Часть третья
Чудо 11
О царевне Франкской, отрубленные руки которой исцелила Всесильная Владычица
Во Фряжской стране овдовел некий царь. У него осталась прекрасная девочка Мария. Он вступил во второй брак, взяв самую красивую женщину, которую нашел в своих краях. Эта новая жена была благообразна телом, но безобразна душой. Особенно ее терзала зависть: она не могла слышать, что о ком-то говорили, что та прекраснее ее. Мачеха видела, что девочка имеет дивную красоту. Сердцем ее овладел диавол, и она стала искать способ убить от зависти невинную приемную дочь, чтобы та не выросла прекраснее ее.
Однажды царь уехал в другую страну по необходимому делу. И тогда дерзкая на все получила подходящий момент, чтобы совершить свое завистливое вожделение. Она позвала верного раба и говорит ему: «Я хочу, чтобы ты тайно оказал мне одну любезность, дабы никто не узнал. Я тебя так одарю, что ты станешь первым во дворце». Он поклялся совершить веленное. Она сказала ему: «Первая жена царя родила ему дочь не от него, а от какого-то человека дурного нрава. И вот царевна, как порождение прелюбодеяния, совершает дела нелепые и совершенно постыдные. и так она наведет позор на весь мой дом. Прошу тебя, возьми ее завтра и поведи в сад, и там убей в пустынном месте и спрячь, чтобы никто не услышал об этом. А в знак свидетельства без обмана отруби ей руки и принеси мне».
Слуга пообещал исполнить. С вечера он стал готовиться вместе с одним своим родственником и верным другом. В полночь царица разбудила девочку и говорит ей: «Иди, Мария моя, вместе с этими людьми в такое-то место. Там и я буду вскоре, и мы пойдем гулять». Слуги взяли девочку и отвели в отдаленное и пустынное место. Она поняла коварство, потому что была от природы сообразительной, возвела очи к небу и со слезами стала молиться: «Владычице Богородице, у меня нет другой надежды и помощи! Только благодать Твоя. И Ты воздай враждующим на меня неправедно». Слуги сказали: «Не плачь, не бойся, мы ничего тебе плохого не сделаем». А она говорит: «Почему вы лжете? Моя мачеха ввела меня в заблуждение и предала в ваши руки, чтобы вы меня убили. Но я надеюсь на Надежду отчаявшихся, что Она воздаст за ваше беззаконие. Чего вы хотите? Место пустынное, совершайте повеление вашей госпожи. Только я прошу вас, не убивайте меня внезапно, но скажите, чтобы я с молитвой предала Господу свою душу». Они ответили ей: «Правильно ты поняла, что не хотела с нами идти, но царица нам повелела, и мы пообещали, что тебя убьем». Девочка говорит: «И вы не боитесь Бога, что убиваете меня неправедно? Вы разве не знаете, что Он, как Праведный Судия, не оставит Своей благодатью это деяние тайным и ненаказанным? Он отомстит и вам, и ей, ибо никогда ничего несправедливого я вам не делала. Если вы хотите избежать своего беззакония, то оставьте меня в пустынном месте и скажите ей, как убили. Если мне никто не поможет, то я умру от голода, но вы не оскверните свои руки столь ужасным убийством». Это и многое другое говорила она со слезами.
Слуги сострадали и сказали ей: «Мы сжалились и оставляем тебя в живых. Но царица нам велела принести твои руки, дабы увериться в твоей смерти. Если мы не выполним ее слова, то она с нами зло поступит. Но даже если мы тебя оставим живой, звери все равно тебя съедят». Мария ответила: «Горька и та смерть, и другая. Но у меня будет утешение, что меня съели звери, а не люди, и вы не виновны в беззаконии. Поступайте во имя Пресвятой Богородицы, родившей истинного Бога и Судию всех, не убивайте меня. А если вы пообещали ей мои руки, то дайте их, пусть она их увидит и обрадуется, а меня оставьте здесь, чтобы я умерла от боли». Они уважили оставить ее в живых. Тогда несчастная, чтобы избежать смерти, кладет руки на бревно. Ей отрезали руки, а царица на радостях дала слугам безчисленные дары и милости.
Бедная девочка в несравненной боли не имела другого лекарства, кроме имени Пресвятой Богородицы, Которую она призывала на помощь со слезами и верой. Волей Всеблагого Бога она получила просимое. Один благородный юноша охотился в той части леса с рабами. Он услышал громкий крик и стал искать. Юноша удивился несчастью девочки и ее красоте, но она не отвечала, а только плакала, прося о помощи. Князь сказал слугам: «Теперь не время ее расспрашивать. Но раз Господь нас привел сюда ради нее, то возьмите ее, и отвезем ее в нашу землю». Так они и сделали, обихаживая по пути разными травами и лекарствами. Боли прекратились совершенно, и все во дворце удивлялись ее мудрости и красоте. Ее часто спрашивали, чья она дочь, почему ей отрубили руки, но Мария не желала признаться. Но за ее благочиние, благородный вид и красоту юноша полюбил ее от всего сердца. Однажды он сказал дуку: «Отец мой, я знаю. что ты меня любишь, и прошу тебя сделать такую благодать. Мы богаты и не нуждаемся ни в чем. Когда богатый хочет жениться, то он не должен искать ничего другого, но только жену, которая ему нравится. Так хочу и я. Пусть твоя власть сотворит мне милость, чтобы я взял в жены девушку, которую нашел в пустынном месте. Я ведь не нуждаюсь в работе ее рук». Дук ответил: «Мы можем взять в жены только дочь подобного нам властителя. А ты хочешь взять ее. Она не то что некрасива, нет. Но мы не знаем, может быть, она дочь крестьянина, и это будет нам в позор». Сын сказал: «Но отец, ее красота, знания, воспитание и манеры свидетельствуют о царской крови. И даже если бы она была ребенком самого малого человека, я ее люблю. Если я ее не возьму, то поистине, не возьму и другую, и моя жизнь пройдет в несравненной боли». Дук увидел желание юноши, снизошел, и совершили свадьбу богато и радостно.
А царь, ее отец, был в безутешной скорби. Он не знал, где его дочь, потому что царица сказала, что та, мол, убежала однажды ночью, и никто не знает, что с ней. Он рыдал безутешно и подозревал царицу, но не стал объявлять свою мысль, пока не узнает надежно. Царь посылал людей ее искать в разные места. Одновременно написал и повеление, чтобы все воеводы и князья собрались и устроили конные ристания, дабы у него появилась малая отрада, и скорбь его не убила.
Повеление дошло и до того места, где была дочь. Дук решил посражаться на коне. Но сын не пустил его со словами: «Отец, это не хорошо, чтобы старик мучился в таком путешествии. Отдохни, а я пойду вместо тебя. Люби мою супругу. как и меня, и если она родит прежде возвращения, то позаботься о ней». Дук благословил его в путь, и они попрощались. И юноша совершил с Божией помощью и силой столь мужественные деяния и героические бои на том ристании, что все восхищались им, хвалили и приветствовали. А лукавая царица воспылала страстью к нему и позвала раба спросить, кто его хозяин, есть ли у него жена и подобное. Раб все разузнал в подробностях: как князь нашел в лесу девочку без рук, взял ее и прочее. В конце концов он сказал, что от отца пришло письмо, что жена родила двух мальчиков без всяких трудов.
Тогда злая и порочная женщина почувствовала боль и совершила новое беззаконие. Она подкупила человека и попросила, когда князь напишет ответ дуку, принести письмоносца, что он и сделал. Юноша написал в ответе, чтобы дук позаботился о жене, запечатал письмо и послал вместе с рабом. Раб, не знал о хитрости, пошел к царице. Она его щедро накормила-напоила и, взяв тайком письмо, написала другое и запечатала печатью дука. Там она написала почерком князя: «Отче, знай, что эта невеста – чадо злодея, за ее безчинства ей отрубили руки. Но и ее дети не мои. Так что прошу тебя, когда прочтешь письмо, убей ее вместе с детьми. И пока я не услышу о ее смерти, не вернусь».
Это подложное письмо ехидна отдала письмоносцу, и оно отправилось дуку. Он, увидев написанное, был в скорбном недоумении, не зная, что делать. В размышлении посоветовался с верным рабом, как поступить. Раб сказал ему: «Не совершай такое беззаконие, не убивай ее. Дай мне ее, я ее отведу в то место, где нашли, и оставлю там, а Господь пусть управит, как желает. А потом я пойду и скажу господину, что мы сделали, как он нам написал».
Эти слова понравились дуку. Раб взял Марию с детьми, отвел ее в пустыню и поехал искать мужа. Бедная женщина оставалась в том же безлюдном месте, пав духом, в безутешной скорби, ожидая смерти. Она плакала и скорбела, не зная, что делать. Но вот она увидела тропинку и, взяв детей в объятья, как могла, пошла по дороге, пока не пришла к пещере, где совершал подвиг пустынник. Увидев ее, он подумал, что это измышление вражие. Но когда услышал о ее страданиях, то сжалился. Оставив ее в пещере, он пошел в другое место и всякий раз, собирая корни и траву, которые ел сам, приносил и ей. Она питалась этой травой, или, лучше сказать – Божией силой.
Проходили дни, муж вернулся домой и, узнав о случившемся, стал горько плакать. Затем он взял слуг и сказал: «Пойдем поищем на том месте. Я надеюсь на Всенепорочную Владычицу нашу Богородицу, Которую бедняжка всегда призывала, что как в первый раз Она ей помогла, так и теперь сбережет».
В ту ночь Пресвятая Богородица явилась во сне Марии и говорит ей: «Завтра придет твой верный муж и возьмет тебя. И больше истязание к тебе не приблизится отселе и впредь, – за твою выдержку и за твою веру ко Мне, что ты призывала Меня в помощь во всех страданиях. Прекратятся твои скорби, и печали обратятся в ликование». Она ответила: «Благодарю и поклоняюсь Тебе, Владычице моя, что Ты меня не оставила. Но как я увижу совершенную радость, если я без рук? Я не отчаиваюсь, грешная, но полагаюсь на милость Твою, что Ты дашь мне и большую помощь». Они сказала гак, полная смирения, и услышала Царицу Ангелов, которая говорит ей: «Прими руки свои, помощью и благодатью Моего Сына и Бога. Любящие меня и ходящие под покровом Моим не лишатся всякого блага». Когда Она так сказала. женщина исцелилась. От радости она проснулась и узрела (о величайшие чудеса Твои, Владычице!), что видение было истинным. Кто может высказать ее ликование и благодарность к Пресвятой Богородице? Всю оставшуюся ночь Мария провела в молитвах коленопреклоненно, произнося Архангельское приветствие, как всегда обычно читала с благоговением и умилением.
Когда рассвело. Мария услышала разговоры людей, и выйдя, видит мужа. Он как увидел ее. заплакал от радости. Она рассказала ему чудотворение, показав свои руки. Видящие это изумились и прославили Благодетельницу. Затем все вернулись в свою землю. Князь повелел праздновать Пресвятой Богородице восемь дней с великим ликованием. Те, кто слышали о том чудотворении, изумлялись. Затем дук стал выпытывать о подложном письме, которое написали для того, чтобы ее убить. Мария сказала ему: «До сего дня я скрывалась и не желала объявлять. кто я. Но так как есть воля Божия сказать вам, то послушайте. Знайте. что я дочь вашего царя, и все, что я претерпела, мне устроила царица. Но Небесная Царица, Матерь сирот – да благословится имя Ее, – меня искупила от всего скорбного. Я не признавалась прежде, чтобы меня не увидел мой отец и не умер от скорби. Но теперь, когда мне оказала такую милость благоутробная Матерь, посылайте письмо, готовимся в путь».
Услышав это, дук. прежде печалившийся, что не знает отца Марии, приял великое ликование, как и все во дворце. Особенно радовался ее муж. Он возвысил руки к Небу со словами: «Да будет благословен Бог, удостоивший меня взять в жены мою госпожу». Ей поклонились все как царице и, послав письмо отцу, двинулись в путь на третий день. Когда подошли к столице, царь их уже встречал. Он побежал и упал на шею дочери, и лобызал ее со слезами. А проклятая его жена скрылась, чтобы царь ее не уличил. Но он искал, пока не нашел ее, и, разжегши большой костер в середине города, сжег, так что даже косточки не осталось.
На следующий день он венчал своего зятя царем. И дук вошел в радость сына своего, и все родственники и друзья совершили радостное празднование Приснодеве Богородице. Они построили и славный храм во имя Ее, и там праздновали все Ее праздники; но особенно день, когда Она исцелила руки царевны. На этот праздник совершалось множество благодеяний бедным и сиротам, ибо всегда вспоминалась величайшая милость, совершенная Всенепорочной Госпожой и Владычицей.
Более всех других добродетелей новая царица предпочитала милость и нищелюбие, и никогда не уставала от души помогать и благотворить нуждающимся. Так, она не позволяла, чтобы нищим подавали служанки, но делала собственноручно со словами: «Ведь это не мои собственные руки, но руки Небесной Царицы, которые Она по великому Своему благоутробию мне даровала. Поэтому нельзя, чтобы они когда-либо ленились на благотворение рабам Ее и милость бедным. Тем более что и блага не мои собственные, но дары Всеблагого Господа Христа. Я должна делить их с моими братьями щедро».
И так благомысленная царица долго радовала в этом мире земное царство, а после кончины отошла в Небесное. Его же да будет всем нам достичь.