39
Пс.39:1. В конец, псалом Давиду.
Песнь эта приносится от лица нового народа, изъятого из рва бедствия, а потом вводится и лице Христа, объясняющего благодарным способ домостроительства. После же сего снова вводится лице уверовавших из израильтян, желающих избавиться от греха неверия и вместе описывающих бедствия, какие постигли их за неверие.
Пс.39:2. Терпя потерпех Господа, и внят ми.
Это подобно сказанному: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19).
Пс.39:3. И возведе мя от рова страстей.
И что соделал для тебя? Услышав, говорит, извел из глубины греховной, освободил от сладострастия бренного тела, или из врат смерти и тамошнего тления, или от мирских развлечений.
И от брения тины.
Ибо во грехах, как в тине, увязают уловленные ими. «Ров» же «страстей» есть порок и невежество.
И постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя.
Апостол Павел говорит, что «камень... бе Христос» (1Кор. 10, 4).
Постави нозе мои,
потому что научился я ходить путем угодным Богу, то есть, в деятельной жизни и в правых догматах.
Пс.39:4. И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему,
то есть закон евангельский. Ибо, достигнув бесстрастия, по обновлении дома нашего, поем песнь новую.
Узрят мнози и убоятся, и уповают. на Господа,
потому что проповедь распространена в целом мире.
Пс.39:5. Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его.
Потом и новое нечто присовокупляет для убеждения, и говорит: действительно блаженнее всех тот, кому упование – единый Бог, и кто не обратил взоры на попечение о настоящей жизни; ибо это – «суета, неистовления ложная», и напрасные заботы. Целомудренное же неистовление есть такое состояние в настоящей жизни, в котором пророки казались для многих исступленными, и которым хвалясь праведник говорит: «рех во изступлении моем» (Пс. 115, 2).
И не призре в суеты и неистовления ложная.
Итак, блаженным именует того только, кто возложил надежду на Бога, а не того, кто развлекается житейскими попечениями, которые суть и «неистовление», и «ложь».
Пс.39:6. Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя.
Дела, говорит, совершенные Тобою во время домостроительства, и многочисленны и чудны. О них и другим возвестил я. И проповедь эта пронеслась по всей поднебесной, потому и уверовавших стало бесчисленное множество.
Пс.39:7. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси.
Здесь вводится лице Христа, говорящего Отцу: поскольку не восхотел Ты жертвы и приношения, и не благоволил принимать всесожжения, совершаемые по Закону; то
Пс.39:8. прииду,
восприняв на Себя тело, которое сам Ты «свершил» Мне, потому что Дух Святый и сила Вышнего осенили святую Деву. «Прииду» же
Пс.39:9. сотворити волю Твою.
Но какая была воля Отчая, как не изъясненная самим Господом, когда сказал Он: «се... есть воля Пославшего Мя, да все, еже даде Ми, не погублю от Него, но воскрешу е в последний день» (Ин. 6, 39)? А сказанное:
Пс.39:8. в главизне книжне,
толкуется так: «главизною» евреи называют свиток. Так Исаии, когда был он научаем таинству вочеловечения Единородного, сказано: «пpиими себе свиток нов... и напиши в нем писалом человечим» (Ис. 8, 1). Притом же, уставы нового завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез пророка Иеремию: «дая законы Моя в мысли их, и на сердцах их напишу я» (Иер. 31, 33), давая тем разуметь, что Церковь приимет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его «восхощет зело» (Пс. 111, 1).
Пс.39:10. Благовестих правду в Церкви велицей.
«Великая Церковь» есть душа, во всяком народе уверовавшая в Спасителя. Она оправдывается, имея Того, Кто оправдывает нечестивого.
Пс.39:11. Правду Твою не скрых в сердце моем.
Разумеет правду, им проповеданную, правду, которая выше Закона и сени. Сказанное же:
разумел еси
– значит: усвоил Себе.
Истину Твою и спасение Твое рех,
то есть, не умолчал, не удержал в Себе истины Твоей. «Истиною» же называет евангельскую проповедь. Но не скрыл и спасения Твоего, т. е. пути к дарованному Тобою спасению, или благодати, приемлемой верою. «Сонмом же многим« именует Церковь, собранную из израильтян и язычников. Ибо Христос разумной природе открывает учение о милости и истине, и учение о спасении. И учение об истине человек обретает в учении созерцательном, а о спасении – в деятельном.
Пс.39:12. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от Мене.
После того, как Христос научил тайне домостроительства, вводится лице Израиля, пребывшего в неверии. Ибо, как не веровавший Божию милосердию, и за это презренный и испытавший всякое бедствие, приходит он в раскаяние, умоляя о щедротах. Указывается же и на призвание израильтян, которое будет в последнее время.
Милость Твоя и истина Твоя выну да засту́пит мя.
Исповедуем, что Ты – спасавший и защищавший нас древле. И Церковь Божия, получив спасение, снова просит о промышлении Божием, по причине всякого рода нападений от людей и демонов, о которых упоминает в последующих словах.
Пс.39:13. Яко одержаша мя злая, имже несть числа.
Описывает бедствия, постигшие их после того, как не уверовали во Христа.
Умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя.
Это подобно тому, если бы кто сказал: я то же, что человек, у которого нет ума или сердца. Ибо израильтяне стали людьми буими и немудрыми.
Пс.39:15. Да возвратятся вспять, и постыдятся хотящии ми злая.
Так вопиет Израиль на врагов мысленных, или на книжников и фарисеев, злоумышлявших против спасения души его, когда говорили они о Христе – то: «не изгонит бесы, токмо о веельзевуле» (Мф. 12, 24), то: «беса ли имаши? Кто Тебе ищет убити?» (Ин. 7, 20)
Пс.39:18. Аз же нищ есмь и убог. Господь попечется о мне.
Исполненный великой дерзости Израиль, пришедши в раскаяние, именует себя нищим и убогим, и уже соглашается в том, что и ему упование – Господь.
Помощник мой и защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.
К сему-то концу, говорит, придет Церковь, прежде обнищавшая и великую бедность терпевшая в мире, но обогатившаяся Твоею силою и прославленная Твоею помощью, о чем и просит Бога, чтобы не закоснел; в сем, по прошению ее, и не коснит Он, как сказано: «идый приидет, и не умедлит» (Авв. 2, 3).