Каменяка Андрей Петрович, священник
Родился 25 ноября 1926 г. в селе Дермань Ровенской обл. В 1937–1939 и 1942–1945 гг. нес клиросное послушание в Свято-Успенской Почаевской лавре. С 1946 по 1953 г. обучался в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. В 1951 г. сочетался браком с Галиной Петровной Ермолаевой. 1 марта 1953 г. рукоположен во иерея, окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (за курсовое сочинение «Святоотеческое учение о страстях и борьбе с ними (по «Добротолюбию»). В 1953 г. назначен в московскую церковь Воскресения Словущего, а затем переведен в церковь Всех Святых. С 1954 по 1961 г. служил в кафедральном Успенском соборе г. Владимира. «Отличаясь необыкновенной душевной щедростью и чувством такта в общении с любым человеком, отец Андрей повсюду оставлял о себе самые теплые воспоминания и пользовался в епархии репутацией редкого миротворца»585, – свидетельствовали близко знавшие его. Был назначен ключарем Владимировского Успенского собора. С 1954 г. началось заочное знакомство о. Андрея и его жены Галины Петровны (впоследствии монахини Ольги) со святителем Афанасием. О. Андрей и его матушка участвовали в сборе посылок для святителя. Когда после освобождения Владыка посетил Владимир, он побывал в доме о. Андрея. Монахиня Ольга (Каменяка) вспоминала: «Приехал он в дом напротив нас к алтарницам. И вдруг слышим: Владыка к нам идет! А мы жили на частной квртире – на втором этаже – лестница крутая, крутая. И Владыченька, несмотря на свою старость, пришел к нам! Такая радость была у нас, не передать, как солнышко появилось в доме! Вот здесь мы и познакомились»586. С тех пор о. Андрей постоянно общался со святителем.
В 1961 г. о. Андрея перевели в г. Покров Владимирской обл. настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. О причинах перевода монахиня Ольга писала: «О. Андрей пользовался большой любовью владимирцев, на исповеди большинство шло к нему – это вызывало зависть сослуживцев. Еще стала ходить на исповедь 10-классница. На молодежь в то время особенно обращали внимание уполномоченные. Вот нас и перевели в Покров – приход стоял на закрытие, священники служили там 6 месяцев, по году, не более. <...> В эту-то минуту нас и поддержал Вл[адыка] Афанасий, передал через Нину Сергеевну: «Ничего не бойтесь, переезжайте». Мы и послушались, переехали, хотя верующие начали хлопотать о нашем возвращении. Владыченька не велел хлопотать, да это было бы бесполезно и нам бы во вред, а так прослужили 16 лет в Покрове всем на удивление»587. Галина Петровна регентовала. Она в основном ездила к святителю в Петушки. «И так всегда светло и радостно принимал Владыка. Беседы его всегда были с легкой шуткой, с юмором о своих ссылках: «Самое лучшее было время у меня, когда я работал ассенизатором!""588
В период службы в Покрове о. Андрей тесно общался с церковным писателем Сергеем Иосифовичем Фуделем и его женой – Верой Максимовной Сытиной. Сергей Иосифович стал помогать о. Андрею в алтаре, пел на клиросе, читал Апостол. Отец Андрей восстановил убранство храма, закрытого в предшествующие годы, собирал иконы закрывшихся церквей. В этот период он был возведен в сан протоиерея, награжден палицей и крестом с украшениями.
«В 1976–1984 гг. отец Андрей Каменяка продолжал богослужебную деятельность во Владимирской епархии, был настоятелем храма св. Николая Чудотворца в г. Киржаче (до 1982 года) и Свято-Троицкого собора в г. Александрове. В 1984–1993 гг. он служил в православных храмах Латвии: святых мучеников Бориса и Глеба в Даугавпилсе (1984–1988), святителя Алексия, митрополита Московского, в Лиепая (1988–1992) и лиепайском Никольском морском соборе. Был награжден митрой, патриаршей грамотой и правом совершения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш»589.
В 1993 г. о. Андрей по состоянию здоровья вышел на покой и поселился в Муромском Благовещенском мужском монастыре. 28 сентября 1993 г. принял монашеский постриг с наречением имени Иов. Тогда же в Муромском Свято-Троицком женском монастыре приняла монашеский постриг и его жена Галина Петровна с именем Ольга. 10 октября 1993 г., спустя две недели после пострига, о. Иов скончался. Похоронен в Муроме. Матушка Ольга поступила в Свято-Никольский монастырь г.Переславль-Залесский. Оставила воспоминания о святителе Афанасии.
29 июня 1961 г.
Дорогой Владыко,
Благословите!
Нам передавали, что Вас навестил непрошеный гость и много говорил о нас. Все это – вымысел.
Слава Богу, мы привыкаем на новом месте служения своего! Правда, бывает грустно, когда сравнишь прежнее служение с настоящим, но все быстро проходит (такое настроение), и опять благодать Божия согревает холодное сердце и приходит мир, покой и радость, это – в часы служений пред Престолом Б[ожиим].
Ну а дома? Обычная суета, хотя и в меньшей мере, чем во Вл[адимире].
Здесь такая тишина! Только беда в том, что нет умения использовать ее на пользу души своей. Может быть, эта рассеянность объясняется тем, что так внезапно нас тронули с «насиженного» места. И все же я верю, что Матерь Божия – Всемилостивая заступница грешных – не оставит и меня, убогого, а направит путь наш к благим целям.
Спасибо вам, дорогой Владыко, за молитвы св[ятые]. Просим и впредь не оставлять нас этой все мощной поддержкой.
Вашего Преосвященства и отца сыновне преданный
Свящ[енник] А[ндрей] К[аменяка].
P. S. Сердечный привет от нас, меня и Г[алины] П[етровны] Нине С[ергеевне].
29.06.1961 г.
Д. 48. Л. 22. Подлинник. Автограф.
* * *
Алексеев В. Иеромонах Иов: [Некролог]. ЖМП. 1994. [№] 6. С. 143–144.
Воспоминания монахини Ольги (Каменяки). Ксерокопия рукописи // ЦИА ПСТГУ.
Там же.
Там же.
Там же.