Источник

82

Пс.82:1. Песнь псалма Асафу.

Приносит молитву Богу, прося наказать ассирийские народы за высокомерие их в войне против Иерусалима. Эти-то народы и разумеются в продолжении псалма.

Пс.82:2. Боже, кто уподобится Тебе? не промолчи, ниже укротися, Боже.

Никто, говорит, не будет Тебе подобен в непамятозлобии и в долготерпении к неправдам. Но умоляю Тебя – не премолчать при этих несправедливых вражеских на нас нашествиях.

Пс.82:3. Яко се врат Твои восшумеша.

Всем известна несправедливость их к нам.

Пс.82:9. Быша в заступление сыновом Лотовым.

Упомянутые выше народы оказывали помощь и споборали сынам Лотовым в войне с нами. Сыны же Лотовы суть моавитяне и аммонитяне. Отсюда узнаем еще, что демоны сзывают друг друга на погибель души, чтобы довести нас до всегубительства и предать забвению пресловутого Израиля. Потом Псалмопевец перечисляет те соседние народы, по призыву которых собрались и другие народы.

Пс.82:10. Сотвори им яко Мадиаму и Сисаре.

Как никогда мадиамляне, Сисара и Иавин, восстав на израиля, истреблены – одни у водотока Кисоня, а другие в Аендоре, так да подвергнутся подобному наказанию нападающие на нас с ассуром. Сисара был воевода сил, а Иавин – Царь ханаанский; и оба они у водотока Кисоня обращены в бегство рукою Барака и Девворы, жены израильской, как написано в книге Судей.

Пс.82:11. Потребишася во Аендоре,

в бесчестном месте, потому что Аендор значит неприличие.

Быша яко гной земный.

Ибо, оставшись непогребенными, сотлели, и подобно гною смешались с землей.

Пс.82:12. Положи князи их яко Орива.

Соделай, чтобы идумеи, измаильтяне, моавитяне, агаряне и другие упомянутые выше народы, потерпели то же, что Орив и прочие с ним. А они как злые зле и погибли.

Пс.82:14. Боже мой, положи я яко коло.

То есть, да не останутся они в том же положении, но да потерпят противное сему.

Яко трость пред лицем ветра.

Да будут колеблемы точно так же, как и стебель колоса.

Пс.82:15. Яко огнь попаляяй дубравы.

Да изведают, говорит, того огня, который сами зажгли; и этот огнь да пояст их, как чувственный огнь поядает дубраву. Подобно же это сказанному: се «еси вы огнь раждизаете: ходите светом огня вашего, и пламенем, егоже разжегосте» (Иса. 50, 11).

Яко пламень пожигаяй горы.

Речь приточная. Как огнь, ниспав на горы, пожигает их, так да будут и они попалены наказанием, какое Ты пошлешь на них, и которое Псалмопевец, по тяжести и стремительности, уподобил «буре» (Пс.82:16).

Пс.82:17. Исполни лица их безчестия.

Ибо, обманувшись в своих желаниях, и исполнившись стыда, познают они силу Твою.

И взыщут имене Твоего, Господи.

Это говорит в том смысле, что наказания обратятся им в пользу. Сказано же «взыщут» вместо «познают».


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle