Гавриила, схимонахиня
В 1950-е гг. работала в тутаевском храме псаломщицей. Святитель Афанасий дал ей наставление: «О судьбах будущего монашества было открыто, что последние монахи и по жизни своей будут как миряне, но что подвиги их будут равны подвигам древних отцов. Это сказано о наших временах. Мы плохие монахи, мы все время в мирской обстановке, у нас мысли мирские, мирские поступки. Но то, что мы в наше лукавое время, при всех наших немощах и грехах, не стыдимся нашего христианского звания и не стыдимся нашего монашеского чина – это одно, – я верю, вменится нам в подвиг, равный подвигам древних отцов-пустынножителей. Только при этом у нас должны быть еще два качества: смирение и любовь. Чтобы в сердце нашем не было и тени злобы или вражды, даже по отношению к врагам нашим. Немощи немощных носите, а не себе угождайте» (20 февраля 1954 г.)223.
№ 1. Не позднее 22 октября 1954 г.
Преосвященнейший Владыка Святый! Прошу Вашего благословения и св[ятых] молитв. Очень мне хотелось получить лично благословение от вашей святой десницы... но что поделаешь, нет на то Божиего благосл[овения] и Вашего разрешения, потому что я, великая грешница, недостойна принять лично благословение от Вас, Владыка Святый! Очень тяжело слушать, как неверующие, отпавшие от православной веры, глумятся над религией и верующим. Очень жаль Вас, Великий Страдалец Христов, что Вас оскорбляют и томят столько лет. Велика мзда ваша на Небесех, а я, великая грешница, не удостоилась пострадать за имя Христа, не была выслана, хотя много пережила среди неверных, а теперь, Владыка Святый, как ваше благословение, что-то страшно служить при храме Божием, все раздоры, неприятности, все священнослужители только заняты славой и сребролюбием, а не выполнением церков[ных] служб и уставов св[ятых] Отцов. Как мне себя вести, прошу вашего благос[ловения] и совета. Теперь вот я приняла великий Ангельский Образ, а как выполнить эти данные мной обеты среди Мира? Во время молитвы мысли никак не удержишь, чтобы все парило к Богу – душа, ум и сердце. В церкви во время богосл[ужения]: шум, разговоры, а в квартире соседи то и дело ходят, развлекают своими разными пересудами, а не пустить их нельзя. Они начальствующие над нами, и я очень скорблю об этом. Храм Божий оставить – боюсь Бога и служить страшусь, как бы не попасть в сети антихриста. Прошу Вас, Святый Владыка, дайте мне благой совет в моих недоумениях, душа наболела много разных недоумений. Конечно, Вы сами все знаете, все душевные болезни людей, в особенности монашествующих. Посылаю Вам немного гостинчиков, покушайте во славу Божию, и носки – чтобы Вам было потеплей. Затем благословите и простите меня, что я Вас беспокою своим вопросом, и не забудьте меня, многогрешную, в своих св[ятых] молитвах. Ост[аюсь], великая грешница сх[имонахиня] Гавриила.
Еще просит вашего благословения и святых молитв живущая со мной в комнате инокиня Александра. Она посылает вам 50 р[ублей].
Д. 1. Л. 5–5 об. Подлинник. Автограф.
№ 2. Около 20 ноября 1956 г.
Высокопреосвященнейший Владыка Афанасий!
Кланяюсь Вам земно и прошу Вашего благословения и св[ятых] молитв на новую жизнь во Св[ятой] обители Царицы Небесной Скоропослушницы в закарпатских краях. Приняли меня очень хорошо, келью дали одной, очень хорошую, келейницу дали – только сделает для меня и уходит, очень хорошая, трапеза общая, три раза, пиша удобоваримая из овощей и молочная, а мне носят в келью, так, что я не съедаю, остается, но хлеб кукурузный, и сестры его кушают с удовольствием, привыкли, но я еще не привыкла. В общем, очень все хорошо. За Ваши св[ятые] молитвы М[атерь] Божия устроила меня, грешную, послушания читаю в храме, но петь еще некоторое не могу привыкнуть – главное, гласы они поют на свой напев. В келье уже начала писать Царя Славы в иконостас, новый будет, очень много у них идет строительства. Дома еще строят для жительства, сестры живут по 3–4 сестры в келье. Очень трудятся, живут бедно, как истинные монахи. Мне только то неприятно, что делают мне особенное уважение, как схимнице, а мне бы хотелось быть последней, но по-моему не делается, из малых моих слов Вы поймете все. Владыка Святый, здесь епархией управляет Преосвященный Варлаам224. Благословите и простите меня грешную. Ост[аюсь] всегда помн[ящая] Вас, грешная Гавриила. Не оставьте в св[ятых] молитвах.
Д. 18. Л. 110–110 об. Подлинник. Автограф.
№ 3. Не позднее 6 декабря 1956 г.
Преосвященнейший Владыка Афанасий!
Кланяюсь Вам земно и прошу св[ятых] молитв и благословения Вашего, которое для меня так дорого. Приношу глубокую Вам благодарность за Ваше внимание ко мне, грешной, я его не заслужила, грешная. Как Вы велели, так я и передала 200, а 100 себе взяла, конечно, и их употребила на добрые дела. Сегодня уже слышу: Бат[юшка] поминает вас о здравии, а рабу Божию Марфу о упокоении. Владыка святый! День М[атери] Б[ожией] Скоропослушницы мы провели225. Праздновали очень торжественно, Владыка Варлаам служил лит[ургию], свяш[енников] было 14, пели то монашки, то весь народ по-украински. После Владыка сказал речь очень хорошо, возвысил монашек пред народом, даже просил, чтоб помогали им. Потом пошли служить молебен, после молебна Влад[ыка] сам помазал из лампады Б[ожией] М[атери] весь народ до последнего человека, народу было много и во время помазания. Народ так пели по-украински226, так величали М[атерь] Б[ожию], что я не могу Вам и выразить – я стояла, обливалась слезами, а М[атерь] Б[ожия] была в это время как живая, точно от киоты227 отделилась, я так и оцепенела, не могла отойти в сторону. Вот как здесь молятся, от чистого сердца величают Б[ожью] М[атерь]: вот Она их и хранит. Я понемногу привыкаю, пою и читаю, не скучаю, монашки все для меня такие хорошие, благодарю Вас, Св[ятый] Владыка, что за Ваши св[ятые] молитвы я устроилась в обители, прошу вас, Св[ятый] Владыка, и вперед не оставьте меня в ваших св[ятых] молитвах: благословите и простите меня. Ост[аюсь] всегда помнящ[ая] Вас, молящ[аяся] о Вас грешная Гавриила.
Шлю душевный привет м. Маргар[ите] и буду Вас с ней ожидать летом в гости кушать фрукты.
Д. 19. Л. 18–18 об. Подлинник. Автограф.
№ 4. Не позднее 24 мая 1957 г.
Воистину Христос Воскресе!
Высокопреосвященнейший Владыка Афанасий!
Кланяюсь Вам и прошу Вашего святительского благословения и святых молитв. Получила из заднего228 монаст[ыря] Ваше поздравление [с] Воскр[есением] Господа. Очень уж они задержали, прислали не почтой, а по рукам. Приношу вам глубокую благодарность за Ваше внимание ко мне, грешной, и деньги пол[учила]: 100 и записала сорокоуст по м. Христофоре. Царствие ей Небесное, голубушке. Господь взял. Отжила свой век на земном пути.
Преосвященнейший Владыка Афанасий. Большая у меня до Вас просьба, не можете ли Вы помочь или дать добрый совет и благословение на задуманное дело. Здесь, на Закарпатье, есть несколько русских монашек, которые приехали из загр[аницы]: 9 чел[овек] и еще есть в Сербии, и среди них есть м[атушка] игумения Ангелина Ленинградская229, и им очень хочется сюда в Р[осси]ю. Была от них монашка и просила меня об них похлопотать к Святейшему Патр[иарху]: но как, я не знаю приступить к этому делу, и вот я прошу Вас, Преосвященнейший Владыка, помогите нам, если возможно, или делом, или советом. Вы, наверное, часто видите Святейш[его], нельзя ли Вам устно походатайствовать о нас, не устроит ли Святейший здесь один русский монастырь, чтобы нам жить одним русск[им], а то здесь другой язык, униатский, и другие обычаи, так что мне приходится во многом переживать, также и те монашки, которые приехали, они в другом м[онастыре], в первом, а здесь нашлось бы место для монастыр[я]: есть монаст[ырь], в котором жили монахи униатские. Когда наши взяли, то их выселили и поселились тут всякий сброд здешних мест, жителей230, но храм заперт, богослужения нет, а только летом студенты собирают травы и в храме сушат. Все-таки храм Божий, и обитель в попрании. Может быть, может Святейший Его взять под свое покровительство и поселить нас в него всех р[ус]ск[их], наверное, он знает и игум[ению], Ангелину Ленинградскую, все-таки она старинная, порядки и устав монастырские были бы правильные. Простите меня, Владыко Святый, что я дерзнула Вас обеспокоить своим письмом, – прошу не откажите своим милостям в ответе, буду с нетерпением ждать весточки. Остаюсь всегда молитвенно помнящая Вас грешная
Гавриила (Воскресение).
Д. 24. Л. 92–93 об. Подлинник. Автограф.
№ 5. Не позднее 2 октября 1957 г.
Ваше Высокопреосвященство,
Преосвященнейший Владыка Афанасий.
Кланяюсь вам земно и прошу вашего Архипастырского благосл[овения] и св[ятых] молитв. Святый Владыка, послала вам из нашего сада закарпатских яблок, покушайте во славу Божию, а с письмом запоздала, болею, простудилась. Темпер[атура] все стояла 40 г[радусов]. Святый Владыка, сообщаю Вам, что, про который монастырь я Вам писала, то его очень трудно вернуть, а есть надежда на другой. Есть монастырь, называется Теребля. Настоятелем в нем архимандрит Вениамин231, у него только 10 послуш[ников] и один монах, вот он хочет сделать русский женский монаст[ырь]. Своих послушников определить в другие монастыри, весной обещал все устроить, так как они работал и лето, то на зиму нельзя переселять. Я у него была и с ним договаривалась. Место хорошее. Гора. Церковь летн[яя] стоит на горе, а зимняя немного ниже слитно с кельями живущих. Конечно, скудные помещения. Он сказал, что для сестер нужно строить новый корпус, земли много, сад, яблони, груши, сливы, виноград, кукуруза, посеяна картошка, подсолнухи и масло свое подсолнечное делают, 2 кор[овы], 2 лош[ади], все-таки на первое время есть к чему привиться. Тишина кругом, посторонних жителей нет, но в храме очень бедно, на престоле нет ковчега и чаши для освящения воды и купели для крещения, и панихидницы, и Плащаницы, и Голгофы. Владыка Святый, будьте нам покровитель и помогите нам. Вы писали, что у Вас есть такие духовные чада, которые могут пожертвовать. Наверное, в Москве есть такие магазины с церковной утварью, и Вы, конечно, знаете, как тут поступить или же на заказ делают такие вещи. Нужно
1-е Ковчег на Престол
2-е Чашу для освящения воды
3-е Купель для Крещения
4-е Панихидницу.
5-е ни одной лампады в храме нет.
Владыка Святый, простите, что я Вас так беспокою своей просьбой, темно в глазах, больше не могу писать, немножко пооправлюсь и напишу его адрес. Привет м. Маргарите.
Д. 26. Л. 134–135 об. Подлинник. Автограф.
№ 6. 9 (21?) октября 1957 г.
Ваше Высокопреосвященство,
Высокопреосвященнейший Владыка Афанасий!
Кланяюсь Вам земно и прошу Вашего Архипастырского благословения и святых молитв. Письмо Ваше получила и приношу глубокую благодарность за сочувствие к нам, жившим на чужой сторонушке. Вот я уже год прожила, но к службе церковной не привыкла. Еще в будни сносно, одни сестры поют, но уж в Праздники невыносимо, найдут униаты, и все поют на свои напевы во все горло, с великим трудом приходится ожидать конца службы, и от переживания весь день болеешь. Помолитесь, Святый Владыка, чтобы Господь дал нам такую радость – что устроили бы русский монастырь и мы запели бы на своем языке и свои напевы. Так мне жить хорошо. Келья хорошая, живу одна, но главное, служба церковная, где бы излить с умилением молитвы и успокоить душевные чувства, но тут только все нервы расстроятся. Прошу Вас, святый Владыка, не оставьте меня в Ваших святых молитвах. Я Вас всегда помню в своих молитвах в храме и дома. Остаюсь глубокоуважаюшая вас многогрешная Гавриила.
Посылаю адрес ар[химандрита] В[ениамина].
1957 г. 9-е Окт[ября], 10 ч[асов] вечера
Д. 27. Л. 20–20 об. Подлинник. Автограф.
* * *
Молитва всех вас спасет. С. 356.
Вероятно, имеется в виду епископ Варлаам (Борисевич; 1899–1975). С 5 сентября 1956 г. епископ Мукачевский и Ужгородский. С 1957 г. архиепископ. С 1961 г. архиепископ Минский и Белорусский. 4 августа 1963 г. уволен на покой. Скончался в Киеве.
Так в тексте.
Так в тексте.
Так в тексте.
Так в тексте.
По-видимому, имеется в виду игумения Ангелина (Грачева). По наименованию «Ленинградская», как ее называет схимонахиня Гавриила, можно предположить, что мать Ангелина была в числе сестер Леснинского монастыря (в Белоруссии), которые во время Первой мировой войны нашли себе приют в пристройке Иоанновского монастыря в Петрограде. Эмигрировала. В 1940-х гг. подвизалась в женском Леснинском монастыре в Сербии. Похоронена в Свято-Введенской обители в Белграде.
Так в тексте.
Имеется в виду архимандрит Вениамин (Керечанин Георгий Иванович; 1904–1975). Родился в Закарпатье в семье псаломщика. После революции в эмиграции в Чехословакии в связи с изменением государственных границ. В 1927 г. окончил духовную семинарию в Югославии. В 1924 г. принял монашеский постриг. По окончании семинарии был рукоположен во иеромонаха. В 1929 г. назначен настоятелем Преображенского монастыря близ с. Теребля Тячевского р-на Закарпатской обл. (Мукачевская епархия) и одновременно до самой кончины был настоятелем православного прихода в том же селе. В 1940 г. возведен в сан игумена, через несколько лет – в сан архимандрита. Был удостоен права служения с открытыми Царскими вратами до «Отче наш...». В 1960 г. был арестован, обвинен в спекуляции краденым парафином и осужден на 1 год лишения свободы. Перед кончиной принял схиму с именем Георгий.