Источник

Чудо 20
Об Иоанне Кукузельском

Жил некий юноша в большом городе Диррахии, бывшей Юстиниане. Он лишился отца, а мать его, благочестивая и боголюбивая отдала сына изучать священные книги. За то, что он был восприимчив умом а голосом просто прекрасен. все его называли ангелогласым. В то время, как сложилось в царстве, искали благоречивых и доброгласных. Нашли и этого мальчика, послали в царскую школу, чтобы он изучал музыкальное искусство и стал в нем совершенным. Вскоре будучи сообразительным и разумным, он превзошел всех. Поэтому и царь полюбил его и одарил изобильно. Спустя некоторое время Иоанн увидел что все князья почитают его за ту любовь, которую ему оказывает царь, – за его звучное пение. Он очень огорчился, опасаясь, как бы земная слава не повредила небесному ликованию, поэтому стал искать подходящего момента, чтобы уйти из мира.

В те дни к царю пришел игумен великой Лавры Святой Горы Афон по какому-то неотложному делу. Все уладив, он ушел обратно. Иоанн Кукузельский, видя благообразие наставника монастыря и его ангельское жительство, возблагоговел и оставил всю царскую славу и пышность. Он снял плотские тканные одежды, надел власяные и, взяв трудовой посох в руки, пошел в Лавру. Привратник спросил Иоанна, что он ищет и какое ремесло знает. Тот ответил: «Желаю стать монахом, а сам я пастух». Когда через привратника об этом узнал игумен, то обрадовался, потому что им был нужен такой человек. Они его испытали и вскоре сделали монахом, и послали в пустынное место пасти коз. Иоанн ушел с радостью и вожделением безмолвия, к которому так стремился. Он совершал свое служение без лени, непрестанно молясь Господу.

А царь очень тосковал о нем. Он посылал людей, чтобы те обыскивали города и деревни, крепости, пустыни и монастыри. Посланные пришли и на Афон, и там внимательно смотрели и искали, но никто не узнал Кукузеля, потому что тот был одет в старую и рваную одежду.

В один из дней Иоанн пас коз на круче. Увидев, что внизу никого нет, и никто его не услышит, он начал петь песнопение с великой искусностью и умилением. А некий подвижник, живший поблизости в пещере, услышав такую сладостную и слаженную мелодию, удивился. Он вышел из пещеры и увидел поразительное зрелище: пастух поет, а козы не пасутся, но стоят и радостно слушают, пораженные его ангельской, а не человеческой песнью. Когда монах увидел все, то пошел в Лавру и сообщил о том игумену. Игумен послал за пастухом, а когда его привели, игумен сказал ему: «Заклинаю тебя Богом, скажи правду. Ты Иоанн Кукузельский, которого так ищет царь?»

Он пал в ноги и в слезах попросил прощения со словами: «Я недостойный и грешный раб твоей святости. Но очень молю тебя и прошу, оставь меня на этом простом служении, которое ты мне дал изначально, чтобы я пас коз, а царь пусть не узнает». Настоятель монастыря пошел в столицу и, пав в ноги императору, просил: «Молю и прошу державу власти твоей, владыко, даровать мне человека ради его душевного спасения. Если он огорчил твое царствование, прости ему». Царь спросил имя человека, за которого просил игумен. Настоятель отвечает: «Я тебе не скажу, если ты мне не дашь письменного согласия на выполнение просьбы». Царь повелел изготовить документ и подписал его. Тогда игумен рассказал в подробностях все об Иоанне Кукузельском. Услышав это, царь заплакал, приняв в сердце несравненную печаль и радость. Он радовался, что Кукузель был столь благоговеен, что облекся в ангельский образ (схиму), возненавидев всякое телесное сладострастие. А горевал о том, что подписал такую дарственную, и она не имеет обратной силы. Игумен смягчил словами его потерю и утешил его сердце. Затем, поблагодарив царя и помолясь, настоятель пошел в монастырь и там рассказал братьям о произошедшем.

С тех пор дивного Иоанна не безпокоил уже земной царь. Он служил Царю, Который на Небе, воспевая и славословя Его без лени каждый день. Затем он получил от настоятеля разрешения построить келлию и церковь Архангелов вне монастыря, чтобы жить там в безмолвии шесть дней недели. Но в воскресные дни и другие праздники Кукузель всегда был на правом клиросе великой церкви и пел Богу с желанием и умилением. В Субботу Акафиста (когда читается Акафист Пресвятой Богородице) он радостно пел самогласны и Канон Богородице по обычаю, и от трудов немножко вздремнул на стасиме утрени. Тогда ему является Госпожа Богородица и говорит: «Радуйся, Иоанн, чадо мое. Пой Мне, и не оставлю тебя». Сказав так, Она дала ему золотую монету. Проснувшись. он нашел (о чудо!) в своей правой ладони эту монету! Исполненный безпредельной радости и слез, он благодарил Богоматерь. А ту монету поместили в церкви, и она совершила великие чудотворения. С тех пор Иоанн всегда был на правом клиросе, и умилительно и безленностно славословил Господа.

Однажды от больших трудов нога у него загнила и потек гной. Но Всемогущая Владычица его излечила также, как Иоанна Дамаскина. Она явилась ему со словами: «Ты теперь здоров», и он тотчас получил всемилостивое врачевание. Воздав благодарность Богоматери, Иоанн оставался в полном здравии до конца. Жил в постах, бдениях, особенно отличаясь великим смирением. Он провидел свою кончину. Встретившись со всеми братьями и помолившись за них, Иоанн сообщил, чтобы его погребли в доме Архангелов, который он построил. Так он почил во Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки. Аминь.


Источник: Грешников Спасение / Сост. общедоступ. речью Агапием, иноком Критским, подвизавшимся на святой горе Афон (1641 г.) ; [Пер. с греч. А. Маркова]. - Единец : Единецко-Бричанская епархия, 2003. - 495, [1] с. ISBN 5-7877-0028-7

Комментарии для сайта Cackle