Проявление самолюбия в жизни
По слову Священного Писания, самолюбие, как источник всех грехов, есть корень греха, его внутренний принцип (см. 2Тим. 3:2); оно есть извращенное направление любви. Любовь, как прирожденное стремление духа к самопроявлению и самопреданности, есть неотъемлемое свойство жизни, получившей начало от Живого Бога любви; а потому совершенно уничтожена она быть не может. Ибо без стремлений или любви не может быть и самой жизни: где нет любви, там нет и жизни, там царствует смерть. А потому Денница не мог уничтожить в себе стремлений духа своего, т.е. любви, но только дал им вместо направления к раскрытию себя обратное направление.
Стремления духа, или любовь, должны служить как бы светом и теплотой для всего окружающего, подобно вещественному свету солнца. Денница обратил этот свет на себя самого и сокрыл его в себе, чем омрачил себя и умертвил духовной смертью, значение которой уже нами выяснено. Вот плоды самолюбия: разлучение от единства жизни с Богом, отчуждение от света, состояние мрака, скорби, беспокойства, немощи, нечистоты, тления, а в мире духовном омрачение ума. Самонадеянность со всеми ее ошибками и уклонениями от жизни – это порождение самолюбия, ищущего и никогда не обретающего себе наслаждений и довольства жизнью.
Таким образом, жизнь в духовном мире разделилась на две по свойству своему противоположные области. Две трети Ангелов остались в единой с Богом жизни Любви, а отпадшая от Божественной жизни треть ангелов (см. Откр. 12:4) во главе с источником самолюбия, Денницей, образовала область жизни самолюбия. Область жизни любви пребывает вечно блаженной, а самолюбивая жизнь – исполненной множества различных заблуждений и страданий.
Велик ли был период существования самолюбивой области жизни падших духов до создания Богом вещественного мира и в чем выражалась эта жизнь, Божественное Откровение не говорит нам, ибо это не касается жизни земного мира. Да и вообще ни бытие, ни периоды жизни духовного мира не подлежат измерению временами вещественного мира. Известно только, что, когда был создан Богом человек, самолюбивые духи – демоны – уже существовали, появлялись в воздушных пространствах и пресмыкались по земле.
Как самолюбцы, исполненные злобы и зависти, падшие духи начали стремиться к совращению на служение себе, отвлекая от служения Богу, и новосозданных людей, ибо целью жизни падших духов стало вредить Божественной жизни любви и славе Его, вредить и блаженной жизни человека. В этом проявлялось все внутреннее содержание духов злобы, и в этом же они находили себе некоторую отраду и ложную утеху своему страждущему духу.
Теперь мы кратко скажем о создании Богом человека.