Источник

48

Пс.48:1. В конец, сыном Кореовым, псалом.

В настоящем псалме проповедуется о Божественном суде всем людям, и о том дне, в который Бог приведет на суд всякое создание. Сыны же Кореовы могут представлять собою лице Апостолов, тайноводствовавших поднебесную.

Пс.48:2. Услышите сия вси язы́цы, внушите вси живущии по вселенней.

Как весь человеческий род призывает ко спасению, так и к учению о Божественном суде слово зовет всех вкупе.

Пс.48:3. Земнороднии же и сынове человечестии.

"Земнородными» называет людей более грубых, варваров, населяющих места пустынные, не управляемых законами общежития, «сынами же человеческими» – ведущих жизнь более образованную и управляемых законами.

Пс.48:4. Уста моя возглаголют премудрость.

Как слушателей разделил на многие разряды, так и учение свое делит на различные виды. Говорит же это лик Апостолов, имея в устах Христа, Который есть Отчая Премудрость. Ибо Апостолы, имея в устах Христа и о Нем всегда поучаясь мыслию, приобрели разумение, и до того изощрили ум свой к уразумению, что понимали Спасителевы притчи, предложенные в Евангелиях. Почему, когда Христос вопросил их: «разумеете ли сия вся? глаголаша Ему: ей» (Мф. 13, 51).

Пс.48:5. Приклоню в притчу ухо мое.

Изострив ум мой к уразумению спасительных притчей, в состоянии я постигать заключающийся в них разум. А тем, которые, по младенчеству, неспособны сего сделать, отверзу заключенное, уясню гадания и притчи. И сделаю это с помощью псалтиря Моего, т. е. тела, издающего глас подобно органу, которым душа настраивается к песнопению, благоискусно движимая каждым чувством, каждым членом, каждою частью тела.

Пс.48:6. Вскую боюся в день лют?

Этим начинает слово о суде, изложив первую часть учения как бы в виде предисловия. Начинает же вопросом, чтобы иметь на него и ответ. Вопрос таков: «вскую боюся?» На слове «боюся» должно пресечь речь, чтобы вышел такой смысл: если кто спросит, «вскую боюся», желая узнать от меня причину моего беспокойства, то пусть без недоверчивости выслушает, что есть лютый день, которого боюсь и ужасаюсь. Ужасаюсь же, потому что в тот день

беззаконие пяты моея обыдет мя,

т. е. обыдет то уклонение от божественного пути, какое сделал я в жизни, по развлечению и обольщению преступив закон Божий. Посему сказано: «нечестие сие обыдет мя», тогда как надлежало бы сказать: предстанут предо мною лукавые дела мои, какие сделаны мною, окружая и осаждая меня отовсюду и не давая мне возможности избегнуть мучения. Днем же лютым называет день суда, потому что он лют будет для подвергаемых мучению. И Апостол наименовал его днем гнева, сказав: «собираеши себе гнев в день гнева» (Рим. 2, 5).

Пс.48:7. Надеющиися на силу свою.

Вообще значит сие: выслушайте это полагающиеся на богатство и силу. Что же должны они выслушать? Конечно не иное, а то, что в тот день не принесет им пользы богатство. Ибо никто не избавить их от угрожающего им гнева за грех.

Пс.48:8. Брат не избавит.

Братом именует боголюбивого и досточестного. А посему, как брат (прибавь: боголюбивый), так и всякий другой человек не возможет избавить кого-либо в тогдашний день. Если же не возможет брат, и притом боголюбивый, то паче не в состоянии будет сделать сего богатство.

Пс.48:9. И цену избавления души своея.

Научив, что богатство нимало не воспользует в день суда, учит и полезному. Что же полезно? – стяжать жизнь изнурительную и многотрудную. Ибо стяжавшие ее сподобятся жизни, обетованной в будущем веке. Утруждающий себя деятельностью до конца будет жив ведением, и упокоится во век, и жить будет победителем.

И утрудися в век.

Пс.48:10. И жив будет до конца. Не у́зрит пагубы

Пс.48:11. егда увидит премудрыя умирающия.

Так далеко будут они от нечестивых, что даже и не приблизятся к их пагубе. Кто же эти умирающие премудрые, кроме тех, о которых сказано: «погублю премудрость премудрых и разум разумных отве́ргу» (1Кор. 1, 19)? Итак, Писание в настоящем месте всячески вразумляет, что в день суда не избавить себя ни богатый, ни мнимый мудрец, но тот один улучит вечную жизнь, кто изнурял себя в настоящей жизни.

Вкупе безумен и несмыслен погибнут.

Вместе, говорит, преданы будут погибели и мудрые и неразумные, потому что ничем не различествовали друг от друга, одинаково служа идолам.

И оставят чуждим богатство свое.

Ибо не захотели сделать его своим собственным, оказывая благодеяния нуждающимся.

Пс.48:12. И гроби их жилища их во век.

Гробами означает мертвенность, в какую облекли душу свою, не мыслив о Боге ничего истинного и правого.

Селения их в род и род.

Селения, в которых обитали при жизни, будут переходить от одних к другим родам. Ибо это сказал и выше: «оставят чуждим богатство свое».

Нарекоша имена своя на землях.

Надлежало им верою и светлым житием соделать, чтобы имена их написаны были на небесах, они же нарекли себе имена на земле, созидая соименные себе города.

Пс.48:13. И человек в чести сый не разуме.

Причиною, по которой впали они в высокое о себе мнение, именует плотские пожелания. А это и значит, не разуметь чести своей, что сотворены по образу Божию. Небесные селения обменили они на то, чтобы жить на земле, подобно несмысленным скотам, и жизнь от Бога – на гробы.

Пс.48:14. Сей путь их соблазн им.

Путем божественное Писание называет обыкновенно жизнь каждого и время жизни каждого. Сей-то путь, говорит, соделали они для себя суровым и неприязненным, как ни о чем не рассуждавшие право. Но когда претыкались они на нем, тогда не замечали соблазнов.

И по сих во устех своих благоволят.

Как бы так говорит: исповедуются, раскаявшись в том, что вступили на этот путь, но уже не будут иметь времени для покаяния.

Пс.48:15. Яко овцы во аде положени суть.

Поскольку не пожелали иметь над собою доброго пастыря, но отреклись от чести своей, подобно скотам растлили тела, то соделались за это адскими овцами, и пасущий их отведет уже их на свои пажити, одних во огнь вечный, других туда, где плач и скрежет зубов, а иных во тьму кромешную.

И обладают ими пpавии заутра.

Не восстанут уже на благочестивых, как делали в настоящей жизни; напротив того, сподобившиеся утреннего времени и нового света возобладают над нечестивыми.

И помощь их обетшает во аде.

Всякая для них помощь, или крепость, какую придавала им слава, истреблена будет смертью, ибо сказано «обетшает» вместо «будет истреблена».

Пс.48:16. Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя.

Но меня, который говорю это, избавит Бог, и душа моя не будет отведена и оставлена с сими овцами во аде.

Пс.48:17. Не убойся, егда разбогатеет человек.

Узнав, каков будет конец нечестивых, не ублажай обогащающихся в жизни, не бойся, как оставленный вне всякой надежды, не упадай духом, как будто, лишаемый настоящих благ, лишаешься благ великих. Твердо знай, что ожидают тебя избавление от смерти и жизнь вечная. А кого величают многие счастливым за богатство, славу и лжеименную мудрость, тот ничего больше не будет иметь у себя, даже отведен будет обнаженный от всего, что было у него в мире.

Пс.48:18. Яко внегда умрети ему, не возмет вся.

Люди безбожные думали ту одну выгоду извлечь из богатства, чтобы душа их благословляема была в жизни смертной и временной, когда люди хвалят и величают их счастливыми за блага, какими, по-видимому, обладают они.

Ниже снидет с ним слава его,

потому что все временно. Таковой тогда воздаст благодарение Тебе Создателю, когда умножишь достояния его.

Пс.48:20. Внидет даже до рода отцев своих.

Будет подражать ревности отцов и, происходя от отцов лукавых, наследует лукавство.

Даже до века не узрит света.

Мудрствующие подобно сему стали душевно слепы, ни в смертной жизни не просветились они светом ведения, ни в будущей не сподобятся вечного света.


Источник: Толкование на псалмы / святитель Афанасий Великий. - Москва : Благовест, 2011. - 527 с. ISBN 978-5-9968-0115-2.

Комментарии для сайта Cackle