Источник

Б. Выпись из книг городских повета Кременецкого

Подтвердительная грамота короля Польского Августа II–го на права Почаевского монастыря (в русском переводе)

Тысяча семьсот первого года, месяца июля, девятого дня. Пред урядом и нынешними городскими Кременецкими актами и предо мной Николаем Станиславом Каменским, стольником Дрогицким, бурграбием Гродским Кременецким, явившись лично превелебный в Бозе отец Никодим Лозицкий, игумен монастыря Почаевского, представил явочным порядком, для внесения в нынешние городские Кременецкие книги, грамоту, которой подтверждаются все права относительно фундуша и церковного порядка, по древнему обычаю принадлежащие монастырю Почаевскому и в нем инокам чина Св. Василия Великого, не 6 состоявшим в унии, – в Варшаве в лето Господне тысяча семьсотое, месяца июня, двадцать седьмого дня, данную наияснейшим королем, его милостью Августом Вторым, за собственноручным королевским подписом при большой печати коронной канцелярии, и за собственноручным подписом папы Франциска Трицинского, подчашия Равского, секретаря его королевской милости. Содержание грамоты следующее «Август Второй, Божией милостью король Польский, великий князь Литовский, Русский, Прусский, Мазонецкий, Жмудский, Инфляндский, Киевский, Волынский, Подольский, Смоленский, Северский и Черниговский, дедичный князь Саксонский и Курфюрст. Объявляем настоящей нашей грамотой всем вообще и каждому особо, кому о том ведать надлежит, что с начала благополучного царствования нашего, по возведении нас вольными голосами на престол царства польского, мы поставили первым предметом благополучного царствования нашего содействовать большему и большему умножению славы Божией и вящннему распространению Господних храмов: желая иметь их и видеть, мы в тоже время желаем, чтобы и древний чудотворный монастырь Почаевский греческого исповедания, одобренного пред нами панами советниками нашими, находящийся в воеводстве Волынском, во имя Успения Пресвятой Девы Марии благочестивыми пожертвованиями основанный набожными иноками греческого исповедания, подчиненными Восточной церкви, надлежаще устроенный, не состоящий в унии, – и на будущие времена и лета не ослабевал в умножении славы Господа и Бога нашего и Пречистой Его Матери, а паче чтобы на вечные времена продолжал свое существование. Поэтому фундуши, благочестивые записи, сделанные и служащие в пользу этого монастыря, выписи с них и другие, какие есть от их милостей фундаторов и вкладчиков письменные документы, во всех их пунктах, заключениях, статьях и обязательствах, целостно во всем (за исключением только свободного выбора начальника, который уже поставляется и избирается не светскими лицами, но одними тамошними иноками, – как это производилось и исполнялось с давнего времени, и как это настоящей грамотой одобряем и утверждаем; письменные же фундаторов записи и вклады со всеми условиями, как бы они были помещены здесь слово в слово). Мы утверждаем и укрепляем: свободу богослужения восточного исповедания древней церкви, беспрерывно и беспрепятственно доселе совершаемого, торжественные обряды, уставы, обрядные каноны, древние церковные службы, без всякого изменения, и свободное их совершение ненарушимо сохраняем: духовные их лица и имения, им принадлежащие, все вообще и в частности, в особую нашу милость и под особенное наше покровительство королевское, как верховные защитники и покровители месть посвященных Богу и лиц духовных, принимаем и на всегда сохраняем: от всяких обид, насилия и утеснений чинимых на монастырь и их имение от лиц какого бы то ни было состояния, чина, достоинства и звания, в особенности же от наветов и упорных преследований со стороны велебных: митрополитов, епископов, архимандритов, игуменов, в соединении с Римской церковью ныне состоящих и потом будущих, защищать и охранять обещаем и в том не изменно на вечные времена ручаемся. Что же касается земских имений, принадлежащих упомянутому монастырю, то, применяясь к сеймовой конструкции, в прошлом году единодушным согласием всего государства поставленной, которой те имения совершенно освобождены от платежа земской воинской подати, постоя и требований воинских, – и Мы, властью нашей королевской нисколько не изменяя той же нашей конституции, желаем, чтобы, в силу того же собственного закона, никто никаким образом не осмеливался, под каким бы то ни было благовидным предлогом, отягощать их, стеснять, иметь постой и навсегда строго приказываем освободить их от податей, к уплате которых доселе они незаконно были понуждаемы. За тем повелеваем, чтобы сия грамота наша в пользу упомянутого монастыря, не в унии состоящего, была надлежаще сохраняема и целостно исполняема всеми лицами духовными и светскими, в особенности же вельможными сенаторами, гетманами, сановниками, урядниками коронными и великого княжества Литовского, старостами и их урядниками (которые, в случае нужды должны оказывать и свою помощь), также велебными – митрополитами, епископами, архимандритами, игуменами и прочими, находящимися в соединении с Римской церковью, – и то под штрафом десяти тысяч червонцев, представляя всякому уряду и суду королевства не опустошительное высказывание половины этого штрафа в пользу королевской нашей казны, а другой половины в пользу обиженной стороны, с лиц, которые не оказали бы, ради нашего благоволения, должного повиновения, по своей возможности и воспротивились явной нашей воли и праву коронному. А для большей важности и верности, собственноручно подписав настоящую грамоту, печать коронную приложить к ней мы повелели. Дана в Варшаве, для двадцать шестого июня, в лето Господне 1700–е, царствование нашего третье».

У сей подтвердительной грамоты, при большой коронной печати следующая подпись: «Август Король». А с другой стороны такая подпись: «Подтверждение фундуша монастырю Почаевскому, церкви греческого исповедания Успения Пресвятой Девы». Под сим следующая подпись: «Венцеслав–Франциск Тржцинский, подчаший Равский Е. К. М. Секретарь». Каковая подтвердительная грамота, за подачей и просьбе вышеименовавшегося предъявителя и за моим урядовым принятием, вся слово в слово, в нынешние городские Кременецкие книги внесена. Из каковых книг и сию выпись, с приложением Земской печати повета Кременецкого выдаю.

(М. П.) Регент Земского повета Кременецкого Свентоянский210.

* * *

210

Смотри выше, стр. 13.


Источник: Сказание историческое о Почаевской Успенской лавре бывшего наместника Лавры архимандрита Амвросия, с дополнительными главами о позднейших покойных священно-архимандритах Лавры, архиепископах: Агафангеле, Димитрие и Тихоне. – 3-е изд. – Почаев : Почаев. лавра, 1886. – [2], 314, VI с.

Комментарии для сайта Cackle