Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии
34. 5 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О самоосуждении
В предыдущих двух беседах о молитве преподобного Ефрема Сирина мы, благочестивые слушатели, рассмотрели последние прошении этой молитвы о «зрении» своих согрешений и о «неосуждении» брата своего. Спросим ещё раз: для чего нам нужно «зреть» свои согрешения? Для того чтобы осуждать себя за них и через покаяние освобождаться от них.
Почему нельзя осуждать других? Потому, что как преступник не может судить преступника, так и грешник не может судить грешника. Если же он судит, то горячие угли собирает над собственной головой. Привычку судить других необходимо заменить привычкой следить за собой, зреть свои собственные согрешения и судить лишь себя самого.
Если мы будем пристально и неукоснительно зреть свои согрешения, то увидим засилье над собой греха, полное господство его над нами. Мы увидим также и то, что особенно важно, что наша постоянная привычка судить других, а не себя самих ничем не оправдана, что мы, утопая в трясине собственного греха, осуждением других лишь увеличиваем свою греховность, занимаемся делом, для нас гибельным. И тогда откроется нам, что следует заниматься лишь самоосуждением. Только в этом случае мы узрим, что сами являемся виновниками наших столкновений с ближними и осуждения их, узрим, что источник греха сидит не в них, а в нас самих. Только тогда мы увидим в глазу ближнего лишь сучок греха. Бревно же целое, огромное, страшное бревно греха увидим в своём собственном глазе. И тогда мы поймём призыв Спасителя, прежде всего, вынимать бревно из собственного глаза. Научившись делать это, научившись борьбе с собственным грехом, мы можем помочь и брату своему вынуть сучок из глаза и, таким образом, будем уже не судить его, а помогать ему в деле спасения. А ведь к этому и призывает нас Господь наш Иисус Христос. Помолимся Ему: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя согрешения и не осуждати брата моего!» Аминь.