Азбука веры Православная библиотека архиепископ Агафангел (Соловьев) Сказание историческое о Почаевской Успенской лавре бывшего наместника Лавры архимандрита Амвросия, с дополнительными главами о позднейших покойных священно-архимандритах Лавры, архиепископах: Агафангеле, Димитрие и Тихоне

Сказание историческое о Почаевской Успенской лавре бывшего наместника Лавры архимандрита Амвросия, с дополнительными главами о позднейших покойных священно-архимандритах Лавры, архиепископах: Агафангеле, Димитрие и Тихоне

Источник

Содержание

Вместо введения

Первый древлеправославный период на горе Почаевской (от 1559 до 1720 год) 1. Взгляд на состояние православия в это время в западном крае России 2. Основательница Анна Гойская и Чудотворная икона Божией Матери 3. Наделение Почаевской обители угодиями 4. Гонение на Почаевскую обитель от Фирлеев 5. Сооружение каменной Троицкой церкви Домашевскими 6. Другие благотворители Почаевской обители в сие время и в следствие того построение новых шести меньших церквей 7. Преподобный Иов Игумен Почаевской обители 8. Средства к содержанию Почаевской обители до порабощения оной Униатами 9. Пособия к содержанию обители от Типографии 10. Состояние тогдашних храмов в Почаевском монастыре 11. Личный состав Почаевского монастыря и управление оным Второй униатский период в истории Почаевской лавры (с 1721 по 1831 г.) 1. О причинах изменения православия на унию в Почаевском монастыре 2. В каком положении застали латинно-униаты лавру Почаевскую, захвативши ее в свои руки 3. Новое название Почаевского монастыря и его иноков 4. Перемена в управлении монастырем и новые административные лица 5. Перемены вероучения, богослужений, обрядов, религиозных обычаев в Почаевском монастыре, по принятии им унии 6. Особые замечания о супериорах при епископе Феодосии Рудницкого и личность Рудницкого 7. Как приняты Почаевскими базилианами буллы пап об отпустах, и как они ими воспользовались, а равно какие еще допущены ими римские новизны из подражания латинам 8. Быт Почаевского монастыря со второй половины XVIII столетия до 1831 года 9. Внешнее состояние Почаевской обители до ее возвращения на лоно Православной Церкви Суммы, из пожертвованных Потоцким капиталов, отданные на процент, и обеспеченные на недвижимых имениях 11. О короновании чудотворной иконы Почаевской Божией Матери 12. О построении Соборной нынешней церкви и братского корпуса 13. Об управлении монастырским хозяйством в обширных его размерах 14. Заметка об учености и религиозности Почаевских базилиан 15. О показаниях, каким подвергались базилианские иноки за проступки 16. Поведение Почаевских базилиан в последнее время Третий период на горе Почаевской ново-православный (от 1831 года до наших времен) Отделение первое. Волынский епископ преосвященный Амвросий Отделение второе. Преосвященный Иннокентий епископ (впоследствии архиепископ) Волынский, первый священно-архимандрит Почаевской Успенской лавры (1832–1840 год) Отделение третие. Преосвященный Никанор архиепископ Волынский, потом Варшавский и Новогерогиевский, член Святейшего Синода, священно-архимандрит Почаевской Успенской лавры и управляющий Волынской епархией (1840 – 1848 гг.) Отделение четвертое. Высокопреосвященнейший архиепископ Арсений (с 1849 по 1860 год) Отделение пятое. Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний (с 1860 – по 1866 г.) Отделение шестое. Высокопреосвященный архиепископ Агафангел (с 1866 г. по 1876 г.) Отделение седьмое. Высокопреосвященный архиепископ Димитрий (с 1876 по 1882 год) Отделение восьмое. Высокопреосвященный архиепископ Тихон (1882 по 1885 год) Отделение девятое. Высокопреосвященный архиепископ Палладий (с 1885 года) А. Заметка о книге «Гора Почаевская» Б. Выпись из книг городских повета Кременецкого В. Фундушевая запись Анны Гойской на устройство монастыря Почаевского 1597 года  

 
Вместо введения

1. Местность Лавры

Почаевская Успенская Лавра находится Волынской губернии в Кременецком уезде, в 8-ми верстах от Австрийской границы, в 23 от пограничного местечка Радзивилова, в 24 от уездного города Кременца, в 50 от уездного города Дубно и в 300 верстах от губернского города Житомира. Она стоит на высокой каменистой (из породы песчаника) горе, возвышающейся над уровнем плоскости на 35 сажень. При подошве этой горы с трех сторон расположено местечко Новый Почаев, в котором жителей – христиан обоего пола около 500 и евреев около 450; а с четвертой стороны идет монастырский лес.

Четыре дороги ведут в местечко Почаев. С северо-востока идет Кременецкая (она же и Дубенская). Не доходя четыре версты до местечка, но обе стороны дороги, густой как бы пустынный лес; с приближением к Почаеву он становится реже; за тем начинается монастырская роща, в которой утомленный путник может отдохнуть под тенью вековых дубов. По этой же дороге, поворачивая с севера на юг, за 5 верст от Лавры, прибывают в Почаев богомольцы. Едущие сюда по железной дороге с станции Здолбуново-Радзивиловской ветки по Киево-Брестской железной дороге, называемой «Рудня Почаевская» в 22 верстах от Почаева.

С юго-востока дорога идет из местечка Вишневца. За несколько верст вид Лавры, со всеми ее громадными зданиями, восточной стороной, представляется открытым. Пред самым Почаевом за полверсты дорога усажена липами, образующими прекрасную аллею.

С южной стороны дорога идет из селения Лосятина. Так как главный храм Лавры алтарем обращен к северо-востоку, то отсюда величественный фронтон храма представляется взору приближающегося путника в превосходной картине.

С запада – дорога Радзивиловская. По этой дороге за три версты до местечка расположено селение Старый Почаев1. Здесь при самой дороге находится родник, чистою и здоровой водой которого пользуются не только жители селения, но и жители местечка и даже Лавра, потому что. По гористому положению местечка, ни реки, ни ключей здесь нет и быть не может. Хотя за стенками обители и есть так называемая сажалка (пруд), но вода в ней годится только для мойки белья и для скота. Впрочем, при бывшем Священно-Архимандрите Лавры, Высокопреосвященнейшем Антоние, Архиепископе Волынском и Житомирском, его пастырскою заботливостью, невыгода для Лавры от недостатка воды, по возможности устранена. Древний глубокий, в 27 сажен, обложенный камнем, находящийся внутри Лавры, вблизи самого жилого корпуса колодезь, бывший запушенным, в 1862 году вычищен и обновлен, огражден прилично, сделана над ним на 8-ми деревянных столбах железная крыша, и вода из него, в достаточном количестве. Оказалась годною для питья и особенно для приготовления пищи. Сверх того, выкопан другой колодезь при западной стороне монастырской ограды, вблизи сажалки. Вода и в этом колодце оказалась здоровою. При всем том для братии и для типографии каждый день привозится ключевая вода из Старого Почаева, как более к тому годная. Равно привозится она для народа в летние праздники, когда бывает большое стечение богомольцев, и когда воды из местных колодцев недостаточно, хотя в последнее время и это неудобство отчасти устранено постройкой внутри Лавры просторных цистерн, из которых народ охотно пьет воду в случае надобности.

По возвышенному местоположению, воздух в Почаеве чистый и здоровый. К освежению его много способствует примыкающий, с северной стороны, к самому местечку лес и фруктовые деревья. Почва земли здесь весьма способна к садоводству. К стенам Лавры, с южной и северной стороны, примыкают два сада, обведенные, как и самая Лавра, каменной стеной. При домиках каждого жителя-христианина есть садик с фруктовыми деревьями. Грецкие орехи и сливы здесь особенно в изобилии. Вход в Лавру открывается двумя вратами с восточной и западной стороны. Из них первые называются главными «Святыми»: к ним ведет, по склону горы аллея, усаженная двумя рядами высоких тополей.

Вид Почаево-Успенской Лавры с Южной стороны

2. Наружность Лавры

Почаевская Успенская Лавра, по красоте и величественному виду главного соборного храма, по особенной смелой и вместе прочной архитектуре, отличающей этот храм от существующих в России монастырских храмов, по громадности других ее зданий, по живописному положению и прекрасным окрестностям, привлекает взор и сердце приближающегося к ней богомольца, и, когда он, совершив благоговейное поклонение ее святыням, возвращается в дом, оставляет в душе его глубокое впечатление и воспоминание о восхитительной картине сего святого места.

Соборная Лаврская каменная Успенская церковь стоит почти на самом утесе горы, возвышающейся на 30 сажень над уровнем с местечком и южным пространством на 10 и более верст – до пределов Галиции. Храм этот, по обширности, один из редкостных в России, а по наружному виду удивительной красоты. Высота его, считая от фундамента28; длина 27, а ширина 20 сажень; фигуру имеет крестообразную, но эта крестообразность более видна внутри, нежели снаружи. Пред входом с трех сторон галерея, огражденная над стремниной горы железной решеткой, вделанной в 30 каменных столбов, на которых устроены фонари. Под галереею здания – первое вмещающее пещерную церковь Угодника Божия Преподобного Иова Игумена Почаевского, и самую пещеру, в которой почивают нетленные мощи преподобного; второе – ниже первого – церковь Препод. Антония и Феодосия Киево-Печерских, и третие еще ниже – две большие залы для склада печатаемых книг, и погреба. Все эти здания служат контрафорсами для главной церкви. Фронтон церкви состоит их двух четыреугольных, несколько выдавшихся вперед, имеющих основанием часть храма, называемую притвором, высоких башен о пяти этажах. Этажи отделяются одни от другого широкими карнизами, и, соразмерно постепенному возвышению башен, становятся у̀же. Между башнями четыре колонны, соответственные высоте 1-го этажа, с капителями Коринфского ордена, выкрашенными темно-голубой краской. Между колоннами – двумя с правой и двумя с левой стороны, главная входная дверь в церковь. Над дверью полуовальное окно с разноцветной решеткой, в которой железными цифрами означено 1771 (год основания церкви). Выше сего окна железный на трех каменных кронштейнах балкон, вход на который из внутри церкви – с хоров полустеклянной дверью. С окончанием первого этажа башен оканчивается и фронтон, поддерживаемый сказанными четырьмя колоннами; над карнизом фронтона помещена икона Успения Божией Матери. Повыше выдавшегося вперед фронтона над колоннами, фронтон самой церкви за башнями. В этом втором фронтоне большое окно; сверху оного Всевидящее око, а на самом верху крест. Но обеим сторонам креста шесть высеченных из камня урн. На нижнем этаже башен входные двери в церковь – восточные и западные. В восточной башне на четвертом этаже были прежде боевые часы, теперь перенесенные на Лаврскую колокольню. Стены храма снаружи украшены пилястрами с Коринфскими капителями. Базы, колонны, пилястры, капители, наличники у окон и дверей высечены из дикого камня. Но венец наружной красоты храма – это превосходный, восьмигранный, листовым золотом позолоченный, на самом перекрестке церкви возведенный и высотой превосходящий высоту самых башен, купол, так что Почаевская обитель представляется как бы плавающей в воздухе за сорок и более верст, особенно со стороны от города Дубно и железной дороги. Крест и под ним шар на куполе, равно как и другие шесть крестов с шарами на башнях и четырех фронтонах позолочены чрез огонь.

С братским корпусом этот величественный храм соединяется двухэтажными коридорами с восточной и западной стороны, вблизи алтарной части. Коридоры эти в виде особой пристройки, и, по высоте стен, карнизами своими подходят под карнизы стен самого корпуса, и потому составляют с ним одно целое. На нижнем этаже они ведут в самую церковь боковыми дверьми, а на верхнем – восточный коридор ведет в ризницу, так называемую царскую, а западный – в Лаврскую библиотеку и архив Лавры. Здесь же Духовный Собор Лавры и келлии о. Наместника. Братский каменный корпус, начинаясь с южной стороны от фронтовой галереи, идет в два этажа к северу на 42 сажени. Угловая часть его, где прежде было помещение Наместника, в 1863 году переделана в книжную и иконную лавку и свечной магазин. На 30-й сажени длины, нераздельное с корпусом двухэтажное строение, выдавшееся к востоку на 12 саженей, прежде занималось типографией, переплетней и складом базилианских книг. В 1862 году, по сломке в нем средних сводов, устроена в нем теплая церковь, в которой внешняя дверь сделана прямо с Лаврского двора, а на крыше устроен приличный деревянный купол, покрытый листовым железом. Фонарь сего купола украшен с четырех сторон образами, писанными на железных досках, представляющими лики: Преподобного князя Острожского Феодора, препод. Иова Игумена Почаевского, Св. Великомученика и победоносца Георгия и Св. Великомученицы Варвары. На нижнем и верхнем этаже сей части коридора – братские келлии, казнохранилище, просфорня, и как сказано выше, книжная и иконная лавка и свечной магазин. После сорока двух саженей длины тот же корпус поворачивается от востока к западу и уже в три этажа и простирается на 27 саженей. На нижнем этаже сей части корпуса братские келлии и келария; на среднем – тоже келлии братские, а на верхнем помещаются послушники.

Наконец, корпус поворачивается от севера к югу снова в два этажа, длиной на 39 саженей. На 12-й сажени длины выдается пристроенное к сей части высокое здание к западу длинной в 12 саженей, в котором братская трапеза. На нижнем этаже сей части корпуса братская кухня, братские келлии, аптека и, наконец, больничная церковь; здесь же и вход в церковь пещерную, – а на верхнем помещение Лаврских живописцев, живописная и др. В сложности длина всего корпуса 101 сажень. Архитектура как самой главной церкви, так и братского корпуса вообще в романском стиле. Все здания покрыты листовым железом.

Святые входные врата на погосте Лавры составляют двухэтажное здание, обращенное фронтом к востоку с двумя колоннами. На фронтоне икона Божией Матери, пред которой теплится неугасимая лампада. По входе через святые врата на левой стороне архиерейский двухэтажный дом, в котором устроена крестовая церковь во имя св. апостолов Петра и Павла. На правой стороне на возвышенном месте против архиерейского дома, каменная об одном этаже гостиница с двумя в оную входами, простирающаяся с востока к западу на 20 саженей. При ней с восточной стороны устроена галерея, открывающая вид на восточно-северные далекие окрестности Кременецкие горы. Тут же не вдалеке прекрасное здание Лаврской колокольни с боевыми часами. За гостиницей одноэтажное каменное здание длиной на 38 саженей; в нем помещается типография и переплетня; далее идет каменное здание, в котором прежде была кузница и слесарня, которые в 1865 году перенесены в другое место, и вместо их устроены жилые комнаты для помещения эконома Лавры, столярня и т. п. Черный двор с западной стороны, за братским корпусом огражден высокой каменной стеной с пристройкой к нему каменного здания, в средней части которого находятся разные жилые комнаты, певческая кухня и трапеза, за которой устроена кузница и слесарня; под северной частью сих зданий – погреба и ледники. В северном углу сада за сказанной гостиницей – свечной завод. С западной стороны за нижним садом – хозяйские постройки: каретная, конюшня, плотня, помещение для садовника в доме для помощника эконома. Пониже в пруду – каменная баня, а за прудом другие хозяйственные постройки, наконец гумно и скотный дом.

Пред входом в Лавру, не доходя до св. врат с левой стороны гостинный каменный дом, покрытый черепицею, занимаемый Лаврской больницей, а с правой – каменная же гостиница, так называемая «Новая» и при ней возовия и конюшня. Из местечка идет дорога к востоку, усаженная двумя рядами лип почти на версту, ведущая к каменной кладбищенской Рождество-Богородичной церкви, в которой совершаются крестные ходы 15-го августа и 8-го сентября.

3. Древность Почаевской обители.

Почаевская Успенская Лавра, по возвращении от Базилиан на лоно Православия в 1831 году, отнесена к числу Лавр Российской Церкви в 1833 году и занимает в ряду их четвертое место2; но существование ее не так просто как Православной на Волыни обители восходит до глубокой древности, хотя, за неимением исторических свидетельств, нельзя с точностью определить – кто и когда именно положил первое основание сей обители. Можно только полагать, что она существовала едва ли не прежде всех монастырей на Волыни. Известно, что св. Равноапостольный князь Владимир, по введении в России православного христианства, немедленно занялся распространением оного, и созиданием храмов и монастырей в пределах своего государства3. Неоспоримо и то, что западные губернии нынешней России, а потому и Волынь, входили в состав государства сего обладателя, и что следы благочестивой его ревности о созидании Божиих церквей на Волыни еще доселе остаются в Луцке и Владимире4. Видя таковое благочестие В. князя, не могли ли тогда же являться христианские подвижники, готовы е скрывать свою святую жизнь в горах и пустынях? К этому предположению Волынская местность, богатая лесами и горами, особенно в окрестностях древнего города Кременца, от которого Почаевская обитель только в 24-х верстах, и что, по свидетельству истории, Российское пустынножительство получило существование вместе с просвещением России верою5. Это предположение становится вероятным и потому, что в XI веке св. Антоний, пришедши монахом из афонской горы в Россию, уже действительно нашел в ней монастыри, и обходил оные прежде, чем утвердил свое пребывание на месте, где ныне Киево-Печерская лавра6. Присовокупим еще и то, что в здешнем краю много мест, называемых монастырщинами, в которых, по народному преданию, были некогда в отдаленной древности монастыри, но которые теперь не существуют7. Наконец скажем, что часть Волыни, именно составляющая часть окрестности города Кременца, входила в состав Галицкого княжества, защищаемого храбрым и знаменитым Даниилом Романовичем, и, что, по свидетельству истории, Киево-Печерские иноки, при разорении Киева Батыем, укрывались от меча его в пустынные леса8. Где же им безопаснее было укрыться, как не окрестностях Кременца, к которому Татары тщетно приступали, и, потерпев неудачу, должны были удалиться? Может быть, этих Киевских иноков действительно привлекла гора Почаевская и потому, что они находили в ней пещеры, и что село Почаев, от которого получила свое название самая гора Почаевская. По созвучию с Киевской Почайной, напоминала им Киев9, и возбудила в них желание устроить и здесь монастырь, подобный Киево-Печерскому.

Хотя все это, конечно, говорить только, что Почаевская обитель могла существовать в первые столетия, по введении в России христианства, и что об этом остается одна вероятность: но эта вероятность получает степень достоверности, когда обратим внимание на следующие предметы:

В рукописной книге монастырских исков и документов, в 1661 году составленной, и ныне хранящейся в Лаврском архиве, в томе II, стр. 144 и на обороте упоминается о существовавшей до того времени книге под названием «Памятник монастыря Почаевского». Эта книга первоначальное поселение иноков в горе Почаевской прямо относит к 1240 году. К немалому сожалению, в Лаврской библиотеке теперь не имеется этого драгоценного памятника. Можно думать, что Базилиане, видя в нем древний документ многовекового существования Православия в Почаевской обители, резко обличающий их в нововерии, дерзнули уничтожить эту книгу.

В 1665 году в Львове напечатана книга, сочинение ректора Киево-Братского училища Иеромонаха Иоанникия, под названием: «Небо новое с новыми звездами». Эта книга имеется в Лаврской библиотеке, и в каталоге значится под № 646. Автор ее, в числе чудес Божией Матерью совершенных, описывает явление Ее на скале Почаевской горы в огненном столпе; он подробно говорит, что это явление видел некто Иоанн Босый из села Почаева, что пред Святой Богородицей стоял монах, обитавший в скале и объявил помянутому Иоанну Босому и Почаевским отрокам (хлопятом), пасшим овец на горе близ той же скалы, – что Пресвятая Богородица оставила след стопы на скале, где стояла, и что в той стопе всегда находится чистая вода, врачующая разные болезни, – что на той же скале – каменная знаменитая церковь и при церкви знаменитый монастырь, огражденный каменной стеной, который от села Почаева называется Почаевским. Хотя Иоанникий Галятовский в этом рассказе не объясняет, к какому именно веку нужно относить описанное явление Богоматери, но есть другая книга в Лаврской библиотеке под названием: «Гора Почаевская», изданная в 1772 году Базилианами, но, как видно из повеления униатского епископа Сильвестра Рудницкого, напечатанная из прежней древней книги. В этой книге сказание о явлении Божией Матери на скале и оставлении Ею на том месте следа десной стопы, относится так же, как и в книге «Памятник» к 1240 году. Все это доказывает, что Православные иноки, если не прежде, то уже конечно не позже этого времени поселились в горе Почаевской. К тому же заключению ведут и следующие соображения:

В 1700 году, Август II Король польский подтверждал права и фундуши монастыря Почаевского особой грамотой, в Лаврском архиве до ныне хранящейся в подлиннике, между прочим, монастырь этот называет древним чудотворным обряда греческого и, обеспечив ему свободное сохранение веры Восточной древней Церкви, от незапятных времен беспрерывно и беспрепятственно в оном монастыре содержимой, определяет 10.000 червонцев денежного взыскания за нарушение этой привилегии. Но незапамятные времена и на языке частного человека обыкновенно обозначают не годы только, но и целые века; а в устах короля, имеющего все архивы под рукой, в которых не трудно было о спорном предмете собрать обстоятельные справки и в таком важном судебном акте, какова настоящая грамота, самим королем подписанная и его печатью утвержденная, бесспорно заключают в себе не один, а несколько веков10.

В 1557 году Сигизмунд Август II Король Польский, грамотой на имя владельца села Почаева Василия Богдановича Гойского, воспрещая Кременецкому старосте посылать в Почаев своего Наместника, для пошлинного сбора во время ярмарки, издревле бывающей здесь в день Успения Божией Матери, к каковому празднику стекался во множестве народ для получения благодатных даров Божиих от чудотворной стопы Богоматери, между прочим упоминает о давнем существовании при горе сей малой каменной Успенской церкви, по свидетельству книги «Гора Почаевская», построенной обитающими в той горе монахами, за милостыню от благодетелей вземлемую11. Но эта грамота была не новая, а только подтвердительная таковой же, данной отцу того же владельца, в 1527 году Сигизмундом I Королем польским. Из сего следует, что, если в начале XVII века уже существовала на Почаевской горе каменная церковь, – если эту церковь построили сами монахи и собственными средствами от доброхотных подаяний; если эта церковь названа издревле существующей, а в праздник Успения стекался во множестве народ на ежегодную в этот день ярмарку, до того значительную, что Кременецкий староста посылал своего наместника в Почаев для пошлинного сбора, то все это доказывает, что в начале XVI в. на Почаевской горе уже был монастырь в подлинном значении сего слова, – что существование иноков в этом месте должно относить к эпохе давно древнейшей, и что они сперва обитали в пещерах, потом с умножением числа их, вероятно имели деревянную церковь, ими же самими построенную, а по обветшании ее до невозможности совершать в ней Богослужение, построили церковь каменную. Впрочем, до сего времени (до второй половины XVI в.) Почаевская обитель владела только пещерами в горе, источником в стопе Божией Матери на горе и каменой церковью. С того же времени судьба ее постоянно улучшается, и уже, на основании письменных исторических свидетельств, сказание о сей обители становится точнее и определеннее и представляется возможным изложить оное в трех определенных периодах. Первый период изображает состояние ее от 1559 года (когда получена чудотворная икона Божией Матери) до 2720 года. Второй – говорит об отторжении ее от Православной Церкви Базилианами и о времени состояния ее в этом порабощении (от 1720–1831 г.). Третий период изложит состояние е от возвращения на лоно православной церкви до настоящего времени.

* * *

1

Это селение названо Старым Почаевом потому, что прежде пролегала мимо него дрога в Почаевскую Лавру. По постройке же Лаврского собора в XVIII столетии дорога проложена из Кременца в Лавру для краткости на противоположной северо-восточной от собора стороне, где начали селиться жители, каковое селение стало называться Новым Почаевом.

2

См. указ Св. Синода от 30 Октября 1833 года за №8082.

3

Церк. Истор. Иннокентия Отд. II стр. 98.

4

Церк. Истор. Иннокентия Отд. II стр. 91

5

Церк. Истор. Иннокентия Отд. II стр. 98.

6

Церк. Истор. Иннокентия Отд. II стр. 99.

7

Так Ровенского уезда в м. Стенани был древнейший монастырь св. Архистратига Михаила, который до унии был даже в цветущем состоянии состоял под непосредственным покровительством знаменитого поборника православия князя Константина Острожского.

8

Истор. Госуд. Российск. Карамзина т. IV, стр. 11–15.

9

Почайна – это был поток в Киеве, который св. Владимир избрал спасительной купелью для своих детей при их крещении.

10

См. грамоту короля, ниже в приложении под буквой Б.

11

Подробнее о книге «Гора Почаевская». см. ниже, приложение под букой А.


Источник: Сказание историческое о Почаевской Успенской лавре бывшего наместника Лавры архимандрита Амвросия, с дополнительными главами о позднейших покойных священно-архимандритах Лавры, архиепископах: Агафангеле, Димитрие и Тихоне. – 3-е изд. – Почаев : Почаев. лавра, 1886. – [2], 314, VI с.

Комментарии для сайта Cackle