Из экзегетических комментариев свт. Афанасия Великого наиболее известно «Толкование на Псалмы» (366-373 гг.), представляющее собой краткие комментарии на каждый псалом. Всего святителем истолковано 148 псалмов. В объяснении текста, в противоположность догматико-полемическим сочинениям, используется аллегорический метод толкования.
Свт. Афанасий раскрывает как историческую, так и духовно-нравственную сторону каждого псалма. В частности, объясняется, почему некоторые считают, что все псалмы принадлежат Давиду. Причину этого святитель видит в самом царе-псалмопевце: «Он избрал певцов; и потому как учредитель сподобился той чести, что все изреченное и другими певцами приписано Давиду» («Предуведомление о псалмах»).
В толкованиях также содержатся наставления, утешения и советы применительно к внешнему и внутреннему состоянию христианина: «В псалмах познаем движения души нашей, и все они как бы о нас изречены и суть как бы собственные наши слова, служащие... к исправлению собственного нашего жития» («Послание к Маркеллину об истолковании псалмов», гл. 12).
81
Псалом Асафу.
Сказав в предыдущем псалме об отвержении народа, здесь яснее излагает причины, по которым Бог отверг израильтян.
Пс.81:1. Бог ста в сонме богов.
Богами назвал князей иудейских, именовавшихся сынами Божиими. Поэтому, Бог стал посреди них во время спасительного Своего пришествия, что бы рассудить их, обличая дела их.
Пс.81:2. Доколе су́дите неправду?
Выставляет на среду неправду, какая оказана ими народу.
Пс.81:5. Да подвижатся вся основания земли.
«Основаниями земли» называет князей века этого, которые прежде народа иудейского понесли наказание, и лишенные возможности мучительствовать над нами, изгнаны по сказанному нам слову: «ныне князь мира этого изгна́н будет вон» (Ин. 12, 31). И они подвигнулись с места прежнего своего стояния, потому что первые низложены крестом Спасителя. А поскольку и народ израильский отвержен, после того как Евангелие проповедано всем народам, то присовокупил потом:
Пс.81:6. Аз рех: бози есте́
Пс.81:7. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете.
Каких же князей? Не тех ли, которых не задолго пред этим наименовал подвигшимися основаниями земли?