Источник

Вознесенская Софья Александровна

Прихожанка московского храма пророка Илии (Обыденского).

№ 1. 25 января 1958 г.

Ваше Высокопреосвященство,

Святый Владыко,

С необычайным интересом прочитала я Ваш замечательный труд «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви». От всего сердца приношу Вам великую благодарность – так много открылось мне при чтении нового, до сих пор неизвестного. Мой светский язык не может выразить той духовной, особой радости, какую я получила, ибо чувствуется, что написано это Вами благодатию Святаго Духа, нам, грешным, в указание, разъяснение и назидание. И трогает до слез, и поражает величие и милосердие Матери Церкви в вечной памяти и заботе о Ея усопших детях.

С громадным вниманием читала я и перечитывала по нескольку раз некоторые страницы и выписывала из них для себя на память. Все так ясно, так прекрасно Вами изложено!

Как божественно прекрасно составлен и совершенен весь Устав Православной Церкви! Как он свят!.. Какое сокровище и счастье мы имеем! Господи!.. Как безмерны Твое милосердие и любовь... и как нам благодарить Тебя за все?!!..

Мы должны беречь, хранить Церковный Устав во всей его целости и выполнять все, что он требует, ибо божественная истинность его засвидетельствована жизнью и смертью величайших Святых Отцов Церкви от начала Ея. Если в мирской жизни существует, напр[имер], «воинский устав», за нарушение которого виновные несут наказание и взыскание, и он так строго охраняется для дисциплины армии; если за сохранность знамени полка воины отдают жизнь, не боятся пуль, даже умирают, сохранив его на груди под рубашкой, то как мы, верующие (духовные), должны беречь Церковный Устав и выполнять все, что он требует от нас! Как мы должны свято чтить, любить эту божественную драгоценность нашей Церкви и сохранить ее до Пришествия Господа неприкосновенной, нерушимой.

Его Святейшество, наш Святейший Патриарх Алексий не раз напоминал о.о. настоятелям об этом и в 1946 г., и в 1947 г., и еще в послании, кажется, в 1953 г. ко всем верующим... и как скорбно на душе, когда видишь нарушение Ц[ерковного] Устава. Не мне, светскому человеку, об этом говорить...

Святый Владыко, еще раз горячо благодарю Вас, так много мне открыла Ваша книга о жизни усопших и их поминовении и доставила радость, как ценное слово Матери Церкви нам, Ея детям.

Очень хочется получить благословение Ваше; и если это для меня невозможно, то хотя благословите заочно... прошу.

Молитвенно желаю Вам доброго здоровья и радостей.

С горячею любовью в Господе –

Недостойная раба Божия

София Вознесенская.

Москва. 1958 г. 25 января нов[ого] ст[иля]

Д. 29. Л. 111–112 об. Подлинник. Автограф.

№ 2. 22 июня 1958 г.

4 ч[аса] утра

Ваше Высокопреосвященство, св[ятый] Владыко,

Земно кланяюсь Вам и всем сердцем приветствую Вас!..

Приношу Вам горячую благодарность за Ваше внимание и память ко мне, недостойной. Большую радость получила я, прочитав П. Фл[оренского] «Троице-Сергиева Лавра и Россия»; прямо духовное наслаждение!.. Несколько лет жажду прочесть «Столп и утверждение Истины»; А. В. Ведерников сказал, что у него есть, но не предложил мне. По его просьбе я дала ему прочесть «Троице-Сергиева Лавра и Россия», при этом и краткое 2-е письмо о нарушении Церковн[ого] Устава в Богослужении: так, 9–22 мая, в день праздника Вознесения Господня и Св. Николая Чудотворца, торжественная Литургия с радостными праздничными стихирами, уносящими души молящихся к небу, к Славе Вознесшегося Господа... («Ангельски иже в мире существуем» и «Вси язы́цы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования» и т. д.), закончилась... торжественною панихидой о протоиерее о. Николае и протодиаконе о.Николае...

Конечно, трудно было переключиться и опуститься от небесного к смерти земных... хотя и дорогих, уважаемых!.. Так неожиданно и так нелепо!! Я закончила так: «Церковный Устав существует и для пастырей, и для пасомых. Когда пастыри нарушают Ц[ерковный] У[став], они вводят в соблазн пасомых и в грех осуждения.

Как же нам быть?! »

А о первом моем письме в Редакцию Патр[иархии] вам скажет А. П.221

Я Вашу просьбу, как могла, исполнила. Считаю это своим долгом сделать и для Св[ятой] Матери Церкви.

Еще раз приношу Вам мою громадную благодарность за «Троице-Сергиева Лавра и Россия» – это драгоценность! Каким небесным светом озарил он историческое значение Троице-Сергиевой Лавры для России и Образ Троицы св. Андрея Рублева. Изумительно, прекрасно! Словами не выразить мне благоговейных сердечных переживаний и радости, переполнивших сердце и разум. Духовная сила слова св[ятого] о. Павла Флоренского как единственного автора (другого я не знаю) по-небесному озарила Троице-Сергиеву Лавру, образ преп[одобного] Сергия и образ Троицы св. Андрея Рублева, и этот свет расширился и озарил всю Россию... и не меркнет! Горит... освещает путь к Небесному!..

Преклоняю колена пред Вами, прошу благословить меня заочно.

Желаю Вам, дорогой Владыко, доброго здоровья, крепости, радостей. Простите, если что не так написала.

Недостойная, грешная раба Божия

София.

P. S. Простите помарки в письме!

Д. 34. Л. 20–22 об. Подлинник. Автограф.

* * *

221

Вероятно, А. П. Гришин. См. о нем: наст. сб., кн. 1.


Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн. / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви). / Кн. 1: А - Н. - 2013. - 799 с. : ил., портр., факс.

Комментарии для сайта Cackle