своём посте, а поститесь тайно (Мф. 6:18), смиренно, скромно, чтобы не превращать добродетель в порок; своё воздержание в пище в средство самопревозношения, противопоставления себя другим, не постящимся.

Иногда слышится вопрос: «А как быть, если я живу в не постящейся семье, а как быть, если я хожу в гости, и сама принимаю в пост гостей, а как быть, если кругом меня никто соседей не постится»? Если ты живёшь в семье не постящейся, и для тебя не могут готовить постной пищи или, когда поднимают ссору и вражду из-за твоего пощения, то, ради мира в семье, пользуйся общим столом и усиль пост духовный.

Если в дни поста ты попадаешь в гости, то кушай, что подано без всякого исследования (1Кор. 10:27). Пусть хозяин не от тебя обличится и осудится, а от Самого Бога (Рим. 14:12). Если ты сама принимаешь гостей, то угощай всем тем, что имеешь, не хвастаясь и не намекая, что постишься. Если постишься и ешь овощи, то не осуждай и не унижай соседей, если они не постятся, ибо всякий поступает по удостоверению ума своего (Рим. 14:2–5), и сам даст отчёт Богу (Рим. 14:12).

Приготовляя на кухне пищу или употребляя её, мы должны учесть обстановку: не соблазняет ли кого, что я приготовляю или вкушаю, скажем, мясо, когда оно не положено. Если, ты сама в пост соблазнилась мясом, то не дерзай соблазнять, вводить в искушение соседа. Ибо за него ты ответишь перед Богом больше, чем за себя саму, ибо сказано: горе тому человеку, через которого соблазн приходит... лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его в глубине морской (Мф. 18:6–7).

Видите, братия и сестры, как страшно, как опасно соблазнять людей своим поведением, в том числе и питанием. Поэтому апостол и говорит: лучше не есть мясо, не пить вина, и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, соблазняется и изнемогает (Рим. 14:21). Нет, – продолжает тот же апостол, – лучше не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1Кор. 8:13). Бог зовёт нас к чистоте и святости (1Сол. 4:7) и Царство Его – не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).

Ох, как все мы нуждаемся в этих добродетелях и как горько, что их не имеем! Прислушаемся в заключение к тому, что говорит о посте преподобный Серафим Саровский: «Пост в том, чтобы не есть много, не разбираться между снедями вкусными и невкусными. Пищи употреблять каждый день столько, чтобы тело, укреплялось, было другом и помощником душе в совершении добродетели.

...Постись..., и ангел Господень прилепится к тебе. Пост, братия и сестры, время благоприятное, «светлое и радостное», как говорит преподобный Феодор Студит. Не преминем воспользоваться им, чтобы возродиться духом и достойно встретить великий праздник Рождества Христова. Аминь.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle