4
Пс.4:1. В конец, в песнех, псалом Давиду.
Псалом этот Давид посвящает победителю по одержании победы над врагами. Вместо слов «в конец», Акила и Веодотюн перевели: «победителю»; а Симмах: «победная песнь».
Пс.4:2. Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея.
подобно сказанному: «и еще глаголющу ти, речет: се приидох» (Ис. 58, 9). «В скорби распространил мя еси». Не только, говорит, извел меня из тесных обстоятельств, но и помог мне стать на великой широте. Сива и Верзеллий принесли в дар Давиду множество снедей и тканей, когда, спасаясь бегством от Авессалома, пребывал он в пустынях и горах, подобно трем отрокам в пещи и Даниилу среди львов. Когда же знаем причины скорбей и искушений, тогда особенно распространяемся. Но слово «широта» можно объяснять и иначе. «Ущедри мя и услыши молитву мою». Поскольку сказал, что услышан за правду свою, то и прибегает к щедротам Божиим.
Пс.4:3. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии?
Это сказано тем, которые думали множеством войска захватить праведного. Но надежда эта, говорит он, была суетная и лживая.
Пс.4:4. И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего.
То есть вы, уповавшие на множество, узнайте, сколько чудным явил Господь того, кто уповал на него.
Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему.
Здесь одно время взято вместо другого, и вместо: «услышал», сказано: «услышит».
Пс.4:5. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся.
Говорит это своим домашним, а вместе и всем людям. Если и допустите в себе гнев, то приводите его в бездействие умилением сердца в безмолвии; ибо это значат слова: «на ложах ваших умилитеся».
Пс.4:6. Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа.
Учит, как преодолевать нам врагов. Как же именно преодолевать их? – делая правду и принося это в жертву Богу.
Пс.4:7. Мнози глаголют: кто явит нам благая?
Это слова людей, которые не обращают внимания на Божии распоряжения.
Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи.
Свет миру – Христос; Он научил нас познавать истинные блага, от которых приобретаем мысленное веселие ума и сердца.