30
Пс.30:1. В конец, псалом Давиду, изступления.
Давид воспевает предложенный псалом, как бы находясь еще в покаянии за грех и желая освободиться от него; впрочем, и как бы уже услышанный, воссылает благодарение и описывает, что было с ним во время покаяния. Слово же «изступления» означает не иное что, но самый грех, от которого душа как бы исступила от здравомыслия; почему и не надеялась уже, что будет снова принята, но ясно говорила: (23) «аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею» .
Пс.30:2. На Тя Господи уповах.
Пс.30:3. Приклони ко мне ухо Твое.
Поскольку вопль наш не достигает в высоту, то, по снисхождению ко мне, приклони ухо Твое.
Пс.30:5. Изведении мя от сети сея, юже скрыша ми.
Ибо злоумышлявшие против души его уловили его. Чем же? Грехом.
Пс.30:6. Избавил мя еси, Господи Боже истины.
Как услышанный уже, говорит это.
Пс.30:7. Возненавидел еси хранящия суеты вотще .
«Суетами» называет развлечения настоящей жизни, занимаясь которыми трудимся над суетою. За хранящим суеты идет во след тщета.
Пс.30:8. Возрадуюся и возвеселюся ,
поправ печаль и прочие страсти.
Пс.30:9. И неси мене затворил в руках вражиих ,
т. е. не предал врагам.
Поставил еси на пространне нозе мои .
Освободил Ты меня от скорби, даль мне покой и простор.
Пс.30:10. Смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.
Как «оком» называет ум в душе, так «утробою» память в душе, в которую как в утробу влагаем разумную пищу.
Душа моя и утроба моя .
С раздражением и великим гневом отвратил я око свое от народа иудейского.
Пс.30:11. Яко исчезе в болезни живот мой.
Выражает озабоченность сердца. Скудость в самом необходимом истощила тело мое, потому что Сива и Верзеллий принесли Давиду пшеницу, и ячмень, и муку, и боб, и чечевицу, и мед, и многое иное, также ковры и постели, принесли же это и снеди для народа, говоря, что народ страждет голодом и изнемог от жажды в пустыне.
И лета моя в воздыхании ,
то есть, проводил я годы свои, воздыхая по причине бедствий.
Изнеможе нищетою крепость моя .
Обнищав, лишаемый помощи Твоей за грех, изнемог я.
И кости моя смятошася .
«Костями» называет душевные силы.
Пс.30:12. От всех враг моих бых поношение.
Враги мои, говорит, поносили меня; знаемые мои боялись меня, и видящие бежали от меня; потому что великое показал я покаяние, изнуряя себя во вретище и пепле, день и ночь проливая слезы, а потому, когда бежали они, был я в забвении, как действительно мертвый, казался подобным сосуду погубленному. Выражение же: «от всех» – не имеет значения «паче всех», но значит: «поносим был всеми», т. е. врагами. Так говорит и Акила: для всех врагов моих сделался поношением.
Пс.30:13. Мертв же от сердца , кто лишен добродетелей.
Пс.30:14. Яко слышах гаждение многих живущих окрест .
«Гаждением» называет злоумышление, и говорит, что враги окружали его, злоумышляя против него.
Прияти душу мою совещаша.
Пс.30:15. Аз же на Тя Господи уповах.
Пленяя душу, пленяют сердце; потому что раздражительностью и похотением умерщвляют ум.
Пс.30:16. В руку Твоею жребии мои.
Хотя враги злоумышляют, совещаваясь уловить душу мою, но жребии мои сохранены в руках Твоих, и Ты воздашь мне их во время свое, потому что на Тебя уповаю. Посему и прошу избавить меня от врагов в настоящее время. Хотя враги, собравшись, замышляют мне смерть, но я знаю, что Ты Бог и охранитель мой.
Избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя .
Бегай лукавства, говорит Апостол (Деян. 3, 26). Хотя преследует тебя лукавство, и именно – преследуют и прелюбодеяние, и любостяжательность, и раздражительность, и гнев, однако же прочее пусть остается назади.
Пс.30:17. Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею .
С Твоим пришествием тотчас прекратится все скорбное. Это единственный способ моего спасения, если просветишь лице Твое.
Пс.30:18. Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя.
Из этого познаем, как велика разность между грехом и нечестием. Посему, великий Давид умоляет, как его самого освободить от стыда причиненного грехом, так со стыдом предать смерти живущих в злочестии.
Пс.30:19. Немы да будут устны льстивыя.
Умоляю о том, чтобы онемели враги. А это будет, если просветишь лице Твое.
Пс.30:20. Коль многое множество благости Твоея, Господи!
Как просвещенный уже Духом приносит благодарение за будущее. Давиду же обычно для выражения изумления речение «коль» употреблять нередко в значении «весьма». Великая благость Твоя, какую сберегаешь и хранишь для нас. Ибо речение «скрыл еси» употреблено вместо «сохранил», как и в сказанном: «скры мя в селении Своем» (Пс. 26, 5). Вместо же «сохранил», сказано: «скрыл еси» , потому что сокрытое хранится.
Соделал еси уповающим на Тя ,
т. е. сделал в надлежащее время.
Пс.30:21. Скрыении их в тайне лица Твоего.
Лице Твое бывает покровом уповающим на Тебя.
От мятежа человеческа, покрыении их в крове от пререкания язык .
Как бы покровом покроешь их, так что не повредят им вооружающиеся на них словом, и не уловят их нападающие самым делом.
Пс.30:22. Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения .
Чрез меня, говорит, прославился Бог; потому что, когда вокруг меня стояли тысячи врагов, и покушались, наподобие великого града, осаждать мою душу, Страж мой, оградив меня оплотом, явил чудную милость Свою.
Пс.30:23. Аз же Рех во изступлении моем: отвержен есмь.
Когда я уничижал себя в бывшем со мною исступлении, когда «смятеся яростию око мое» (Пс.30:10), тогда сокрушался я, как отверженный за грех мой. Но хотя и сказал я это, однако же Ты, Человеколюбец, не отринул служителя Твоего.
Пс.30:24. Возлюбите Господа вси преподобнии Его.
Обращает речь к другим, оказанными ему благодеяниями призывая и убеждая и иных к исповеданию.
И воздает излише творящим гордыню .
Хотя и долготерпит гордым Господь, но и воздает «излише творящим гордыню» .