Часть третья
Чудо 22
О священном монастыре Иверон и чтимой иконе и Вратарницы
Во времена благочестивейшего и приснопоминаемого царя Константина расцвела и увеличилась благодатью Господа нашего Иисуса Христа наша вера. Идольские капища были стерты, а чины монахов умножились, во всех городах и весях строились храмы и святыни. Как раз в те годы родился некий благочестивый и доблестный муж по имени Петр, который стремился найти место безмолвное и пустынное, чтобы удалиться из мира и испытать жизнь без смятений.
Он молился Богу, чтобы Бог ему открыл, куда идти, и увидел в видении Пресвятую Богородицу, говорящую ему: «Отче, на Горе Афонской успокоение твое. Его Я выпросила по жребию у Сына и Бога Моего, чтобы там имели прибежище те, кто удаляются от забот и смут мира и стремятся к добродетели, проводя жизнь без печали, за что удостоятся вечного блаженства. Я весьма полюбила эту Гору. В краткое время она заполнится монахами из всяких земель и из всяких мест. И милость Сына Моего и помощь Моя не уйдет от них, но Я буду их посещать, охранять, молясь Сыну Моему об их спасении». Тут проснулся благочестивый Петр и, поблагодарив Господа и Его Приснодеву Матерь, ушел на ту Гору, где мужественно сражался с бесами и удостоился узреть в видениях заступничеством Богоматери множество Ангелов, и стал великим чудотворцем, и в мире отошел ко Господу.
Через какое-то время пришел и отец наш Афанасий, построивший великую Лавру. В те времена жил и отец наш Иоанн, по существу чистейший сосуд и вместилище Всесвятаго Духа. По происхождению он был ивер (грузин), царской крови и очень богат. Но, оставив богатство, славу и все имущество, ушел в монастырь. Сняв блестящие одежды, надел скудный и бедный подрясник. Когда он услышал о славе Святой Горы Афонской и преподобного Афанасия, то нашел его, и они начали как братья соревноваться в спасительном добротолюбии. Когда же ивер вскоре узнал, что его сын Евфимий пришел в Византию (Константинополь), дабы найти душевный мир и упокоение, то пустился в путь, его разыскивая. Встретившись, оба они притекли к желанному безмолвию у великого Афанасия. Он него Иоанн научился всякому любомудрию и стал почти новым Златоустом, и перевел все наши писания на язык иверов.
Спустя немного времени пришел некий Торникий и стал монахом. Он был военачальником в царстве иверов и неоднократно мужественно сражался с врагами. побеждая их и великодушием, за что чрезвычайно прославился у себя на родине. В то время безбожные персы услышали о смерти императора Романа и начали сражаться против царицы городов – Константинополя под предводительством некоего Силиара. Он часто делал набеги на восток, опустошая города и веси, не находя никого, кто бы ему противостоял. Дети императора были еще очень малы и не могли сразиться с ним. Вдова императора горевала и скорбела, зная, что варвары приближались к столице. Не имея другой надежды, она вспомнила о Торникие, сказав: «Если к нам не придет военачальник иверов. то нам не будет помощи». Она послала на Святую Гору просительные письма Афанасию и Иоанну, прося отпустить Торникия. Но он не пожелал придти. Но затем против своей воли, чтобы не преслушаться святых своих наставников, он спустился и направился в Византию. Императрица, увидев его, возликовала и, показав детей, сказала ему: «От твоей души, честный отче, зависит жизнь этих сирот».
Торникий отправился с отрядами и порубил все войско варваров, многих взял в плен и вернулся с победой во дворец. Его встречал и чествовал весь синклит, а особенно императрица. Обрадованная и приободренная, она дала ему много денег, но он не пожелал их принять, сказав: «Я, о владычице, оставил мои собственные деньги ради Господа, а теперь буду копить чужие? Но если повелит твоя властность, построй монастырь на Горе, чтобы мой народ имел покой на чужбине». Царица с радостью его послушала и послала начальников с великим множеством золота, повелевая совершить все дело как можно тщательнее, дабы создать самую прекрасную обитель. Так и произошло. Царица украсила церковь золотыми и серебряными сосудами и посвятила монастырю пригороды, метохии (владения) и земли на помин души всего императорского дома.
Но теперь скажем о главном – о священном образе Вратарницы. Во время правления иконоборца Феофила шло великое гонение на святые образы. Христоненавистник изгнал многих православных, предавая их различным истязаниям. Он повелевал убирать все иконы из храмов и уничтожать, посылал и солдат в каждый город и деревню, чтобы они разыскивали иконы, и, разыскав, сжигали. Была некая вдова в краях Никеи, имевшая единородного сына, весьма богатая и добродетельная, построившая церковь около дома. У нее была икона Богоматери, к которой она очень благоговела и лобызала ее, по заслугам слывя другой Анной. Солдаты императора, обыскивая везде, пришли и в ее дом. С любопытством осмотрев из врат названный храм, увидели икону и обрадовались, понадеявшись взять у женщины много денег. Они говорят женщине: «Или дай нам деньги, или мы совершим повеление царя, умертвив тебя различными пытками». Мудрая и разумная вдова ответила смиренным образом: «Я вам завтра дам много денег, потому что сегодня их нет у меня дома». Услышав это, солдаты удалились.
А ночью вдова, войдя вместе с ребенком в церковь и преклонив колени, возвысила руки и очи к небу и молилась долгий час со слезами, орошая землю. Встав, она взяла икону с великим страхом и благоговением и отнесла ее к морю. Тогда она опять помолилась со словами: «Госпоже и Владычице мира, благодать Твоя, как Матери Божией, владычествующей над всеми творениями, имеет власть и силу искупить нас от гнева беззаконного царя, а твою икону из вод».
Сказав так, она опустила икону в море, и – о чудо! – икона не упала плашмя, но начала путь по воде, устремляясь к закату солнца. Когда женщина увидела это поразительное чудо, то восслала Богу и Пресвятой Его Матери великое благодарение. Повернувшись к сыну, она сказала со слезами: «Чадо мое желаннейшее, теперь объявится наша любовь и благочестие к Богу и благоговение к святому образу Богородицы. Я, любимое чадо, женщина, и не могу идти далеко, чтобы спрятаться; но если меня схватят, то я готова погибнуть за любовь к Богоматери. А ты иди в края Греции, чтобы тебе не сделали зла». Она так сказала, и они, обнявшись, расстались со слезами.
Мальчик пошел в Фессалоники, а оттуда на Святую Гору, и прибыл в почитаемый монастырь иверов. Став там монахом и преподобно жительствуя, отошел ко Господу, ибо к Нему и стремился. Но Божий Промысл был и в том. что по прибытии мальчик тотчас сообщил о событиях, случившихся с иконой.
Но вернемся к последовательности нашей речи. Образ Приснодевы был в скрытом месте многие годы, – или на суше, или на море,– то знает Тот, Кто все знает и творит преславные и изумительные знамения. Однажды некие старцы в монастыре иверов сидели и беседовали о спасении души, но вдруг они внезапно увидели на море пламя огня, словно бы столб, вершина которого доходила до неба. Увидев его, они поднялись, восклицая: «Господи, помилуй!» Собрались все братия и удивлялись, но какова была причина, они ни в коей мере не могли понять. Огненный столп явно виделся не только днем, но и ночью сиял много сильнее солнца. Поэтому все монахи на Горе, видя это диво, собрались в монастыре иверов на одновесельных лодках из Лавры, из Ватопеда, из других монастырей. Приблизившись и подплыв ближе, они увидели святой образ Богоматери. Но сколько они не подгребали ближе, икона все удалялась. Настоятель монастыря иверов повелел всем собраться в храме и молиться со слезами ко Господу, чтобы Он удостоил их принять святой образ Его Матери, да будут они иметь его ради мирного утешения на чужбине. И они не потерпели неудачу в прошении, Господь послушал их моление!
В то время жил на Афоне в том же монастыре некий монах из Иверии. Звали его Гавриил. Был он простейшего образа поведения и так прикипел душой к отшельнической жизни, что непрестанно наедине молился Богу. В жару он сидел на самых верхах Горы, соблюдая безмолвие. А во время снежной бури спускался к самому морю. Одежду он себе сплел из волос, пищей ему были дикие травы, а питьем вода. Он имел блаженную простоту, как и все люди такого рода. Поистине, Гавриил был Ангелом на земле и небесным человеком. Когда он как-то молился и слегка клонился ко сну, то увидел Пресвятую Богородицу, с великой славой сверкающую, Которая говорит ему: «Иди в монастырь, возвести настоятелю, что Я желаю даровать им Мой образ в покров их и защиту. Спустись тотчас на берег и иди в водах, чтобы все видели любовь и Промысл Мой о вашем монастыре. И придя, поставь образ здесь в вашу помощь». Сказав так, Она стала невидима. Тот божественный муж, поспешив, спустился в монастырь и сообщил настоятелю видение.
Настоятель повелел, чтобы все монахи собрались в церкви и, зажегши лампады, вышли с каждением, благоговейно совершая молебен. Когда они подошли к берегу, то названный Гавриил ступил в море и шел (о чудо!) по водам. Тогда и икона приблизилась, он взял ее в объятия и воспел ликующее песнопение. Настоятель побежал навстречу святому мужу. И когда они вышли на землю, то разлилась среди братии великая радость и ликование: три дня и три ночи все бодрствовали и пели. Затем построили на побережье часовню и там служили. После перенесли святой образ во внутренний двор монастыря и опять бодрствовали всю ночь, а когда совершили Божественную Литургию, каждый удалился в свой монастырь.
На следующий день свещевозжигатель в час утрени вошел, чтобы благолепно убрать все по чину, дабы прочли потом последование. Однако он не нашел икону на том месте, где она была. И когда обыскали везде, нашли ее сверху врат монастыря, на крепостной стене. Взяв ее, отнесли на прежнее место. Но с образом повторилось то же самое. И не только два или три раза, но много раз. Монахи, недоумевая, не знали, что делать. Тогда Владычица вновь явилась названному Гавриилу со словами: «Иди в монастырь и скажи монахам, чтобы они Меня не испытывали. Ибо Я пришла не затем, чтобы вы Меня сторожили, но скорее чтобы Я была вашим Хранителем и Стражем, не только в настоящем, но и в будущие века. Монахи, сколько их жительствует на сей Горе со страхом Божиим, пусть не пренебрегают добродетелью, пусть по силе у них будет дерзновение и надежда на благоутробие моего Сына и Владыки, как Я и просила, а Он Мне дал этот дар. Даю вам знамение, что пока вы видите в монастыре Образ Мой, вас не оставит благодать и милость Сына Моего».
Услышав это, богоносный Гавриил поспешно спустился в монастырь и возвестил настоятелю. А настоятель, исполнившись безпредельной радости, собрал всю братию и сказал им реченное. Затем построили храм во вратах монастыря во имя Пресвятой Богородицы Вратарницы, а врата в другом месте, как и теперь явно во свидетельство дела без лжи. С тех пор в монастыре происходят безчисленные чудеса. Одержимые бесами исцеляются, хромые ходят, слепые прозревают, всякая болезнь устремляется прочь от страдающего.
До сегодняшнего дня невидимо и чудесно Всесильная Владычица покрывает и охраняет известный всем и благословенный монастырь Иверон. Этот монастырь богаче всех монастырей Святой Горы. И происходит то не по какой-иной причине, как я думаю, а по великой милости, которую там оказывают чужестранцам и нищим. Хотя все монастыри одаривают благами и дружелюбно упокоивают многих, но в них совершают только один праздник в год. А ивериты три: Успения Пресвятой Богородицы, Богоявления и новый Вторник. Тогда собирается больше тысячи душ, и их с радостью принимают с вечера и до утра. И не только тогда. но и по воскресным дням всего года здесь много нищих, потому что Иверская обитель является центром горы Афонской, а поблизости есть рынок Кареев, где всех одаривают. Им подают и лавриоты, и симонопетриты, и ватопедийцы, и насельники всех других монастырей, но нищие не стекаются туда, потому что те монастыри стоят в стороне. А сюда прибывают корабли, и всем оказывают помощь, подают сухари, одежду и другое необходимое. Даже если монастыри испытывают нужду из-за тяжелых поборов, взимаемых турками, когда приходится платить очень много денег, то и тогда они подают милостыню по силе: как общежитийные монастыри, так и малые келлии, и никто никогда не отвращается от нищего просто так. Но теперь вернемся к нашей теме, чтобы пусть и кратко вознести благодарность Всепетой и Преславной Царице Ангелов, прилежной и неусыпной Заступнице и Стражу.
Ей, влаголюбивая и человеколюбивая Владычице, Ты бо, как Мать, любящая детей и родителей, не прекращаешь помогать промыслительно и спасать, охраняя и оберегая недостойных молитвенников. Мы в ответ возвещаем благодарности, не скрываем благодеяния, воспеваем велегласно Твои чудеса, прославляем попечения, возвеличиваем Твой Промысл, песнославим заступничество. И, памятуя дарованное Тобой в прошлом, из скольких опасностей мы были исторгнуты благодаря Тебе, по долгу приносим благодарность. Молим Твое благоутробие, не забывай о нас, стоящих и скорбящих, сем стаде Твоем, но, предстоя Твоему Сыну и нашему Владыке, буди нам Ходатаицей неусыпной, помогай нам, находящимся в опасностях, и исторгни нас от неожиданных бед. Видишь, Владычице, в какие опасности мы попадаем! Восставь нас, истребившая все скорбное! Разреши от наступающих страхов! Прекрати соблазны. Разбей вражду. Смягчи надвигающийся гнев. Истреби смятения и смуты и награди нас постоянным миром. Ей, многоблагоутробная Владычице, прибавь и это к остальным Твоим благим деяниям, чтобы мы всегда и непрестанно провозглашали Твои милости и чудотворения, и прославили Тебя и из Тебя родившегося Бога со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.