О ектинии после повечерия и полунощницы
По отпусте повечерия и полунощницы произносится особая ектения, начинающаяся прошением: Помолимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе... Эта ектения никогда на данных службах не опускается и всегда произносится только священником, что говорит о ее важности. Между тем у нас повелось такое исполнение этой ектении, при котором богомольцы совсем не слышат ее прошений: служащий безостановочно возглашает прошения, а певцы одновременно безостановочно же поют: Господи, помилуй. Устав церковный указывает иногда чтение священником молитв во время пения (например, на панихиде чтение молитвы Боже духов... во время 40-кратного: Господи, помилуй), но чтение в таких случаях должно быть тайное, а не вслух, наперебой с певчими. Ектения Помолимся... по своему содержанию заслуживает тщательного ее исполнения, так чтобы ни одно прошение ее не ускользнуло от внимания молящихся. Уставная заметка в Часослове, что певцы поют: Господи, помилуй – «часто», вовсе не означает безостановочного пения, а имеет в виду уставное протяжное (например, знаменным распевом) исполнение: Господи, помилуй, на других ектениях, которое в данном случае, соответственно краткости прошений, заменяется лишь менее протяжным, отчего в связи с немногословностью прошений оно становится и частым. Но все же торопливость не может быть допустима. В 7-й главе Типикона в конце полунощницы воскресной говорится: «Иерей глаголет ектению Помолимся... мы же: Господи, помилуй – кротким и тихим гласом», то есть не торопясь, не наперебой со священником. В 9-й главе Типикона указывается исполнять на этой ектении: Господи, помилуй – «тихо», каковой термин значит не только «негромко», но и «неспешно». А в главе о Четыредесятнице говорится: «И мы (поем): Господи, помилуй – на всякий стих» (понедельник 1-й седмицы Великого поста, повечерие), то есть дается точное предписание, чтобы на каждое прошение пелось отдельно: Господи, помилуй. Поэтому настоящую ектению надо исполнять так же, как и все остальные: служащий возглашает одно прошение, певцы, дождавшись окончания возглашения, поют: Господи, помилуй; служащий, дождавшись окончания пения, произносит следующее прошение и т. д. Вообще в богослужении не должно быть допускаемо двоегласия. Священнослужители, чтецы и певцы не только не должны одновременно в два голоса читать и петь, но отнюдь не должны перебивать друг друга и начинать ранее полного окончания предшествующего чтения или пения.
Последнее прошение ектении Помолимся: Рцем и о них – лучше произносить так, как в новейших изданиях наших богослужебных книг оно печатается в сноске: Рцем и о себе самех.