Азбука веры Православная библиотека священник Александр Свирелин Обозрение и описание святых храмов и других зданий в Переславском Данилове монастыре

Обозрение и описание святых храмов и других зданий в Переславском Данилове монастыре

Источник

I. Посреди монастыря каменная соборная церковь во имя Пресвятой Троицы. Она сооружена Государем и Великим Князем Василием Иоанновичем в 1530 году. В настоящее время иконостас в ней и царские двери столярной работы в три яруса; колонны, рамы, карнизы и прочие вещи в иконостасе – резные – поставлены в 1784-м году, при архимандрите Иосифе Быкове, и вызолочены на полимент червонным золотом в 1801 году мастером московским купцом Иваном Хрипуновым при архимандрите Павле Предтеченском.1 Иконы в иконостасе древнего письма; но украшение их состоит только в том, что венцы на священных изображениях серебряные. Храмовая икона Живоначальныя Троицы – образ древний; на нём три венца с коронами и цатами серебряные, вызолочены, на коронах 10-ть камней разноцветных простых; нижнее и верхнее поля обложены серебром басемным с позолотою. Поверх образа в клеймах Богоявление Господне. Святый престол обложен серебряным листом с чеканными изображениями – Вечери Господней, положения Спасителя во гроб, Успения Божией Матери и Воскресения Христова. Одеяние сие устроено коллежским асессором Демидом Мещаниновым в 1801 году. Клиросы и место настоятельское – новые, резные,2 устроены переславскими 2-й гильдии купчихами, почётными гражданками, девицами Варварою и Татьяною Васильевными Гладковыми в 1859 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Церковь расписана стенным писанием в 1668 году, при архимандрите Григории Неронове. Предметы для картин живописи взяты большею частию из Апокалипсиса. Двери западные и южные – железные,3 устроены купчихами девицами Гладковыми в 1858 году при архимандрите Платоне (Троепольском). Глава и верх церкви покрыты листовым железом в 1805 году при архимандрите Модесте.

На северной стороне летней церкви находится каменный придел во имя преподобного Даниила. Придел сей сооружён в 1660 году, вскоре после открытия мощей преподобного Даниила с благословения патриарха Никона, при архимандрите Никите. Иконостас в нём столярной работы, вызолочен на полимент усердием купеческой жены Агафьи Васильевны Крестовниковой в 1811 году; святые иконы писаны из усердия переславским мещанином Иваном Мельниковым; в 1813 году придел сей снова весь был возобновлён и освящён архимандритом Иосифом Величковским; в 1835 году устроен в нём чугунный пол усердием доброхотных дателей; в 1856 году, при архимандрите Платоне Фивейском, особенно усердием вкладчиц девиц Гладковых и некоторых других сделана живопись,4 изображающая некоторые события из жизни преподобного, и их же усердием придел сделан тёплым и устроены, при архимандрите Леонтие (Лебединском), в нём под полом духовые трубы,5 в 1805 году при архимандрите Модесте покрыт вновь железом. Из предметов, особенно замечательных, обращают на себя внимание – икона преподобного Даниила и Тихвинской Божией Матери, и рака с мощами преподобного Даниила.

1. Образ преподобного Даниила находится за правым клиросом в резном вызолоченном киоте. На образе изображены особенно важные события из жизни преподобного Даниила. Риза на образе серебряная, чеканная, а на самом преподобном вызолочена с тремя на финифти надписями и венцом позолоченным; на житии 16 небольших венчиков, а поверх сего в вызолоченном сиянии поставлен медный крест с финифтью, найденный при открытии мощей преподобного Даниила. Риза сия устроена в 1822 году старанием купеческой жены Агафьи Крестовниковой, при архимандрите Павле (Подлипском), из разных серебряных прикладных вещей. Образ сей – древний; написан он был ещё до открытия святых мощей преподобного; о нём упоминается в грамоте патриарха Никона в 1653 году; к нему за 14 лет до открытия мощей в 1639 году, царь Михаил Феодорович в своё царёво пришествие приложил семь золотых (вкладная монастыря, л. 3).

2. Образ Божией Матери Тихвинской находится за левым клиросом в столярном красивом киоте, вызолоченном на полимент. Киот сделан при архимандрите Евфимие (Беликовом), а вызолочен при архимандрите Платоне (Фивейском) усердием купчих девиц Гладковых.6 Риза на сём образе серебряная, чеканная, вызолоченная, устроена в 1793 году при архимандрите Венедикте и переделана в 1851 году при архимандрите Евфимие (Беликовом). Венец Божией Матери украшен стразами, яхонтами, аметистами, алмазами и бриллиантами; по правую сторону изображён лик преподобного Пафнутия. Образ сей чествуется с особенным усердием.

3. В арке между Троицкою настоящею и придельною церковию находится рака, в которой почивают на вскрытии мощи преподобного Даниила. Рака сия вся серебряная, устроена в 1816 году московским купцом, коммерции советником Косьмою Васильевичем Крестовниковым, который был сперва штатно-служителем Данилова монастыря.7 Весу в ней серебра 6 пудов и 15 фунтов, [104,4 кг] золота 288 золотников. [1 229 г] Со всем материалом и работою стоила она 42 565 рублей ассигнациями.

Надписи на сей раке следующие:

I.

Угодниче Христов, Блаженный Даниил!

Ты честности пример нам жизнию явил:

Отрекшись благ земных, к небесным прилепился,

Средь бурь, средь подвигов, непоколебим явился;

В молитве и трудах всю жизнь свою провел,

Нетленный тем венец на небесах обрел;

Споспешествуй и нам расторгнуть сети мира,

Чтоб духом воспарить, как ты, в края ефира.

II.

Великим за труды плетут венки лавровы;

Но что воздать тому, кто подвиги суровы –

Решился перенест, окончил их, и вдруг

По горьких опытах вручает Богу дух?

Чем должно ублажить тебя, душа святая,

Сердечный фимиам тебе здесь воскуряя,

Сожителю небес?! Се от лица любви

Приносим перстный дар; от нас его прими,

И буди вождь ты нам, у Бога заступленье,

Будь радость для сердец, будь царства огражденье!

Арка над мощами расписана священными изображениями – Тихвинской Божией Матери и преподобного Даниила; сень над мощами резная, вызолоченная. Живопись писал переславский купец Павел Гусев. И живопись и сень сделаны усердием купчих девиц Гладковых в 1858–1860 годах при архимандритах Леонтие (Лебединском) и Платоне (Троепольском).8 Пред ракою преподобного Даниила большая привесная лампада с тарелкою о 12 шандалах, на серебряных цепях с серебряным колпаком; весу в ней 18 фунтов 27 золотников. [7,5 кг]

Ныне почивают святые мощи преподобного в гробнице в арке между Троицкою и придельною церковию, а прежде они почивали близ алтаря. В 1716 году мая 13 дня архимандрит Варфоломей подал Императору Петру I-му челобитье, что то место тесное и для прикладывания к мощам неудобное, и просил позволения перенести их на более свободное и удобное теперешнее место. Великий Государь на челобитной сей написал: «Господь да благословит делать против сего доношения в честь Богу, дивному во святых своих» (Настольная книга, л. 3).

На южной стороне соборной церкви находился прежде придел во имя Усекновения честныя главы Иоанна Крестителя, построенный вместе с нею государем Василием Иоанновичем в память рождения ему сына Иоанна Васильевича. Придела сего ныне не существует, и когда он нарушен, неизвестно. С южной стороны приделана была на каменных столбах деревянная молитвенная келья, от которой к настоятельским покоям простирался балкон на каменных же столбах; но в 1796 году по приказанию архиерейскому всё сие было сломано.

II. Тёплая каменная церковь во имя Похвалы Божией Матери. Церковь сия построена в 1695 году наместо прежней ветхой каменной же церкви,9 иждивением старца Ефрема, что в мире был боярин князь Иван Петрович Барятинский, при архимандрите Варфоломее. В настоящее время иконостас в ней столярной работы, гладкий, в три яруса; карнизы, рамы, клейма и всё украшение резное позолочено. В 1720 и 1849 годах церковь потерпела пожары, и после них исправлена вся на монастырский кошт, а октября 28 дня 1752 года освящена преосвященным Серапионом, епископом Можайским и Волоколамским. В 1811 году трапеза, а в 1815 году купол её покрыт листовым железом при архимандрите Иосифе Величковском; алтарь же покрыт в 1824 году старанием архимандрита Павла Подлипского. В 1826–1828 годах из любви того же архимандрита Павла к благолепию храма Божия святые иконы в иконостасе и на стенах и в алтаре были расписаны лучшим письмом живописцем, переславским мещанином Егором Гусевым за самую сходную цену. В 1856 году при архимандрите Платоне Фивейском усердием купчих девиц Гладковых устроены новые резные клиросы и место настоятельское.10 Ныне в этой церкви нет прежнего богатства и великолепия. Усердием князя Барятинского и других благотворителей все местные иконы были обложены жемчугом и серебром; паникадило, лампады и другие многие вещи были серебряные. Бывшие в сей церкви пожары истребили сии драгоценности. Так, в 1749 году сгорело 7 местных образов в серебряных ризах и венцах серебряных, позолоченных, жемчужных и с камеями, и в алтаре 9 образов в серебряных окладах. В трапезе сей церкви на правой стороне находится придел во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Придел сей устроен в 1793 году октября 24 дня для ранних литургий в зимнее время за неимением тёплых церквей в монастыре, наместо бывшей над святыми вратами церкви во имя того же угодника.

При церкви Похвалы Пресвятыя Богородицы, на северной стороне настоятельских покоев, при гробе князя Барятинского, была церковь во имя преподобного Евфимия Великого. Церковь сия устроена была ради поминовения души князя Барятинского в 1716 году июня 11 дня, родственниками его и преимущественно старцем Антонием, что в мире был стольник Андрей Иванович Салтыков.11 Она образовалась из каменной часовни, построенной самим князем Барятинским; в 1716 году по просьбе родственников указом Петра I-го с благословения преосвященнейшего Стефана Рязанскаго и Муромского дозволено на ту каменную часовню сделать главу, водрузить крест и освятить во имя Евфимия Великого. Так как одной часовни для церкви было недостаточно, то и была приделана к ней постройка деревянная; отчего в некоторых архивных бумагах церковь и названа деревянною. Церковь сия существовала недолго и погорела в 1720 году апреля 14 и упразднена тогда же. Из описания о сём пожаре видно, что глава на ней была деревянная, крест железный в 1,5 аршина длины, [1,1 м] поперёк 1 аршин; алтарь столярной работы 2 сажени длины и поперёк 2 сажени. [4 м] Она была в три стены по 3 сажени каждая; крыша тесовая в два яруса.

III. Каменная церковь во имя Всех Святых. Это была первая церковь, которую построил преподобный Даниил и которая сперва была деревянная. Каменною построена она была в 1687 году усердием доброхотных дателей12 и освящена при архимандрите Варфоломее 2-го августа; в 1815 году, при архимандрите Иосифе Величковском, святые иконы в ней были возобновлены живописцем, переславским мещанином Иваном Шманаевым; а в 1817 году при том же архимандрите церковь была покрыта листовым железом. При сей церкви находится каменный склеп с оконцем в церковь, сделанный в память того, что на сём месте в таковом же склепе молился преподобный Даниил и слушал божественную службу.

IV. Каменная колокольня.13 Она построена князем Барятинским в 1689 году на место деревянной и стоила 670 рублей ассигнациями. В среднем ярусе помещается монастырская ризница и библиотека. Колоколов на колокольне считается семь: первый – большой колокол весом в 575 путов [9 419 кг] пожертвован князем Барятинским в 1689 году октября 1-го в вечный поминок по себе и сродниках своих. Лил колокол мастер Димитрий Маторин (надпись на колоколе). Колокол сей стоил 2 510 рублей ассигнациями (вкладная монастырская). Второй колокол весом 142 пуда 23 фунта [2 335,4 кг] «вылит в Саратове 1820 года ноября 2-го на заводе ремесленного цеха Фёдора Котельникова» (надпись на колоколе), куплен на Ростовской ярмарке старанием архимандрита Павла (Подлипского) на монастырские деньги за 5 419 рублей ассигнациями. Третий колокол, в 33 пуда и 4 фунта, [542,2 кг] пожертвован монахом Сергием в 1622 году. Прочие четыре колокола без надписей. Весу во всех колоколах до 800 пудов. [13 104 кг] Звон в них хорош, но не имеет надлежащей стройности по несоответствию веса прочих колоколов к большому. В 1701 году по указу Петра I-го взято из Данилова монастыря на пушечный двор 7 колоколов в 213 пудов 18 фунтов. [3 496,4 кг]

V. При церкви Похвалы Богородицы двухэтажные настоятельские покои, построенные вместе с Похвальскою церковию князем Барятинским в 1695 году.14 В верхнем этаже помещаются собственно настоятельские покои, а в нижнем подвалы и другие службы. В 1824 году, старанием архимандрита Павла (Подлипского), они покрыты листовым железом.

VI. При церкви Всех Святых на северной стороне находятся двухэтажный каменный дом, служивший прежде для жительства монастырской больничной братии. Дом сей построен на монастырские и частию жертвованные деньги в 1687 году. С 1753 года по 1788-й год помещалась в нём епаршая семинария с 92 учениками; а с 1788 года, по уничтожении Переславской епархии, помещается духовное уездное училище с 200 учеников (в настоящее время – 1860 году).

VII. На южной стороне монастыря двухэтажные братские кельи, построенные в 1696 году князем Барятинским.15 Но сии кельи устроены были вместе с поварнями и ледниками и для помещения братии были неудобны и очень тесны. Чтобы доставить покойное помещение братии, отец архимандрит Павел (Подлипский) в 1825 году на монастырский кошт вновь перестроил их внутри; в нижнем этаже отделаны были им братская столовая с кухнею и больничная на пять человек.16

VIII. Среди монастыря находится каменный двухэтажный корпус, служивший иногда

помещением для настоятелей и больничной братии. Когда и кем построен он, неизвестно. Ныне в нём помещается Духовное правление и монастырская сторожка.

IX. Весь монастырь обведён каменною на 299 саженях оградою, [638 м] со святыми в ней вратами и двумя башнями. В башне на северо-восточной стороне монастыря находится кладезь, ископанный руками самого преподобного. И ограда и святые врата устроены князем Барятинским в 1700 году.17

В 1627 году ограда вокруг монастыря была деревянная, потом, неизвестно когда, построена каменная.18 В 1697 году архимандрит Григорий (Неронов) подал челобитье к Святейшему Патриарху Кир Адриану, что ограда каменная ветха, обвалилась, подпёрта деревянными подпорами, и просил у него позволения построить новую вкладчику князю Барятинскому – что и было дозволено тогда же.19 В 1760 году, по причине оказавшихся в ней многих расседин, она начата вновь перестройкою, при архимандрите Иоакинфе (Карпинском), и в 1791-м году при архимандрите Амвросии Карцове окончена.20

Над святыми воротами была церковь во имя преподобного Сергия. Церковь сия первоначально устроена была, вероятно, вместе с первою каменною оградою, но когда, неизвестно. В челобитье архимандрита Григория Неронова от 1797 года значится, «что в старой церкви на святых вратех во имя преподобнаго Сергия в прошлом 1695 году от огненнаго запаления сгорели глава, кровля, святыя иконы, вся утварь, и кирпичныя стены распались». Архимандрит просил позволения вместе с каменною оградою возобновить её; но позволение пришло только на устройство ограды, а на церковь нет. Так она оставалась неустроенною внутри до 1713 года. В сём году августа 29 при архимандрите Варлааме она исправлена была вновь и освящена; в 1732–36 годах шатёр каменный над нею обрушился и сделан деревянный; в 1749 году, во время пожара в монастыре, лестницы у церкви повредились, вход в неё был неудобен и священнослужение приостановлено;

в 1793-м году октября 24 по сим причинам она перенесена была в трапезную церковь Похвалы Богородицы.21

Святые врата покрыты были прежде деревянною кровлею; но в 1857-м году усердием купчих девиц Гладковых они покрыты листовым железом, а глава белою жестью, и украшены священными изображениями – с восточной стороны Тихвинской Божией Матери, а с западной – Святыя Троицы, преподобного Даниила, князя Андрея и Никиты Столпника.22

* * *

1

За 1 800 рублей ассигнациями.

2

Клиросы и место настоятеля стоили 60 рублей серебром.

3

Двери стоили 410 рублей серебром.

4

Живопись стоила 500 рублей серебром.

5

В настоящее время придел сей круглый год отопляется иждивением девиц Гладковых, а содержится для сего на их содержании особенный истопник.

6

Киот с позолотою стоил 400 рублей серебром.

7

Кроме сей гробницы, в монастыре есть ещё две, находящиеся ныне в трапезе при церкви Похвалы Пресвятыя Богородицы, в приделе преподобного Сергия. Из них одна деревянная, а другая медная, посеребрённая.

На деревянной гробнице надпись следующая: «Нача Святый монастырь Игумен Даниил 3SІ июля в ЕІ день: преставися Игумен Даниил 3МИ Апреля в 3 день. Обнови сию раку Архимандрит Иона Архангельский лета ЗРГІ». Это была первая гробница, в которую положены были святые мощи преподобного по открытии их. На эту гробницу от щедрот царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1695 году пожертвована была золочёная резная сень, в поминовение матушки их Натальи Кирилловны. Сень эта не сохранилась до настоящего времени.

Другая гробница медная, посеребрённая, устроена тщанием полковника и воеводы Ильи Перхурова в 1782 году. По этому случаю мощи преподобного Даниила были переложены в неё преосвященным Феофилактом, епископом Переславским и Дмитровским.

Надписи на сей раке –

Во главе гробницы:

«Преставление отца нашего Игумена Даниила Переславскаго Чудотворца в лето МИ месяца Апреля в З день в Е часе дни. Поживе (преподобный) лет всех мало вяще осмдесять и погребоша его в среду вторыя недели по пасце».

На правой стороне гробницы написан тропарь преподобному: «от юности блаженне... »

На левой стороне – кондак – «невечернего света...» Потом: «обретены мощи Преподобнаго отца нашего Даниила Игумена Переславскаго Чудотворца в лето 7160, индикта 5-го, месяца Декемврия в 30 день в царство Благочестивыя державы Государя и Великаго Князя Алексея Михайловича, всея России Самодержца».

8

Живопись в арке стоила 100 рублей серебром, а устройство и украшение сени 1 050 рублей серебром.

9

Прежняя каменная церковь со многими службами под нею построена была самим преподобным Даниилом около 1532 года. Один из учеников преподобного, Марко, по сему случаю спросил его – храмин много устроено; на какую потребу сия будут? Преподобный отвечал: «Если Бог восхощет, то не будут пусты храмины сии; ими ми веру, брате Марко, аще и грешен я, но когда буду разлучён от вас телом, духом никогда не буду разлучён, и благодать Божия есть и будет на месте сём во веки». Смотри рукописное житие преподобного Даниила, 148 стр.

10

За 80 рублей серебром.

11

Сей стольник Андрей Иванович Салтыков пострижен по указу Петра I-го в 1703 июня 12. (Вкладная книга, л. 88.)

12

Из вкладников особенно известны: 1, князь Юрий Никитич Барятинский, который в 1682 году о спасении своей души дал вкладу на строение церкви и больницы 200 рублей (вкладная л. 63). Князь Иван Петрович Барятинский. Он в 1688 году прислал с Москвы в сию церковь 6 медных лампад лужёных, в 1689 году пожертвовал сосуды серебряные золочёные – потир, звездицу и лжицу, весом 3 фунта 30 золотников, – в 1695 году святые иконы во весь год, что зовут минеи месячные (смотри вкладную книгу). [1 357 г]

13

На колокольне с восточной стороны высечена следующая надпись: «в лето 7197 году Августа в 15 день построил сию полату, колокольню, Святой Троице и Чудотворцу Даниилу Боярин Князь Иван Петрович Барятинский своею казною, по своей душе и по сродниках своих в вечный поминок, при Архимандрите Варфоломее».

14

О сей церкви в настоятельских покоях в вкладной монастырской книге написано: СГ (1695) году декабря в 25 день Боярин Князь Иван Петрович Барятинский построил в Данилове монастыре церковь во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы с трапезою и с гостиною и с подкеларнею и с хлебодарнею и с работничью палатами, а под теми палатами семь погребов белым каменем: денег изошло одинадцать тысяч двести тридцать семь рублей, тридцать алтын, две деньги.

В парадном крыльце настоятельских покоев высечены следующие две надписи:

а) Начало обители Данилова монастыря во славу Святыя, Единосущныя, Животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа. Сия обитель поставися в лето 7016-е преподобным Даниилом Чудотворцем, а преставися преподобный Даниил в лето 7048-е Апреля в 7 день, а обретены мощи преподобнаго Даниила в лето 7161-е Декабря в 30 день, а по преставлении мощи его в земле лежали 113 лет до свидетельства.

б) Во славу Святыя Единосущныя, Животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа построил церковь сию во имя Пресвятыя Владычицы Богородицы и Присно-Девы Марии Честныя ея Похвалы с трапезою, и службами, и с палатами и с погребами каменными, по обещанию своему вкладчик Пресвятыя Троицы и Чудотворца Даниила Боярин Князь Иван Петрович Барятинской своею казною, по своей душе и по сродниках своих в вечный поминок, тоя святыя обители при настоятеле Отце Архимандрите Варфоломее, в лето 7203-е Декабря в 25 день.

15

О братских кельях во вкладной монастырской написано, боярин князь Иван Петрович Барятинский построил в Данилове монастыре 12 палат каменных, а под ними два ледника белым камнем, да две поварни каменные, и на то строение изошло денег 2 564 рубля 13 алтын.

Надпись на больничных кельях, высеченная над теперешнею больничнею, такова: «7204 года сии палаты внизу с погребами и ледники построил своею казною вкладчик старец Ефрем, что в мире был Боярин Князь Иван Петрович Барятинский, длина тридцать три сажени, а поперёг шесть сажен, при Настоятеле Архимандрите Варфоломее для покою обители сей живущих в ней, да помолятся о мне грешном, чтобы избавил Бог муки вечной».

16

Монастырская братия, в числе 16-ти человек, поднесла отцу архимандриту Павлу рапорт, в котором, между прочим, было написано: «Все мы по благословению Вашему наслаждаемся уже вожделенным для нас покоем, потому что каждый из нас имеет уже по прочнейшей, выгодной келье, – и посему все единодушно приносим Вашему Высокопреподобию сыновнюю сердечную благодарность» (смотри собрание бумаг 1825 года).

17

О святых вратах во вкладной монастырской книге написано: СИ (1700) году боярин князь Иван Петрович, во иноцех Ефрем, построил по обещанию своему в Данилове монастыре каменные новые Святые врата; денег изошло на кирпичи и на известь и на каменья и на железо и мастерам за дело 1 136 рублёв, да запасу дано каменщикам и кирпичным подрядчикам 125 четвертей с осминой всякого запасу по цене на 125 рублёв с половиною, и всего святые ворота стали деньгами и запасом 1 261 рубль с полтиною.

18

Собрание бумаг сего года.

19

Смотри столп собрания, дела сего года.

20

Смотри в делах сих годов.

21

Сведения сии о церкви преподобного Сергия извлечены из письменных дел тех годов.

22

Святые врата стоили 1 000 рублей серебром.


Источник: Свирелин А., свящ. Обозрение и описание святых храмов и других зданий в Переславском Данилове монастыре // Владимирские губернские ведомости (Часть неофиц.). 1861. № 2. С. 5-7; № 3. С. 9-10; № 4. С. 13-16.

Комментарии для сайта Cackle