Источник

Сборник 1, Поучение 49Сборник 1, Поучение 51

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

50. Неделя 5 по Пасхе. О самаряныне. О стяжании благодати Божией (Ин. 4:4–42)

«Вода, которую Я дам, сделается в человеке источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14)

В наступившую пятую неделю по Пасхе, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию беседу Спасителя с самарянкой. По своему смыслу эта беседа примыкает к евангельскому чтению предыдущей недели – о расслабленном, являясь, как бы продолжением и завершением этого чтения.

Тридцать восемь лет пролежал расслабленный в купальне при Вифезде, проходя великую школу терпения и веры в возможность исцеления от движения воды. Когда Христос сказал ему: Встань, возьми постель твою и ходи, он не подумал: не шутит ли этот человек, приказывая мне, пролежавшему 38 лет при купальне, вдруг, минуя действие воды, встать и идти домой. Не подумал так потому, что когда услышал слова Христа (встань... и ходи), то неожиданно почувствовал действие в себе исцеляющей силы этих слов Христа, а вместе и веру, и исцеление действием именно этих слов Спасителя. И он, движимый этой верой и этой исцеляющей силой слов Божиих, действительно встал и пошёл.

Вода купальни оказалась уже ненужной; его подняла на ноги и исцелила не эта вода Вифезды, а Тот, Кто Сам источал благодатные токи. Как это могло произойти?

Подробный ответ на этот вопрос, братия и сестры, даёт Христос в беседе с самарянкой. Беседа эта произошла в Сихаре, когда Христос, утрудившись в пути, присел у колодца Иаковлева и попросил воды у самарянки, пришедшей из города за этой колодезной водой. Просьба Христа вызвала недоумение у женщины: как он, будучи иудей, может просить воды у самарянки, женщины того народа, который презирался евреями.

Христос, желая перевести беседу на духовно-спасительную для самарянки тему, стал раскрывать перед ней понятие о воде живой, которая, будучи даром Божиим, сама является источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4:14). Трудно было самарянке уразуметь благодатную природу этой другой, неведомой для неё воды, как и понять, кем же является этот таинственный её собеседник, однако, она незаметно для себя стала проникаться доверием к Нему и подпадать под Его благодатное воздействие.

Так ей сначала захотелось не иметь постоянной жажды и не приходить на колодезь черпать воду (Ин. 4:15). Это она и высказала Христу, «предпочитая уже, – говорит святитель Иоанн Златоуст – Его Иакову» и тем проявляя «душу благомыслящую»67.

Теперь надлежало пробудить в ней духовную, высшую, спасительную жажду и потребность в средствах к её удовлетворению. И вот Христос напоминает ей о её зазорной жизни, о пяти мужьях, из которых последний не был настоящим мужем, т. е. был скрытым, тайным прелюбодейцем. И что же жена-самарянка? «Она, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не досадует, не бежит от Него..., а с кротостью принимает обличение, проявляя удивление Ему»68. Вижу, – говорит, – что ты пророк (Ин. 4:19).

Вслед за удивлением она проявила любомудрие: в ней пробудилась потребность получить разъяснение на некоторые религиозные вопросы, и прежде всего на наболевший вопрос – о месте поклонения Богу. Отвечая ей, Христос призывает её к вере в то, что приблизилось время поклонения на всяком месте, и укоряет её, что она не знает, Кому же следует поклоняться. Ибо, как указывает святитель Иоанн Златоуст, «она думала, что Бог ограничивается местом и существует в одной какой-либо стране»69. Итак, что же такое Бог, где и какое надлежит Ему поклонение?

И вот Христос раскрывает пред самарянкой высокое христианское учение о Боге, как Духе и о поклонении Ему в духе и истине и на всяком месте (Ин. 4:21–24). Возвышенное, божественное учение Христа о Боге и поклонение Ему в Духе возвысило собственный дух самарянки, углубило понимание ею души и ответило её внутренним, сокровенным ожиданиями пришествия Мессии... Знаю, – ответила она Христу, – что придёт Мессия, т. е. Христос. Когда Он придёт, то возвестит нам всё (Ин. 4:25). На это Христос ответил: Это Я, Который говорит с тобой (Ин. 4:26).

Мы видим, братия и сестры, что всё, услышанное от Христа, воспринялось самарянкой как истинное и спасительное, и она, по словам святителя Иоанна Златоуста, так «воспламенилась им, что оставила и водонос, и дело, для которого приходила и, поспешив в город, весь народ увлекла к Иисусу»70. Так самарянка превратилась в апостола, в жену-благовестницу о Христе среди своих сородичей.

Как она проповедовала? Она не постыдилась сказать народу: Он сказал мне всё, что я сделала (Ин. 4:29). «Если бы она была более чувственной, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – то скрыла бы сделанное ей Христом обличение, а она наоборот, открывает свою жизнь, чтобы привлечь всех к Христу-прозорливцу». И её пламенная апостольская проповедь имела большой успех: Многие из города того уверовали в Него по слову женщины (Ин. 4:39). Придя к Христу, они просили Его побывать у них. И когда Он пробыл у них два дня, то ещё большее число уверовало по Его слову (Ин. 4:41). Они уверовали, что Он истинно Спаситель мира, Христос (Ин. 4:42).

Так завершилось кратковременное общение Христа с самарянкой и самарянами.

Как трогательно и поучительно по своим результатам это общение! Самарянка совершенно преобразилась, как преобразился и её народ в результате встречи с Христом.

Сравнивая завистливое и явное враждебное отношение к Христу еврейских книжников и фарисеев с отношением к Нему самарян и самарянки, мы видим, как быстро уверовали во Христа последние, как мало потребовалось времени, чтобы ими, – отверженными и презираемыми, – Христос был воспринят как Спаситель мира. Почему так произошло? Как это было возможно?

Это оказалось возможным благодаря непосредственному влиянию на самарян Самого Христа, Его Божественной Личности и излучающей Ею благодати. Непосредственное и благодатное влияние Христа в свою очередь стало возможным благодаря жажде духовного обновления и доверия самарян Христу. А всё это со своей стороны стало возможным благодаря близости и родственности Христа душе человеческой. Эта-то близость и родственность с особой силой и оказалась именно в момент встречи с Христом.

О родственности нашей души Христу так говорит апостол Павел: Тайна от века в том, что Христос в нас (Кол. 1:27), т. е. наша душа по своей «природе христианка», она – христоносец, духоносец и полноту и смысл жизни находит только во Христе. Благодаря этому самарянка, как и её сородичи, непосредственно и восприняла от общения с Христом токи живой воды, т. е. благодати Христовой. И когда она устремилась проповедовать Христа среди своего народа, то действием, излиянием этой благодати Христовой покорила Христу многих и подготовила к встрече с Ним остальных. Так наглядно сказалось при встрече Христа с самарянкой действие живой воды, т. е. благодати Божией.

Братия и сестры! Святая Церковь, предлагая нашему назиданию беседу Христа о самарянкой, зовёт нас подражать ей. «Будем, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – подражать самарянке. Будем беседовать с Христом. Он и теперь среди нас предстоит и говорит нам через пророков и через учеников Своих. Будем слушать и повиноваться»71.

Может быть, кто-нибудь из слушателей, читателей, скажет: самарянке легко было при встрече лицом к лицу с Христом повиноваться Ему и пользоваться Его благодатью, а вот нам беседовать с Ним и получать благодать труднее. В вопросе этом, однако, кроется недоразумение. Беседовать с Христом, воспринимать Его и Его учение, беседы Его с самарянкой, с Никодимом, учениками, народом, воспринимать Его чудеса, страдания, смерть, воскресение, вознесение, – всё это доступно нам через Евангелие и святые таинства Церкви Христианской, которые помогают нам проникаться верой в Господа, общаться с Ним своим сердцем и душой. Это благодатное общение с Господом возможно потому, что Христос воскрес и пребывает в верующей душе каждого христианина.

Если Христос не воскрес бы и не вознёсся, то Утешитель не был бы послан. Тогда не было бы дня святой Пятидесятницы, не было бы преизобильных даров Святого Духа, не было бы Церкви Христовой, не было бы спасения. Но Христос воскрес, и мы «смерти празднуем умерщвление и иного жития вечного начало». Воскресший Христос может даровать нам эту Её полноту благодати, какую даровал самарянке при встрече с ней у колодца Иаковлева.

Братия и сестры! Кто из нас дерзнёт пренебрегать дарами благодати Христовой? Кто откажется от них? Но, может быть, найдутся среди нас и такие, которые спросят, а где искать благодать? Когда, за что и где она даруется?

Благодать Божия даруется при каждом искреннем и глубоком покаянном чувстве, при сердечной молитве, при всяком добром деле и примирении с ближними, при всяком воздержали и от греха, памятовании о Боге, часе смертном и жизни за гробом. Сокровищницей, хранительницей и раздаятельницей благодати Божией является Церковь Христова. Хорошо, конечно, помолиться и дома, но лучше, благодатнее общественная молитва в храме. Хорошо пережить покаянное чувство наедине с собой, но лучше, благодатнее покаяться в храме Божием на исповеди. Хорошо читать дома Слово Божие и входить во внутреннее общение с Христом, но полнее и благодатнее это общение при принятии пречистых и животворящих тайн Тела и Крови за Божественной Литургией.

Так будем же заботиться о своём спасении, будем ревновать о вере в воскресшего Господа и о стяжании благодати Христовой к храму Божию.

Помоги нам во всём этом, Господи! Аминь.

* * *

67

 Творения, т. 8, книга 1, стр. 208.

68

 Творения, т. 8, книга 1, стр. 208–209.

69

 Там же, стр. 213.

70

 Там же, стр. 218.

71

 Там же, стр. 204–205. О качествах самарянки, подражать которым зовёт нас святитель Иоанн Златоуст, см. там же, стр. 201, 204, 208, 215.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle