Источник

Третье Послание апостола Иоанна

Подлинность Послания

Третье Послание апостола Иоанна, подобно второму, было признано подлинным только в позднейшее время. Кроме краткости Послания и назначения к частному лицу, главным поводом к сомнению в его подлинности служило то, что апостол упоминает о некоем Диотрефе, который по честолюбию не принял Иоанна, чего – говорят – с апостолом не могло случиться, как с апостолом. Но если принять во внимание то, что Диотреф был учеником другого кого-нибудь, а не Иоанна, то понятно, почему он мог явиться противником не только учеников Иоанна, о которых собственно говорит апостол, но и самого его (3Ин.9 = 1Кор.1:11–12). Дионисий александрийский (у Евсевия, Ц. Ист., 7:25), Ориген, Евсевий (там же, 6:25) и Иероним (ad Paulin, ep. 7; ad Evagr. 80), хотя и говорят о сомнении древних в этом Послании, но сами считают его каноническим. Климент александрийский, по свидетельству Евсевия и Фотия, писал толкования на все 7 Соборных Посланий.

Лицо, к которому написано Послание

Послание написано к Гаию; но из трёх Гаиев, о которых упоминает Священное Писание (Рим.16:23 = 1Кор.1:14; Деян.19:29; 20:4), ни один не может быть принят за одно лицо с этим Гаием, так как все они были учениками апостола Павла, хотя некоторые и утверждают, что это был Гаий коринфянин, отличавшиеся странноприимством (Рим.16:23). Гаий 3-го Послания Иоанна был членом одной малоазийской Церкви, потому что апостол надеялся скоро лично видеться с ним (стихи 10 и 14).

[Примечание. Третье Послание очень сходно со вторым по слогу, и по мыслям, и можно думать, что они написаны одновременно. Поводом к написанию могло быть возвращение некоторых посланных апостолом Иоанном учеников, не принятых Диотрефом, и сообщение ими известия о странноприимстве Гаия. Желая возблагодарить Гаия за это и известить о своём скором приходе, апостол написал ему это краткое Послание].

Главный предмет содержания Послания

Апостол молит Бога и радуется о странноприимстве Гаия, просит и впредь поступать так же со странниками ради Бога (3Ин.1:1–8); поминает о недобром поведении Диотрефа и обещает прийти и обличить его в этом (3Ин.1:9–10), просит Гаия не подражать злу, хвалит добродетель некоего Димитрия и, обещая больше поговорить об этом при личном свидании, посылает приветствия ему и друзьям, от себя и от друзей (3Ин.1:11–15).

Примечания для последовательного чтения

Стих 2. Во всех молюся (о тебе) благоспеятися тебе и здравствовати. Апостол не только желает Гаию успеха во всём, но и молится Богу о даровании ему успеха. Этим приветствием апостол научает и всех христиан предварять или сопровождать свои благожелания ближних молитвой к Богу.

[Не от того ли, в самом деле, очень часто наши самые искренние благожелания и поздравления обращаются в пустые фразы общепринятой вежливости, что мы при этом обыкновенно забываем о Боге – Источнике всех благ и всякого успеха, и не просим Его о том, чтобы наши благожелания ближним осуществлялись на деле].

[Стих 4. Моя чада – указывает, что Гаий был ученик апостола Иоанна].

Стих 7. О имени Его изыдоша, ничтоже приемлюще от язык. Странники, о которых упоминает здесь апостол, были проповедниками Евангелия, которые, чтоб не причинить ущерба проповеди, не пользовались ничем от новообращённых (Сравните 1Кор.9:18; 2Кор.11:7; 1Фес.2:9).

Стих 9. [Писах Церкви. В течение своего долгого пребывания в Церквах малоазийских апостол мог неоднократно писать Послания; но из них до нас дошли только три.

Впрочем, в Синайской и некоторых других греческих рукописях читаем: έ̉γραψα ὰ̉ν τη (или τι) ε̉κκλησία, и Вульгата переводит: scripsissem forsitan: я, может быть, написал бы. В таком случае апостол считал лучшим лично обличить Диотрефа, опасаясь, что Послание его не будет принято им).

Первенстволюбец, о̉ φιλοπρωτεύων. Некоторые считают Диотрефа епископом, или предостоятелем Церкви; но одно это название не даёт повода считать его предстоятелем – вероятно, это был влиятельный член общества, в доме которого собирались некоторые христиане на молитву, и где Диотреф, как хозяин, мог распоряжаться по своему произволу, так что мог даже изгонять из Церкви не нравящихся ему лиц.

Стих 10. От Церкве изгонит. Изгнание здесь не отлучение, которое употреблялось в древней Церкви только в крайних случаях против еретиков, а просто удаление от участия в Богослужениях, в вечерях любви, как это делалось иудействующими по отношению к христианам из язычников, и наоборот. Предполагают, что Диотреф был из христиан обрезания – вот почему он мог поносить и самого Иоанна, как на это жалуется апостол – и не принимал посланных от него (1Кор.11:18; Гал.2:12→).

[Стих 12. Нам совершенно неизвестен тот Димитрий, который заслужил такие похвалы от апостола и свидетельство от самой истины, то есть от Бога, за свои добродетели. Но он, конечно, был очень известен той Церкви, к которой принадлежал Гаий].


Источник: Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета : обозрение Четвероевангелия, Книги деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса / сост. инспектор Владимирской духовной семинарии А. В. Иванов. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Санкт-Петербург : Воскресение, 2002. – 911 с. / Часть 1. Обозрение книги Деяний апостольских. 367-438 с.; Часть 2. Обозрение апостольских Посланий. 439-868 с. ISBN 5–85325–023-Х

Комментарии для сайта Cackle