Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии
53. Седмица 6 по Пасхе. Вознесение Господне. Значение праздника Вознесения Господня (Лк. 24:36–53)
«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа...»76.
Вчера, братия сестры, святая Церковь отпраздновала отдание Пасхи. Сорокадневное празднование светлого Христова Воскресения тем самым было закончено. В эти истекшие сорок дней мы призывались пережить как бы и своё собственное воскресение, точнее, своё совоскресение с Христом. Наша душа должна была войти в новое, высшее состояние, испытать особое духовное просветление, обновление. Воскресший Христос возводил нас «от смерти к жизни и от земли к небеси». Мы «смерти праздновали умерщвление, адово разрушение, иного жития вечного начало». Любя воскресшего Христа, мы призывались любить, «обнимать друг друга», любить всё окружающее. О счастливое, о блаженное время! Как много духовно приобрёл тот из нас, кто в эти сорок дней, имея духовную, жажду, пил чашу «воды живой», был в непрерывном духовно-благодатном общении с воскресшим Христом и со своими ближними.
Воскресение Христово, как об этом мы уже не раз говорили раньше, явилось залогом и началом (начатком) и нашего воскресения (1Кор. 15:20). Христос своей смертью «смерть поправ», избавил нас от торжества смерти, от безраздельного господства её над нами, говорили и говорим вместе с апостолом: Смерть, где твоё жало, ад, где твоя победа (1Кор. 15:55). Мы говорили и говорим вместе со святителем Иоанном Златоустом: «Воскресе Христос, и ни единого во гробе. Ни один из умерших не останется на веки вечные во гробе, в земле. Все восстанут силой Божией при втором пришествии Христовом в телах нетленных, бессмертных, небесных. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и все мы воскреснем. Воскреснем в таком же преображённом, нетленном, небесном теле, в каком воскрес и Христос. Вострубит труба, – говорит апостол, – и мёртвые восстанут нетленными, бессмертными..., и смерть пожерта будет победою (1Кор. 15:52–54). Вот о чём, между прочим, говорит нам воскресение Христово, вот каково значение его для нас.
Каково же значение Вознесения Господня?
Вознесение Спасителя обозначало возвращение воскресшего Сына Божия к Отцу Небесному и к той божественной славе, которую Христос имел до Своего воплощения. Вочеловечившись, Он Себя умалил, принял зрак раба и сделался во всём подобным человеку, кроме греха (Флп. 2:6–8). Божественную славу Свою, её сияние Он скрыл от людей, как бы оставил на небе у Отца Своего, а вновь обрёл её лишь после Своего воскресения. Во время земной жизни Своей Христос лишь однажды показал ученикам славу Свою на горе Фавор, и то в меру восприятия их («якоже можаху»).
Уже само воскресение Господа сопровождалось сиянием славы небесной, озарившей стражу и ангелов (Мф. 28:2–4) и могло обозначать, что за воскресением сразу же последует полное вознесение к Отцу, в царство Славы Его. Но, однако, этого полного и окончательного вознесения ещё не произошло, не произошло потому, что Христу надлежало ещё являться ученикам, чтобы довершить сообщение им тайны Царствия Божия (Деян. 1:3) и приготовить их к сошествию на них Святого Духа после Его вознесения. Когда всё это было совершено, произошло полное, окончательное вознесение Сына Божия и Отцу Небесному. Оно произошло в том же изменённом, преображённом, небесном теле, в каком и воскрес Христос. А это значит, что в таком же изменённом небесном теле вознесёмся и мы, когда по зову ангельской трубы, силой Божией все изменимся и восхищены будем на небе для окончательного решения нашей участи на суде правды и милости Божией. Вот обо всём этом и напоминает нам вознесение Господне.
Но не только такое значение имеет для нас этот праздник Господень. Он напоминает нам и об обетовании ниспослания Святого Духа на апостолов и Церковь Христову, которым (обетованием) не раз Христос и утешал их. Так, зная, что сердца, апостолов наполнятся скорби (Ин. 16:6) при Его вознесении, Христос заранее, в прощальной беседе, говорил им: Лучше для вас, чтобы Я пошёл (к Отцу) ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам, а если пойду, то пошлю Его вам (Ин. 16:7). А Утешитель, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать обо Мне (Ин. 15:26), наставит вас на всякую истину и грядущее возвестит (Ин. 16:13).
Обетование о ниспослании Святого Духа Христос повторил апостолам и в самый дань Своего вознесения: через несколько дней после сего (вознесения)... вы приимете силу, когда сойдёт на вас Дух Святой (Деян. 1:5, 8). Во всех этих словах Христа мы видим не только заботу Его о Своих учениках, но и указание на то, что в нашем спасении вслед за Христом принимает участие и Третье Лицо Пресвятой Троицы – Дух Святой.
Значит, не только Христос, хотя и вознёсшийся, будет пребывать с нами до скончания века, как обещал ученикам Своим (Мф. 28:20), но и Святой Дух благодатными дарами Своими будет всегда в Церкви Христовой, «немощная врачуя и оскудевающая восполняя». Это Ему мы вновь запоём в день святой Пятидесятницы: «Прииди и вселися в ны».
Братия и сестры! В сегодняшний праздник Вознесения Господня мы духовно радуемся и торжествуем. Сердца наши вслед за вознёсшимся Христом устремлены на Небо, туда, где наш Отчий дом, где подлинная родина наша. Рано или поздно, но неизбежно всем нам надлежит отправиться туда. Там встретит нас не только Отец Небесный с ангелами и святыми угодниками, но встретят и все родичи наши, «от века» умершие и переселившиеся туда, где «жизнь бесконечная». Мы всего лишь «странники и пришельцы» на земле сей, взыскующие «грядущего града». Небо – центр наших тяготений, единение с Отцом Небесным – вожделенная наша цель жизни. Но сегодня сердца наши преисполнены ощущением теснейшей связи неба и земли. Под своими ногами мы сегодня особо чувствуем землю нашу с её заботами и скорбями, о её делами добрыми и худыми, а над головой нашей радостно чувствуем открытое благодатное небо, где нас ждёт правда и милость Божия. Для нас сегодня весьма до́роги и земля и небо. Земля потому, что на ней Сын Божий совершил наше спасение, и от этой земли Он сегодня (по воспоминаниям праздника) вознёсся к Отцу Своему, и на эту же землю, на Церковь Христову, через несколько дней снизойдёт благодать Духа Святого (по воспоминаниям праздника святой Троицы). Открытое, благодатное небо нам дорого потому, что именно там завершится и определится всё то, что творится нами на земле.
Во все великие праздники мы всегда, проникновенно чувствуем и сердцем улавливаем благодатную связь и единство во всём трудном, но вместе и благодатном деле нашего спасения, совершаемом на земле и завершаемом на небе. И сегодня душа наша поёт: «да радуются небеса; да торжествует и веселится земля». Земля отдаёт сегодня небу Сына Божия, небо готовился ниспослать на землю Святого Духа. И всё это творилось и творится по благой воле Отца Небесного, Владыки земли и неба, Церкви земной и небесной.
Братия и сестры! Вся Пресвятая Троица принимает участие в нашем спасении. Бог Отец, любя нас, посылает возлюбленного Сына Своего, чтобы избавить нас от греха, проклятия и смерти. Сын Божий совершает это избавление. Дух Святой вспомоществует нашему спасению благодатными дарами Своими. Через десять дней мы будем прославлять святую Троицу и особо – Духа Святого. Будем же готовиться к этим дням, чтобы и нам удостоиться даров Святого Духа и войти в духовно-благодатное общение со всей Пресвятой Троицей.
Святого Духа мы доселе ещё не получили по греховности нашей в той мере, в какой это нужно для нашего обновления и возрождения. Значит, праздники Святой Троицы и Святого Духа для нас должны быть праздниками духовно-благодатного насыщения. Это, следовательно, самые насущные дни и самые радостные для нас праздники. Апостолы десять дней пребывали в молитвенном общении с Богом и друг с другом, прежде чем получили огненные языки. И нам необходимо эти десять дней провести в воздержании, строго, молитвенно, во взаимном примирении, в трепетно-благоговейном ожидании посещения Божия.
Господи! Помоги нам войти в молитвенно-духовное единение с Тобой в грядущие дни великих праздников. Троице святая, Боже наш, слава Тебе! Аминь.
* * *
Тропарь.