Пять вновь открытых икон кисти Симона Ушакова

Источник

Имя Симона Ушакова известно каждому, кто хотя сколько-нибудь интересуется православной русской иконографией. Г. Ф. Филимонов посвятил особое исследование этому иконописцу: «Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи». – Произведения Ушакова известны все наперечет и более или менее обследованы. – Тем приятней было нам недавно найти еще неизвестных доселе пять икон, принадлежащих Симону Ушакову. Иконы эти находятся в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. – Вот их краткое описание.

1. Господь Вседержитель (надписи Іис. Хс. – Гдь Вседержитель; в крещатом нимбе: «ωoн»), восседает на троне, ноги покоятся на подножии. Десница Господа благословляющая, шуйца поддерживает лежащее на левом колене евангелие, раскрытое на словах «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не осуждать дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:16). Сверху слетают два ангела с орудиями страданий Христовых. К ногам Господа припали – «Святой Иоанн Предтеча» и «Апостол Петр», т. е. ангелы царей Петра и Иоанна Алексеевичей. – Внизу иконы подпись: «з р ч» (следующую затем букву нет возможности разобрать. Очень может быть, что здесь разумеется 7191-й год, т. е. 1682–3 г., когда были написаны следующие две иконы.) «и (?) писал Симон Федоров сын по прозванию Симон Ушаков и товарищи». – Размер иконы 2 арш. 6 вершков >< 1 арш. 7 верш. Икона помещается по правую сторону царских дверей.

Северные и южные двери иконостаса:

2. а) «Святой Архидиакон Никанор», в стихаре, украшение которого напоминает русское шитье, в руках держит орарь. Размер иконы 2 арш. 14 в. >< 1 арш. 11/2 в.

3. б) «Святой Архидиакон Стефан» в стихаре (орнамент – цветы), перепоясанном орарем; в правой руке держит кадило, в левой – шестиугольную коробку (ладаницу?). – Размер иконы 2 арш. ><1 арш. З1/2 в.

Сравнение характера письма этих двух икон с другими произведениями Ушакова (напр., Господь Вседержитель, о котором только что сказано) не оставляют сомнения в том, что архидиаконы Стефан и Никанор писаны Ушаковым. – В документах М. От. Об. Арх. М. И. Дв.1 мы нашли лишь сведение о написании этих икон в 1683 г., но без упоминания об иконописце.

4. Икона избранных святых, соименных членам семейства Царя Алексея Михайловича. Вверху, на облаках, – Знамение Богоматери (надпись: «Мр. ϴу»), с Богомладенцем в недрах (в крещатом нимбе Спасителя буквы: «ω. О. Н.», что значит «Сущий»). Внизу, направо от зрителя, представлены: а) «Святой Алексий», – в белом клобуке (с херувимом), в саккосе, украшенном крестами и травами, и омофоре, правая рука простерта, в левой книга; b) «Святой Алексий человек Божий» – в рубище, без обуви, руки молитвенно простерты; с) «Священномученица Ирина», – в царских одеждах, тщательно орнаментированных, руки молитвенно простерты, на голове корона; d) «Преподобная Евдокия» – в преподобнических одеждах, на кукуле вышит крест красного цвета, руки молитвенно простерты; е) «Святая Анна» в нижней зеленой одежде и в красной мантии, руки молитвенно простерты; f) «Святая София» – в розовых одеждах, на кукуле вышит красный крест, руки молитвенно простерты. – Налево от зрителя изображены: g) «Святой Феодор» (Стратилат) – в панцире и латах, сверху одета красная мантия, правая рука простерта, в левой – восьмиконечный крест; h) «Преподобная Мария» – в рубище, полунагая, десница приложена к груди, шуйца простерта; i) «Священномученица Екатерина» – в царских одеждах, тщательно орнаментированных, на голове корона, руки простерты; j) «Святой Симеон» (Персидский), – в саккосе и омофоре, в деснице книга, шуйца с именословным перстосложением; k) «Преподобная Марфа» – в преподобнических одеждах, руки молитвенно простерты; l) «Преподобная Мария» – в преподобнических одеждах, на голове кукуль с вышитым на нем кружевным красным крестом; m) «Священномученица Татиана» – в красных одеждах, с крестом в деснице и с простертою шуйцей. – Размер иконы: 2 арш. 5 в. >< 1 арш. 121/2 в. Помещается она в иконостасе, в ряду местных икон. Характер письма иконы указывает на Ушакова, как на её художника. – Но последняя реставрация иконы, произведенная в текущем году, по мнению проф. Н. В. Покровского, с которым мы осматривали эту икону, произвела значительные изменения (конечно, к худшему) в ней.

Находящаяся в алтаре собора икона седьмого вселенского собора должна быть признана одним из замечательных произведений кисти Симона Ушакова, хотя он и не сделал на ней своей подписи, но все обширные надписи на этой иконе, несомненно, писаны им, – это очевидно из сличения их с подлинными собственноручными челобитными Ушакова, хранящимися в Московском Отделе Общего Архива Министерства Императорского Двора. – Характер письма этой иконы также вполне соответствует характеру письма на других известных произведениях Ушакова. – Удивительно, что до сих пор ни один исследователь не обращал внимания ни на эту, ни на остальные четыре иконы (из иконостаса собора) Ушакова в Новодевичьем монастыре, – а между тем они представляют большой научный и художественный интерес.

«Святой вселенский VII синод, второй раз собравшийся в Никее, на иконоборцы». – В верхнем, правом углу иконы представлены палаты. Здесь, посредине, под балдахином на двойном троне восседают царь Михаил и мать его царица Феодора. Над ними икона Богоматери. – Налево под шатром – сонм женщин, направо – под шатром же – сонм епископов и пресвитеров. – Сзади многоглавая церковь. – Против этого изображения на полях надпись: «Иоанн Пресвитер, и местоблюститель восточных архиереев поведали отцам, присутствующим на святом синоде, как и когда, и откуда началась злейшая богомерская христианооглагольников и иконокрушителей ересь. Безбожным арабом при амире умаре, был амир Езид, муж легкоумен некий, в восьмой год царства Льва Исавра. Был же некто в Тивериаде, вождь пребеззаконных Иудеев, чароволшебник, демонов душевредных орган, именуемый четыредесятолаботный, злоумный враг церкви божией, иже увидел держащего Езида легкоумность, и потому пришел и начал волшебствовать некая, и обещал ему лета четыредесять при том его начальстве пробыть, и все иконы Божие христиан истребить повелел. Он же послушал его, и везде во всем его начальстве в Сирии, и Индии, евреи, и арабы в церквях и в домах, и на торжищах крушили иконы: мазали и строгали, христиане бежали, да не своими руками сие сотворят. Езид же амир, не пребыв в начальстве оном и полутора лет, умер, и отошел в вечный огонь. Сын же Езидов Улид, негодовал на чаровника и убийцу отца своего, повелел его убить студною смертью, и от данного отцом его изречения на святые иконы, отрекся. И снова христиане святые иконы в первой чести имели. Сие еврейское учение царь Лев Исавр написал, имея у себе в великой любви некоего визиря, иже первый был христианин, был же у арабов в пленении, веры отступил, и к арабам пристал. Помоществовал же царю в иконоборстве и лжеепископ наколийский, и те два царя, чьё злочестие коварно и лестно подано. В первом десятилетии царства своего, повелел царь явленно по всему своему царству из церкви образы извергать, думая, что будет сие идолослужением. Герман же патриарх противился ему первое через послов, также и сам с ним беседуя, указывая от писания, что образы святые уже семьсот двадцать пять лет в церкви чествовались. Царь же много обличаем от патриарха, и он изгнал его заушенно и воинственно, на место же его посадил Анастасия иконоборца, который поучал царя в большинстве иконоборству. При этом царе Льве за святые иконы пострадали: Герман патриарх, Иоанн Дамаскин, Емилиан Кизический епископ ва... и Прокопий Декаполити, Феофил монах, Феодор епископ Графоров, Павел и Феостериск, Феофил монах, Иоанн игумен кафарров, Ипатий Лидский епископ, Андрей иерей, Григорий Лимниодский монах, Евдемон епископ лампсакийский, Никита епископ аполиниадский, Иоанн епископ готфский. – После Льва Исавра стал царем сын его Константин Копроним, при нем же пострадали: Андрей Критский, Стефан новый исповедник, Павел монах в Кипре, три монаха в Константинополе. После же смерти Копронима был царем Лев, сын его также иконоборец. После него царство приемлют Константин, сын его, и мать его Ирина и в пятый год царства их, Павел, святейший патриарх Константинопольский, отрекся патриаршества, и облекся в монашескую одежду, отошел во обитель Флорову. Царица же пришла к нему с сыном своим умоляла его принять-таки престол свой. Он же сказал: если вселенский синод не соберется, и прелесть сущая между вами не отгонится, спастись невозможно. Царица, услышав это, плакала, и дала обещание собрать синод. Он же благословил её, но вскоре умер. После него избрали патриархом Тарасия, он же не хотел, чтобы синод вселенский не собирался, дабы быть церкви во единстве, и так рукоположили Тарасия патриархом и тотчас царь Константин, и мать его Ирина, и патриарх Тарасий писали Адриану папе, прилежно просили его самого прибыть в Константинополь или прислать послов на примирение и соединение церкви божией. И в седьмое лето царства их, прибыли от папы послы, и отовсюду собрались епископы в Константинополь на синод. И когда заседали в церкви святых апостолов, воины иконоборцы, подученные некими той же ереси епископами, разогнали собор, они же по совету царя уступили на время. В восьмой же год царства их собрался седьмой синод в Никее, триста шестьдесят семь святых отцов, которые и установили святые иконы чествовать, их же имена и отчасти малые некие их глы здесь присутствовавшие». – Налево, в углу, – палаты – здание с колоннами. В палатах св. царица с иконой Богоматери на груди. Сзади царицы – сонм женщин и святителей. Пред царицей лики монахов, поклоняющихся иконе, среди них один – в белом клобуке (патриарх?). – Вверху – ангелы держат иконы Спасителя и Нерукотворенный убрус. – Дальше – представлена внутренность пятиглавого храма, украшенного иконами Спасителя, Богоматери и др. Посредине церкви св. царица с иконой, Диакон с крестом в руках. – Два святителя в саккосах и омофорах, на головах митры. Два преподобных инока, в нимбах, делают земные поклоны. – Ниже – палаты, вверху которых, между трех узеньких, с решетками, окон – три иконы Деисуса – Спаситель, Богоматерь и Иоанн Креститель. Во всю длину палат стоят в одну линию два стола, уставленных явствами. За первым столом – на двойном троне восседают царь и царица и сбоку от них – патриарх в мантии и белом клобуке. Пред столом два служителя – отрока. За вторым столом на лавках, с обеих сторон, сидят монахи – все в нимбах. Ниже – слуги наливают вино к столу. – Напротив этих изображений, на полях, надпись: «При царе Михаиле и матери его Феодоре старанием её, собралось окружение епископов, и беседовали об образах и явился кафолический святой синод второй Никейский и чрез него побеждены и осуждены Иконоборцы и составлено изречение... и тотчас лжепатриарха Иоанна еретика низвергли, на его место избрался Мефодий святой, который долгое время за образы претерпел мучения во изгнании, и живой во гробе заключен. И тогда совершенно иконоборческая ересь искоренилась. Царица же Феодора Богородичный образ на шее висящий показала всем зрящим, лобзала, глаголя: если кто им не покланяется и не целует любезно, неслужебно, не как бога, но как образы первообразных ради любви, будет проклят. Они же великой радостью возрадовались. Она же просила о молитве о муже её Феофиле сотворити. И пожелали все чины священников и мирян за это благодеяние церковному миру Господа Бога благодарить, все собравшиеся начиная от царей, в неделю первую поста образы с великою честью внесли в великую в Константинополе церковь, и обновили оскверненный еретиками храм и совершили литургию, и день этот установили вспоминать каждый год. И если постное будет время, то ради великого Божьего благодеяния в это время, посланного благоволения, разрешается радоваться. Царица же начав от патриарха Мефодия: епископы, иереи, и монахи, в палаты на обед созвала, и чествовала их по-царски, довольно хваля Бога за возвращение и утверждение веры. Там же был Феофан, и брат его Феодор лицеописание от Феофила».

Главное место на иконе во всю её ширину занимает изображение заседания св. отцов на седьмом вселенском соборе. Представлен пятиглавый храм в разрезе, с полом из плиток наподобие паркетного. На царских дверях изображено: – Благовещение и четыре Евангелиста, по правую сторону царских дверей икона Богоматери (надпись «Мр. ϴу») с Богомладенцем на руках и дальше – икона апостола Павла с книгой в руках (надпись: «0 агиос2 Паавел»), по левую сторону – Спаситель (надписи «Iис. Хс» и в крещатом нимбе «0. ω. Н.») с благословляющею десницей и с Евангелием в шуйце, и дальше – апостол Петр (надпись «О агиос Петр») со свитком в руках. Во втором и последнем ярусе иконостаса – Деисус – Спаситель, Богоматерь и Иоанн Предтеча. Иконостас венчается полукруглой аркой с надписью на ней: «Из деяния седьмого вселенского синода. Стяжавшие Святого Духа святые были сильны в деле и слове, избавили человечество от суетного идолослужения, научили веровать во единого Бога в Троице воспеваемого и славимого, предающе... кликолы (?) в церкви, сами же и их приемники присно памятные отцы наши, которых почитали христиане, знамение честного креста, святое евангелие чрез преписательное зрение, честные иконы чрез повествовательное выражение, и иная множайшая священная возложенная и сим приближающаяся истинно поклоняющиеся и целующие священно их приемлем. Не оубо же сим яко богом прихождаху христиане, яко же эллины к идолам отошли, осуждали, кощунствословили их и соблюдали иконокрушение, икону бо Господа... и святых его иконами демонскими именовали. Христиане же единого Бога чествуют в Троице воспеваемого, тому единому и служат чрез чувственные символы к пониманию приводим, чувственные, ибо будучи иначе как к темному небу простираемся, токмо чрез чувственные знамения, чрез написанное же зрением, и чрез иконное изображение сие всех первообразных, воспоминание есть и обращение к ним и именно чрез слух внимаем», «оком-же чрез зрение поразумеваем... друг друга, значительно кроме всякого противословия друг другу имеют явлен... и тем... де... чествуются». – Вверху, в куполе – в восьмиугольной звезде – изображение парящего Святого Духа в виде голубя, в нимбе. – Надпись: «Дх Стый» – Посередине церкви, пред царскими дверями, на амвоне – (старой формы, в виде кафедры) – на аналое, украшенном орнаментом и изображением восьмиконечного креста с орудиями страданий, – Евангелие, раскрытое на словах: «Аз е́смь свет миру: ходя́й по мне не и́мать ходи́ти во тме, но и́мать свет живо́тный (Ин. 8:12). До́ндеже свет и́мате, веруйте во свет, да сы́нове света бу́дете. (Ин. 12:36)». – Дальше от алтаря, направо и налево от амвона, – два стола, покрытые тщательно орнаментированными пеленами, и уставленные книгами, хартиями3 и свитками. Отцы собора (все в церковных облачениях и нимбах – в руках книги – восседают, начиная от царских дверей и кончая западною стеною церкви (где оставлен небольшой промежуток для выхода из храма), на лавках, – у царских дверей – в один ряд, у северной и южной стен в пять и у западной в четыре ряда. По правую сторону царских дверей восседают «Петр протопресвитер», «Петр пресвитер и игумен». – Под ними надпись: «Петр протопресвитер», «престол святого апостола Петра, и местоблюститель Адриана папы» старшего ром .. определив подвижников... – Петр пресвитер и игумен святого Саввы и местоблюститель Адриана папы». – По левую сторону царских дверей восседают «святой Тарасий патриарх», «Иоанн пресвитер» и «Фома пресвитер и игумен». Внизу, под ними надпись: «Тарасий архиепископ Константинополя. Нового Рима отеческими догматами последуя, и преданию кафолической церкви, определив подписи (?). – Иоанн пресвитер и патриаршеский святитель и местоблюститель апостольских престолов, Александрийского и Ерелмского, – пресвитер и игумен святого Арсения иже во Египте место преимея тех же трех апостольских престолов». – В правом и левом углах храма, в уровень с первым ярусом иконостаса – две надписи, – а) направо: «Святой Иоанн Дамаскин о святых иконах. – Иконы суть к памяти бывших чудес или добродетели, к славе и чести и столпописанию храброствовавших и в добродетели преизящствовавших, или ко обличению злобы и стыду злейших мужей, к пользе последних зримых, яко именно от злых да убережем добродетели, да поревнуем. – Адриана папы Римского. – Говорит святой Стефан епископ Воспорский о иконах святых: исповедуем всякое дело, бываемое во имя Божие благо есть и свято. Всякая бо икона во имя Господне или святой Богородицы и всенепорочной Владычицы нашей и... ангелов, или пророков, или апостолов, или мучеников, или преподобных, бывшие свято есть, не бо древу поклоняются, но самое во древе зримое и поминаемое чествуется. Феодора патриарха Иерусалимского. Поклоняемся иконам, не вещи и шарам честь приносяще, но чрез них умные очесы к первообразу наставляем... честь отдающе приносим, ведяще, по Великому Василию, яко иконы есть на первообразное приводят. Константин преподобнейший епископ Константии кипрской рече... олатрии поклонение единосущной и живоначальной Троице воссылаю. Григория папы Римского. Во всем мире человецы вместо поклонения диаволу, поклоняются иконам Христа и святых его не служебно, но благоговейно. Поклоняемся иконам в напоминание нам и восставить ум наш мрачный, и ненаказанный, и взор направить вверх ради оных, их же имена и их же название, и их же характеры, и не словно Богу поклоняемся, не истинно, ибо не имеем надежды в них. – Епифания диакона. Честные иконы христиане отнюдь не бога именовали, и не яко богу служили, также не упование на спасение свое в них имели, и не от них ожидают будущий суд, токмо в воспоминание и напоминание заложено к их первообразным, и целование, и с чествованием поклонение, не именно же служение или божественную честь сим отдавали. – Анастасия епископа Никопольского. Никто же да претыкается в поклонении знамению, поклоняемся, ибо и человеком, и ангелам святым, однако не служим им тем же поклонением, ибо достойны чести, ибо в славе есть поклонение служить же никак, оубо ниже молиться. Леонтия епископа Неаполя Кипрского. Не поклоняются как богу святым характирам4, и иконам, и типам, если словно Богу поклонялись, было бы древо иконы, и прочие древеса поклоняемы, когда же как Богу поклоняемо было бы древо, не та весьма изгладившаяся характира иконы, сжигалось и опять, доколе ведь суть связаны два древа креста, поклонюсь типу ради Христа, на нем укрествовавшегося: когда же разделятся от друг друга, мещу я, и сжигаю, и якож повеление почествовать или хартию, или слово, но царю поклонение и честь отдадим и якоже дети искренние отца некоего отошедшего на время от них, многою любовью к нему отдадут за лежащее, и аще жезл его в дому увидят, или перст, или хламиду таковые со слезами облобызают, целуют: и не они чествуются, но отец любимый и почитаемый. Епифаний диакон. Никто-же из христианских человеков под небесами иконе служит, эллинская ибо басня, демонов изобретение,.. и сатанинское начинание, погибло сие Христовым пришествием, служение же в духе и истине, есть разумное же Богом возложенное в памяти его же и святые его имеют церковь и положения, из них же есть и икон творение. Адриана папы святой Григорий диакон святых апостолов и пророков... ровествода» (?!) «гля: всем человеком неписьменным, не могущим чести по... рети о божеские истории и чрез их возводиться к славе и воспоминанию яко... еная Господа и Владыки вашего Иисуса Христа». в) На левой стороне надпись: «Святого Иоанна епископа Фессалонийского. Иконы святых рабов Божиих телоносные создаем, чтобы поминать их и чествовать, и ничего непристойного не делаем. Некоторых из них представляем без телесных, а других показываем телесные характиры. Но, кланяясь иконам, чрез писания являемые, славим святых не как Бога, но как искренних рабов и любимцев Божиих, имеющих дерзновение молиться о нас. Епифаниа диакона. Ибо есть икона, и первообразное сие отнюдь не одушевлено, оно же бездушно. Петр, ибо Павел видятся живопишем, души же их в иконах не присутствоваша. Поскольку ниже5 своему телу Петру присуще, душу его никто не видит. Иоанна епископа ефесского. Непоклоняющиеся и не приемлющие святые и священные и честные иконы, чужды кафолической и апостольской церкви, и анафеме6 я препосылаю. Адриана папы. Яко Иаков не жезлу, но держащему его, показание любви сотворив поклонился, так и мы по желанию любви, которую ко Господу и святым имеем, характиры пишем на водщицах7 и шарах честь имеющим. Но в их же честь наименование иконы носят. Епифания диакона. Искрении и непрелюбодействующие сыны украшают невесту Христову; скверны8 и враски9 кафолическая церковь не имеет, единому Богу словесные жертвы и служения приносим, чрез видимое то чувство глядя на честные иконы Христову, соответственно, и истинно нашей святой Владычицы, святых апостолов и всех святых светятся, и в воспоминание их ум свой преобразуют: и сердцем во единого Бога веруют и уста правду исповедуют во спасение. Также и евангелие слушающие, слухом чувства священно и благодатью наполняют и сердцем разумеют написанные повествования. Адриана папы. Поскольку и воинов одоления и победы, и словописцы многие, и живописцы знаменуют, эти ведь словом украшают, эти же на дощечках начертывают, и многие мужественно возводят оба: и то, ибо словом асторгии (чрез слух) написано, сие писание молча через подражание (воспоминание) показывает. Из предела святых отцов. Установлено с известием всяким и радением прибегать образу святого и животворящего креста, предаваться честным и святым иконам из шаров и бисеров и иным вещам искусственно имеющимся во святых Божиих церквах на священных сосудах и одеждах в те... не., и д., ни., ах в домах же и путешествиях, когда же и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа иконы и непорочной нашей Владычицы святой Богородицы, честных же апостолов и всех святых и преподобных мужей сколь часто чрез иконное изображение зримы, столько и сами зрящие восстанавливают в памяти первообразных и, по желанию, и сим целование и честь и поклонение воздают, именно по вере нашей истинному служению еже великолепствует единому Божественному естеству, но ниже им... образам честного и животворящего креста и святому евангелию, и прочим священным возложениям... и свет... приношение и им совершать чествование, так как с древних времен существует обычай благочестия. – Ибо от иконы честь переходит на первообразное: и покланяйся Иконе покланяйся, в ней написанная ипостаси сицево держится святых отцов учение и иже есть предание кафолической церкви, от начала до конца приемшие евангелие. Дерзающие убо инако мудрствовать или учить, или опоскверным еретиком церковные предания отметать... и новосечение некое примышлять, или отвергать что от возложенных церкви евангелием, или образ креста, или иконное живописание, или святые мощи мученика: или помышлять лукавно и коварно ко еже развратить едино нечто законные предания кафолической церкви. Аще же убо яко общая употреблять, священные сокровища, или благоговейные монастыри епископы убо сущие или клирики низвергать повелеваем монашествующие же или ланки, общения отлучать». Внизу, в проходе из храма, на самом конце изображений – в клейме надпись: «Глаголющим: яко христиане, яко Богом ко икона приходят анафема». – Ниже – во всю ширину иконы надпись: «В сим прочие святые отцы, подписавшие предел седьмого синода, их же имена: Агапий епископ Кесарийский, Иоанн епископ Ефесский, Константин епископ Кипрского острова, Леон епископ Ираклий Фракийский, Василий епископ Агурский, Николай епископ Кизический, Евфимий епископ Сардийский, Петр епископ Никомидийский, Илия епископ Халкидонский, Леон пресвитер от лица престола суди п... ских митрополий. Даниил епископ Амасийский, Константин епископ Гагрский, Епифаний диакон Катанского острова местопреемник Фомы архиепископа Сардинийского, Никифор епископ Диррахийский, и Анастасий епископ Никопольский Ветхого острова, Никита епископ Клавдиупольский, Григорий епископ Неокесарийский, Григорий еп. Писинутский, Феодор еп. Мирликйский, Феофилакт диакон и экзарх, местопреемник престола Ставропольского, то есть Карийского, Евстафий еп. Лаодикийский, Михаил еп. Синадский, Леон епископ Иконийский, Георгий епископ Антиохии Писидийской, Конста епископ Пергийский, Георгий монах местопреемник престола Мокийского, Христофор епископ Трапезунтский, Леон епископ Родский, Еммануил епископ Адрианупольский, Василий епископ Евласии... Феодор епископ Селевкийский, Николай епископ Иерапольский, Конста епископ Ригийский, Кирилл монах местопреемник Никиты епископа Готфского, Стефан епископ Сугдайский, Феодор епископ Катунский, Иоанн епископ Тавроменийский, Платон пресвитер, от лица Стефана епископа Сиракуского, Гавдиос епископ Мессинский, Феодор епископ Панормский, Стефан епископ Вивонский, Конста епископ Леонтийский, Феодор епископ Таврифиский, Христофор епископ святого Кириаки, Василий епископ Липаридского острова, Феотим епископ Кротонский, Конста епископ Кротонский, Феофан епископ Лилиненский, Иоанн прпь» (?) «Треокалский, Феодор епископ Тровсиский, Сергий епископ Нииготерский, Феофила епископ... тский, Маувриан епископ Помпиупольский, Феодор епископ Виунский, Антоний монах местоблюститель престола Смирнского, Евстафий епископ Апамийский, Петр епископ Гермионский, Иоанн епископ Аркадиупольский, Сисиний епископ Парийский, Епифаний епископ святого Кириаки, Григорий епископ Деркский, Иоанн епископ Ниский, Георгий епископ Царских фермов, Сотирих епископ Кискиисов, Георгий епископ Намулианский, Дамиан епископ Митилийский, Конста епископ Мастауров, Георгий епископ Вриолов, Феодосий епископ Ниский, Феофилакт епископ Тралийский, Олвиан епископ Елеасии, Иоанн епископ Апрский, Феофилакт епископ Кифелский, Феодор епископ Ираклиуполский, Евстафий епископ града Коградов... Кириака епископ Дризипарский, Леон епископ Месимврийский, Григорий епископ... Пард епископ Питанский, Леон епископ Алгизов, Феогнис пресвитер и намесник скои», (?). «Стратоник епископ Кимиский, Василий епископ Атраммитийский, Феофилакт епископ Ипепов, Феофан епископ Калойский, Леон епископ Фокийский, Василий епископ Пергамский, Григорий епископ Палеасполский, Иоанн епископ града Асонов, Василий епископ Мапчисийский, Мариан епископ града Ата... Лик... ст епископ Варетов, Конста местоблюститель... града Агая, Никифор метоблюститель .. Гаргаров, Никодим епископ Еиазов, Савва епископ Анеов, Никифор епископ Аркадиупольский, Косма епископ Миринский, Иоанн епископ Салутиникийской церкви, Еврос епископ святой Апаритиагисии церкви, Лаврентий епископ святой Апартийской церкви Еиеостр») Сильвестр?) «оси епископ Соленский, Спиридон епископ Киоров, Феодор епископ Китийский (и т. д. – следует перечень – весьма искаженный реставрацией – всех остальных отцов собора). «Посему святой Синод воскликне: Вси тако10 веруем. Вси тожде11 мудрствуем. Вси одобряем названное. Сия вера апостолов, сия вера православных. Сия вера вселенную укрепляет. Веруем во единого Бога в Троице воспеваемого, честные иконы целуем – не имеющие анафема да будут, не тако мудрствующие – далече церкви да изженутся. Мы древнему законоположению кафолической церкви последуем, мы законы отцов хвалим, мы прилагающих что или отъемлющих от кафолической церкви анафематствуем12, мы приведенное новое течение христианоглагольников анафематствуем. Мы честные иконы целуем, мы также внушаем и знаем Божественного писания речения о идолах на честные иконы. Не целующим святых честных икон – анафема; называющим священные иконы идолами – анафема; глаголющим, что христиане к иконам приходят так как к Богу – анафема; глаголющим, что кроме Христа Бога нашего никто не избавит нас от идолов – анафема. Дерзающим благодать кафолической церкви, но идолам некогда поклоняющимся… – предать анафеме. – Многая лета царям Константину и Ирине его матери многая лета. Победителям царям многая лета».

Чтобы видеть, как подробно разработана Ушаковым данная композиция, приведем для сравнения описание изображения седьмого вселенского собора по сводному подлиннику.

«Седьмой вселенский собор был в Никее, повелением благочестивой государыни царицы Ирины с сыном Константином в лето 6295, а от Рождества Христова 787 на еретиков иконоборцев. Святых отец 367. На сем соборе присутствовали: благочестивая царица Ирина и сын её Константин; святые отцы: Тарасий, патриарх Цареградский, Ипполит Александрийский, Илия Иерусалимский, Никифор, патриарх Царьграда, тогда был в мирском чину царским советником; Феофан исповедник игумен великого села в Сихриане, и прочие св. епископы, священники, диаконы и старцы; папа Римский Адриан прислал двоих посланников, именем Петров пресвитеров. – Пишется так: Царица Ирина сидит на престоле царском, подобием аки Елена царица, в царском одеянии; подле неё сидит царь Константин, подобием млад, в царской багрянице и в венце царском, оба сидят на одном престоле. Подле их сидят святители в белых ризах. Первый сидит, аки Иоанн Богослов, плешив; другой аки Николае, и прочие за ними. По левую руку сидят святители в белых-же ризах; един сидит аки Власий, другой рус, аки Василий Великий. Пред царем стоит святитель, держит образ Спаса нерукотворенный на убрусе; у подножия царева по правую сторону стоят святители: первый, аки Пророк Моисей, держит образ Пречистой Богородицы с предвечным Младенцем Иисусом Христом; подле него стоит святитель, аки Афанасий, в руках свиток пред ним простерт читает его, а в нем написано, аще кто не покланяется св. иконам, да будет анафема, за ним рус, аки Козна, держит крест Распятие Христово; а за ними множество святителей и священников, одетых во священные одежды. Против них стоят еретики, разным подобием, иные подперлись руками, а иные назад оглянулись; не хотят зреть на святые иконы. Палата вохряная, а другая о трех верхах».

Заканчивая описание икон, нельзя не выразить глубокие сожаления, что эти иконы – и особенно надписи на них – так искажены, изуродованы последней реставрацией. Реставратор иконописец г. Чириков показал здесь полное свое невежество в обращении с надписями на иконах. До каких нелепостей доходят его поправки в них, ясно видно из приведенного нами текста этих надписей. Так, здесь мы вместо слов: «Петр пресвитер и игумен» читаем: «Петротинотер и иганен», вместо «почитаем» – «помираем», вместо «чрез» – «чриа» и т. д. и т. п. – А между тем подобные реставраторы пользуются у нас репутацией хороших, знающих мастеров и успешно... портят по Московским церквам множество прекрасных старинных памятников православной иконографии. – Явление очень и очень грустное!

А. Успенский.

* * *

1

Московском Отделе Общего Архива Министерства Императорского Двора – прим. электронной редакции.

2

Святой – прим. электронной редакции.

3

Старинная рукопись, документ, а также материал (обычно папирус или пергамент), на котором они написаны – прим. электронной редакции.

4

Характир – индивидуальная характеристика человека – прим. электронной редакции.

5

И не, отнюдь не, также не – прим. электронной редакции.

6

Анафема – Отлучение от церкви – прим. электронной редакции.

7

Дощечки – прим. электронной редакции.

8

Нечистоты, гнусность, разврат, распутство – прим. электронной редакции.

9

Пороки – прим. электронной редакции.

10

Однако, так, таким образом – прим. электронной редакции.

11

Также, то же – прим. электронной редакции.

12

Предать анафеме, отлучить от церкви – прим. электронной редакции.


Источник: Пять вновь открытых икон кисти Симона Ушакова / А.И. Успенский, тов. пред. Церк.-археол. отд. - Москва : изд. при Церк.-археол. отд. О-ва любителей духов. просвещения, 1901. - 16 с.

Комментарии для сайта Cackle