О шестопсалмии
Шестопсалмие – это основа первой части утрени. И устав церковный делает нарочитые указания о том, как должно вести себя во время шестопсалмия.
«Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу, невидимо беседующе, и молящеся о гресех наших» (Типикон, гл. 9).
«Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо. И не имать кто власти шепты творити (разговаривать хотя бы шепотом), ниже плюнути или харкнути (кашлять); но паче внимати от псаломника (то есть читающего псалмы) глаголемым, руце имуще согбены к персям, главы же преклонены и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную» (Типикон, гл. 49, понедельник 1-й седмицы Великого поста).
А в старопечатной Следованной Псалтири дается такое наставление: «На утрени поет уставленный брат ексапсалмы (шестопсалмие) легко с тихостью и со вниманием. Такожде и всем в себе, якоже Самому Богу беседующе, о своих гресех молящеся. Должно есть пети кротким и смиренным гласом, во услышание всем. Чхнути или же плюнути, или подвигнутися, или от внешнего преддверия в церковь внити донележе поются ексапсалмы области (власти) никтоже имать, безстрашия бо и безчиния знамение. Аще ли кто, cтаростию погорблен или недугом снедаем, невозмогает хранити себе, о нихже писахом, да пребывают пред церковию. Таже по отпущении (окончании) ексапсалмов и тогда входит» (Псалтирь с возследованием 7160 (1652) года, лист 179–180).
Так серьезно смотрит христианская Церковь на чтение шестопсалмия, этого «собеседования души с Богом». А между тем с началом шестопсалмия у нас начинается часто в храме движение. Некоторые считают шестопсалмие почему-то не заслуживающей особого внимания частью богослужения, а некоторые, правда, очень немногие, рассматривают его как какой-то антракт между концертными частями всенощной, которым можно воспользоваться для того, чтобы выйти из храма. И не только певчие, но и многие из богомольцев выходят из храма на время шестопсалмия. Поэтому наши пастыри должны разъяснять молящимся как значение шестопсалмия, так и содержание самих псалмов и вместе с тем так поставить само чтение, чтобы оно было ясным, четким, разборчивым.
Шестопсалмие нельзя читать скороговоркой или невнятно где-нибудь в углу клироса, но громко и молитвенно перед церковным амвоном.
Ввиду важности шестопсалмия церковный устав поручает его читать предстоятелю или кому-либо из старших клириков. А чтобы не развлекалось внимание молящихся, перед шестопсалмием освещение храма сокращается до минимума и на шестопсалмии совсем отменяются поклоны, даже и на «Аллилуиа» после трех первых псалмов: пред началом полагается крестное знамение без поклона и затем уже только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуиа» – три поклона.