80
Пс.80:1. В конец, о точи́лех, псалом Асафу. Аллилуия.
Изъясняя восьмой псалом, сказали уже мы, что «точила» суть Церкви. Поэтому и из этого псалма можно видеть, что Псалмопевец призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа первого за нечестие его.
Пс.80:2. Радуйтеся Богу помощнику нашему, воскликните Богу Иаковлю.
Восклицание есть победная песнь. Поэтому, дает совет народам, чтобы воспели победные песни Богу, Который помог им и избавил их от властительства демонов.
Пс.80:3. Приимите псалом и дадите тимпан.
«Псалмом» называет здесь Божественное учение, а «тимпан» есть музыкальное орудие, сделанное из кож. Поэтому, Псалмопевец говорит: соделавшись послушными Божиим словесам, «представите телеса ваша жертву живу... благоугодну Богови» (Рим. 12, 1).
Псалтирь красен с гусльми.
Псалтирем именуется опять тело, по причине. установившегося уже стройного согласия между телом и душою, да совершены будут Божии люди, посвятив и души Богу, и тело не миру, а Господу.
Пс.80:4. Вострубите в новомесячии трубою.
Как древле израильтяне, взяв трубы чувственные, трубили во время новомесячия, потому что повеление это дал Бог, и служило это свидетельством об освобождении их от египетского рабства; так и народ новый, взяв трубу евангельскую, «вещание которой изыде... во всю землю» (Рим. 10, 18), приемлет повеление вострубить в новомесячии, т. е. в обновлении ума своего, исповедуя и свидетельствуя тем, что Бог и его освободил из духовного Египта, то есть от власти тьмы.
Пс.80:6. Языка егоже не ведяше услыша.
Народ, исшедши из Египта, услышал язык, которого прежде не знал. Какой же это язык? Не глас ли Божий к народу и на горе?
Пс.80:7. Отъят от бремене хребет его,
то есть от тяжести бремен. Разумеет же, что Бог освободил их от тяжестей, какие носили, строя города Фараону.
Ру́це его в коши поработасте.
Сказано это потому, что в корзинах носили брение и плевы на делание плинф.
Пс.80:8. В скорби призвал Мя еси, и избавих тя.
Это подобно сказанному в другом месте: «услыша... стенание их» (Исх.2:24), и глас «их услышах, и снидох изъяти их» (Исх.3:7–8).
Услышах тя в тайне бурне,
то есть, избавил Я тебя от великой и чрезмерной скорби.
Искусих тя на воде пререкания.
Когда народ, томясь жаждою, сказал Моисею: «даждь нам воду, да пием», – он отвечал: «что хулите мя? и что искушаете Господа?» (Исх. 17, 2)
Пс.80:9. Слышите, люди Мои.
Предлагает народу увещание, чтобы соделался он послушным Богу. И если исполнить это, то не поработает богу иному, и сам Господь «не будет ему Бог нов» (Пс.80:10), потому что Он есть Бог, древле избавивший их из Египта.
Пс.80:11. «Расшири уста твоя, и исполню я»...
Покоряющимся Ему обещает и чувственные и духовные снеди.
Пс.80:12. И не послушаша людие Мои гласа Моего.
Поскольку Я обещал им это, они же оставались глухими; то Я отверг их, предав наказанию, достойному их начинаний.
Пс.80:16. Враги Господни солгаша Ему, и будет время их в век.
Яснее сказать: поскольку народ солгал Господу, то настанет для него время наказания, и это есть время будущего века.
Пс.80:17. И напита их от тука пшенична.
Они, говорит, солгали Богу; но Бог, как благий, напитал их духовною пищею. Пища же сия есть сам Господь, «хлеб животный, иже сшедый с небесе... и даяй живот миру» (Ин. 6:51, 33).
И от камене меда насыти их.
«Камень» есть сам Господь, а «мед» – Божественные глаголы Его. Итак, Псалмопевец говорит, что Бог насытит их святыми Своими глаголами.