А.Ю. Виноградов

Источник

Об остальных хождениях и чудесах святого и всехвального апостола Андрея, о его крестной, христоподражательной и славной кончине и о перенесении его честных мощей

Вы, конечно, помните, о внимательные и верные слуша­тели, на чем мы прежде остановили наше слово, повествуя как об учении, так и о чудесах всехвального и первозванного из апостолов Андрея, чтобы, взявшись здесь снова за рассказ, соединить грядущее с предшествующим. Ибо вот мы, как и обещали, пришли к нам, чтобы благоразумно исполнить словесный долг, который, я думаю, наша любовь тщательно держит в па­мяти. Ведь как одолжившие у кого-либо золото или серебро на письме и при свидетелях с большой тщательностью указывают количество и того, что отдают, и того, что должны, дабы по прошествии долгого времени в глубинах забвения не потерялся уговор об этом, так же перед нашими внимательными ушами и я теперь намереваюсь поступить. Впрочем, если и вы случайно забыли (ведь это свойстненно людям), то вот я с благоразумием пришел сегодня, чтобы и уже забытое в памяти возобновить, и долг свой исполнить.

Итак, поведав и в божественном учении и обильном чудотворении первозванного апостола в Амисе, и о том, как пришло благодаря ему ко Христу множество людей на всем Понте, расскажем теперь в дальнейшем или даже о том же самом знаю­щим в напоминание, а незнающим в наставление и всем на пользу213. Ведь поскольку этот великий апостол неослабно продолжал течь на божественную проповедь, так как его ноги утверждали и укрепляли напряжение силы Духа, то, проходя из места в место и из страны н страну и продвигаясь словно от силы к силе, он достиг города Трапезунта, находящегося в стра­не Лазике. Проведя в нем недолгое время и поняв неразумие и невежество живших тогда н нем людей, он отправился оттуда и пришел в страну ивиров, где пробыл весьма долго и многих, просветив словом учения, привел он Спасителю через божественное крещение. И пройдя сквозь пределы парфянской страны, поднимается он в Иерусалим ради праздника Пасхи, ведь каж­дый год двенадцатичисленные ученики собирались к Богороди­це в Иерусалиме, проводя с ней и Пасху, и Пятидесятницу.

В тот раз, после совершения великого праздника Пятидесят­ницы, Андрей со своим родным братом Петром, а также Иоанн Заведеев вместе с Филиппом из двенадцати и Варфоломей с Филиппом из семи диаконов спустились в город Антиохию Си­рийскую (она же Феуполис). После того как Петр остался в нем и рукоположил Маркиана и Панкратия в епископы Сицилии по предложению чудесного Павла, который тогда тоже оказался там, прочие отправились оттуда и стали обходить, уча, города внутри материка.

И Филипп из двенадцати остался с Варфоломеем в Верх­ней Фригии, Ликии и Писидии, а Филипп из семи, тот, кото­рый крестил эфиопа Кандака, остановился, проповедуя, в Кеса­рии214. Андрей же с Иоанном пребывали в городе Эфесе, занима­ясь проповедью Слова. Там Спаситель и Господь Иисус Христос является в видении дивному Андрею, побуждая его поскорее достичь Вифинии: «С тобою Я, – сказав ему, – куда бы ты ни отправился, ведь Скифия ждет тебя». Рассказав это видение богослову Иоанну, попрощавшись с ним и взяв своих учеников, богодухновенный Андрей поднялся с ними в город Лаодикию во Фригии Капатиане. И пойдя оттуда дальше, он пришел в Одиссуполь Мисийский. Оставшись в нем на несколько дней и поста­вив уверовавшим епископа по имени Ампион, он переходит гору Олимп и прибывает в Никею, бывшую самым большим селом в Вифинии, ведь она не была тогда городом, ибо укрепил и укра­сил ее, как рассказывают, позже Траян, и тамошняя гавань была раньше, как говорят, очень маленькой, на большом расстоянии от самого села. Войдя туда, божественнейший Андрей начал проповедовать Христа и призывать местных жителей, иудеев и эллинов, принять слово Господне. А они, будучи лжецами и насмешниками, гордецами и обманщиками, то с насмешками издевались над ним, то обещали поверить его словам, но лукаво откладывали со дня на день. Многолюдным было это село, и у иудеев была большая синагога, а эллины обожествляли идольс­кое изваяние Аполлона, путеводителя к погибели215, которое да­вало оракулы, насылая призраков. Те же, кто получали оракул, повторяли его, а ничего другого сказать не могли, так как оби­тавший в нем бес замыкал их уши и уста, и они оставались глухонемыми. Немощи у них во множестве, и много бесную­щихся. Апостол сказал им: «Вы вообще не сможете избавиться от болезней и бесов, если не обратитесь к целительному учению Христовой веры». Они же согласились, но, как обычно, обману­ли, глупо и безрассудно насмехаясь над самими собой.

А рядом с этим селом, на расстоянии около шестидесяти семи с половиной стадиев216, была крутая и весьма высокая скала, в которой, как говорят, жил огромный змий, который предавал смерти многих прохожих, губя их ядовитыми укусами. Узнав об этом, соименник мужества в сопровождении двух учеников от­правляется к нему с мужественным намерением, держа в руке железный посох с изображением животворящего креста наверху – посох, на который он всегда опирался. Когда же они приблизи­лись к этому месту, змий, почуяв их приход, вылез к ним, а тот, чьи дела соответствовали его имени, мужественно взяв железный посох, вонзает его в глаз губительному змию, пронзив его насквозь до другого, и он тут же издох. После этого случая многие из ока­завшихся там обратились и уверовали в Господа.

Когда же чудесный апостол возвратился обратно в Никею и занимался наставлением, после смерти губительного змия в вышеупомянутой скале, называвшейся Лохи217 из-за своей леси­стости и труднопроходимости, поселились разбойники-убийцы, числом восемь, и совершали множество кровопролитий, причем двое из них были бесноватыми. Тогда пришел к ним призван­ный кем-то мужественномысленный ученик Христов, которого бесноватые встретили сильным криком. Но прежде чем они при­близились, злейшие бесы вышли из них, так как апостол возне­годовал и запретил им, а те, очистившись от духов и опомнив­шись, с трепетом предстали перед Андреем со сложенными ру­ками. Остальные, увидев случившееся и поразившись, бывшее у них в руках оружие бросили на землю, а сами подошли и припали к ногам апостола. Он же с кротким настроением в го­лосе сказал им: «Зачем вы так поступаете, о мужи? То, что вы ненавидите, зачем другим делаете? Знайте, что есть на небе Бог, Творец и Промыслитель о малых и великих, и Он надзирает за всем – Он и воздает каждому по делам его. Ты не хочешь быть побит – так зачем же ты брата своего не только бьешь, но и убиваешь? Сам ты не хочешь быть обижен – так зачем же ты ближнего своего обижаешь и обездоливаешь? Тебе не хочется лишиться чего-либо своего – так зачем же ты грабишь чужое? Для того дал вам Бог здоровье и телесную силу, чтобы вы труди­лись своими руками и ни в чем не нуждались, но и более того, были готовы и нуждающимся подать. Отступите впредь от сво­их злых дел и отправляйтесь по домам, ведь за такой поступок Бог вас помилует, а правители восхвалят и царствующие пода­дут вам воздаяние». Таким и подобным этому образом вразумив их, как должно, и дав этим мужам полезные советы, он произ­нес им речь о спасении и вере. А они, пораженные его боголю­бивым увещеванием, остались с ним на несколько дней, и, так вот огласив, он крестил их во имя Пребожественного и Триблаженного Божества.

На этой же дороге была другая могучая скала, называвша­яся по тому месту Кацап, не очень высокая, где жило большое множество нечистых духов, которые насылали призраков, домо­гаясь жертв, ведь на ней было водружено и идольское изваяние эллинской богини Артемиды. От девятого же часа дня до третьего часа следующего дня дорога эта оставалась непроходимой, так как никто не отваживался приближаться к этому месту из-за вре­доносного действия обитавших там бесов. Придя туда со следовав­шими за ним учениками, препоясанный божественным мужеством и соименный ему апостол остановился тогда на этом месте. А злей­шие бесы, не вынеся его власти, обратились в бегство и явились в виде плотоядных воронов, и было слышно, как они соответствую­щими скорбными голосами кричали: «О, сила Твоя, Иисус Гали­леянин Назарянин, ибо Твои ученики отовсюду нас изгоняют!». А блаженный Андрей, низвергнув и сокрушив этот мерзостнейший истукан, водрузил там животворящее изображение спасительного креста. Итак, с той поры очистилась эта скала от вредо­носного жительства бесов, и место это полностью освятилось.

А в другом месте, непроходимом и дремучем, находив­шемся рядом с Давкомой, областью с левой стороны от Никеи, обитал змий с сонмом бесов, которым толпы заблуждающихся эллинов приносили жертвы, как богам, ведь там был водружен и идольский кумир Афродиты, которую они зовут богиней. Придя туда со своими учениками, Андрей, столп всесильнейшего му­жества, преклонил вместе с ними колена и помолился. А встав и простерши руку, запечатлел он это место знамением животво­рящего креста и тотчас же обратил в бегство и змия, и обитав­ших там бесов, сделав с той поры это место жилищем для людей. Так вот он все дни проводил в селе, уча приходящих и исцеляя немощных, а ночами отправлялся на восток, к горе под названием Клид, подражая и в этом, как и во всем, своему Учи­телю, часто удалявшемуся и уединявшемуся на горе, и там со своими учениками молился, прося у Бога содействовать ему в деле проповеди, потому что много было у него противников. А исполняющий желание боящихся Его и внимающий молению их Бог следующим образом подает средство для обращения же­лающим спастись. Когда справлялся какой-то эллинский празд­ник и бесам приносились нечестивые жертвы, случилось наут­ро, что бесы вошли в людей и ввергли весь народ в такое безу­мие, что те стали беспощадно поедать свою плоть. Итак, гони­мые такой своей любовью, они всем скопом приходят к нему на гору, жалобно стеная, умоляя сподобиться от него милости и называя его посланником Благого Бога. Спустившись к ним с горы, блаженный стал посреди них, и они тотчас прекратили поедать свою плоть, так как он запечатлел их знамением спаси­тельного креста. Взойдя же на высокий уступ, он провозгласил им слово богопознания, с одной стороны, вразумляя и настав­ляя их, а с другой – изобличая и браня их за неверие и жесто­косердие, высмеивая их неразумие и издеваясь над их омерзи­тельными святынями, понося их бесовские служения и пори­цая их врожденную порочность, что, будучи не в силах творить доброе, они всегда готовы творить злое. И когда они согласи­лись обратиться к непорочной вере Христовой и попросили об исцелении, он велел им подойти к нему и, возложив руку на каждого больного и бесноватого, всех исцелил, а немым и глу­хим, дунув в уши, своим богодухновенным дыханием даровал способность слышать и говорить.

И тогда он таким вот образом отпустил всех радостными. А назавтра с утра пораньше собрался к нему весь народ вместе с женами и детьми, большое множество эллинов и большое иудеев, ибо все собирались к нему. Богодухновенный апостол, встав на обычное место, возгласил им мир. И когда все, словно движимые свыше, будто едиными устами ответили: «И духови твоему», он, начав от сотворения мира, создания Божьей рукою Адама и его отпадения из-за непослушания, вплоть до Авраама, Моисея, бого­отца Давида и до самого Господа Иисуса Христа последовательно изложил все события, показывая при помощи пророческих изре­чений, что Он Христос, явившийся в мир во плоти на спасение всех. Обильно вразумив их и поведав о возрождении через божест­венное крещение, помолившись за всех и возложив руки на немощных, он отпустил их, заповедовав собраться с утра пораньше. Когда же они утром снова собрались, он, опираясь на железный посох с изображением креста, начал свое поучение, рассказав о Боге и управляющем всем промысле, о вочеловечении Христа и Его Страстях, крестной смерти и Воскресении Его, о сидении одес­ную Бога и Отца Своего, втором со славою Его пришествии и спра­ведливом Его воздаянии каждому согласно его поступкам. После того как апостол рассказал это, весь народ стал рукоплескать и восклицать, возглашая, что он искренний друг Благого и Велико­го Бога и принял живые словеса Святого Духа. А он, возложив, как обычно, руки и помолившись за них, отпустил всех.

Так вот действуя и уча целых два года, он не прекращал наставлять неразумных, обращать заблудших, исцелять боль­ных, изгонять бесов, разрушать капища, созидать церкви, освя­щать престолы, рукополагать пресвитеров, поставлять диако­нов и верой во Христа направлять всех ко спасению через боже­ственное крещение. Поэтому синагогу тамошних иудеев он пре­вратил в церковь, назвав этот храм именем Богородицы, а в епископы рукоположил мужа по имени Драконтий, который, как говорят, впоследствии мученически скончался за исповеда­ние Христа двенадцатого мая.

Покинув Никею, богозванный апостол достигает города Никомедии, где его радостно встретили прежде наставленные им братья. Так, в течение немногих дней укрепив их в вере и утвер­див чудесами (между которыми было также воскрешение молит­вой пораженного и умерщвленного бесом Каллиста, чем он яв­ственно обличил многообразные чары и ухищрения князя бесов) и переплыв отсюда через морской залив, он прибывает в вифинский город Халкидон. Проведя там немного времени, он поставля­ет в нем Тихика, одного из следовавших за ним учеников, в епис­копы, а сам, поплыв вверх по Понтийскому морю, попал в один город под называнием Гераклея. И наставив в нем некоторых, он поднимается на корабль и достигает города Амастриды, который был очень большим и весьма знаменитым. Там он пробыл не­сколько дней и, просветив многих словом богопознания, поставил и рукоположил некоего епископа по имени Пальм, мужа, укра­шенного жизнью и словом, как это можно услышать от местных жителей, которые рассказывают так, получив эти сведения из древнего неложного предания. Говорят, что об этом когда-то были и письменно зафиксированные упоминания, но, по рассказам, в давнее время случился пожар в том доме, где они хранились, ох­ватил их, и они погибли в пламени.

А поскольку великий апостол благочестия старался оста­навливаться в многолюдных деревнях и городах, «ведь в толпах, – говорил он, – обыкновенно находятся ищущие», то, поплыв из Амастриды вверх по судоходной реке, называемой Парфений, он достиг эмпория Харакс, который называется так в соответ­ствии со смыслом этого имени218, ибо он подобен некоему обстро­енному и укрепленному отовсюду городу. Ведь он окружен и ог­ражден, словно изгородью и укреплениями, двумя реками: с юга именуемой за ее буйность Ликом219, а с северной стороны называ­ющейся за свою полноводность Лусой220; приятным и радостным для жителей делает он проживание там, особенно благодаря тому, что две эти реки соединяются и сливаются в одно русло у западно­го подножия этого эмпория и образуют вышеупомянутую реку Парфений. Большая по глубине, пространная по ширине и совер­шенно спокойная по тихому ходу течения, она от природы при­способлена для легкого движения большегрузных барок, напол­ненных всевозможными видами товаров, вверх, к одному плоско­му и равнинному месту. К нему в определенное время каждого года, в месяц под названием лоос, или август221, стекается множе­ство людей от всех уделов востока и запада, собираясь словно в некий общий эмпорий, каждый продавая свое, обменивая и поку­пая необходимое. Однако не только тогда, но и во все другие вре­мена года никогда не иссякает поток спешащих туда, ведущий же сюда тракт сохраняет подобие муравейника, так как одни приез­жают, а другие уступают место прибывающим, и они приносят обитателям немалую утешительную выгоду и пользу.

Прибыв сюда, высоко парящий и велегласный орел еван­гельской проповеди возвестил слово благочестия и многих прив­лек к познанию истины. Освятив здесь и некое молитвенное место, подходящее для устройства престола, он водрузил на нем животворящее изображение спасительного Креста. Там спустя короткое время местными жителями был построен в его имя храм, а в самом месте воздвижения животворящего креста они поставили честной образ, во всем подобный тому, верно написав его на стене. Он сотворил и множество чудес, как рассказывают люди, хорошо его знающие и помнящие то древнее святилище, ведь незадолго до этого оно разрушилось из-за сырости и ветхости. И этот ныне видимый благолепный храм был вместо него воздвигнут в честь апостола неким достопамятным и верней­шим мужем, соименным Божьему дару222, который почтен достоинством иллюстрия и многих превосходит счастьем в жизни, равно как и украшен благородством нравов и отличается благо­честием и набожностью.

Так вот поступив, научив и просветив тамошний люд, вест­ник божественного познания отправился оттуда и достиг города Синопы, где обретя весьма немногих учеников, прежде им огла­шенных и просвещенных, остался у них. А город этот был, как я сказал выше, наполнен множеством иудеев, которые, услышав о прибытии дивного Андрея, открывшего прежде тюрьму и вывед­шего узников, впали в безумие и, собравшись во множестве, по­добно зверям, устремились на него, намереваясь и сам дом, где он находился, предать огню. Схватив, они потащили его по площа­дям города, нещадно побивая камнями и, наподобие диких псов, кусая его плоть. А кто-то один из этой безумствующей и беспо­щадной толпы, будучи зверского нрава и исполнен всякой жесто­кости, схватил апостола за руку и, впившись своими зубами в его палец и рванув, сразу откусил, из-за чего некоторые до сих пор называют синопцев пальцеедами. И вот ему, брошенному полу­мертвым вне города, является Господь Иисус, говоря: «Восстань, избранный Мой и первозванный ученик, войди к ним с дерзнове­нием и нисколько не страшись страха их, ведь Я с тобою». Сказав это и восстановив его пострадавший палец невредимым, Он под­нялся на небеса. Сразу же встав, тот вошел в город, принявшись за наставление и вразумление, а они, дикие и звероподобные, уви­дев его терпение и кротость и то, как он призывал каждого из них, переменились, сокрушились в своем зверином рассудке и, внимательно прислушиваясь к его поучению, поражались, ведь он изъяснил им по всем Писаниям о Господе Иисусе, и они при­няли его слово. И еще больше стекаясь для слушания божествен­ных словес и умножаясь, они приносили к нему немощных, стра­дающих различными болезнями, которых богодухновенный апостол одним призыванием Христа сразу же удостаивал исцеления.

Когда же один человек был умерщвлен рукой убийцы и брошен посреди города, а его жена горько стенала и сбежался весь народ, стали искать убийцу и почти все скорбели, тогда призванный туда мужествоименный таинник прибыл на место и, помолившись, воскресил лежавшего во имя Христа, Который животворит мертвых. Увидев это необычайное знамение, мно­гие всей душой уверовали в Господа.

И вот, когда верующие так умножились и увеличились, он рукоположил из них пресвитеров и диаконов, передав им правило божественного священнодействия и прочего псалмопе­ния, и, помолившись за них, отправился в дальнейший путь. Путешествуя по побережью Эвксинского Понта, он достиг одно­го места под названием Залих. Амиссцы же, узнав о его прибы­тии, с радостью встретили и с восторгом приняли его в гости, ибо уже были научены и просвещены им, как было сказано выше. Оставшись у них на несколько дней и укрепив их словом благо­дати, после того, как они его проводили, он прибыл в Трапезунт, город в стране Лазике, где, как было сказано и прежде, местные жители были неразумны и несмысленны – только не­которые после его проповеди приняли Слово. И выйдя оттуда, он поднимается в новый кесарев город223, где он возвестил слово веры, огласил некоторых уверовавших и возродил их божествен­ной огненной и водной баней, сподобив Божьего сыновства.

И вот, случилось ему, выйдя оттуда, обходя место за мес­том и сея проповедь благочестия, достичь весьма большого горо­да Самосаты, лежащего в парфянских пределах, где жило мно­жество эллинов-идолопоклонников – среди них было и много философов, которые возражали апостолу, возвещавшему слова о богопознании. Им таинник истины сказал: «Вы сами осознай­те несостоятельность и бесчинность ваших лжеименных богов, как они сражаются друг с другом: а все сражающееся и восста­ющее друг на друга подвержено тлению. Бог же, будучи по при­роде един, есть, как благой, источник и податель благ, будучи виновником мира. Познайте, кто сотворил и соединил стихии и составил из них все видимое творение; уразумейте вечное дви­жение светил и звезд и то, кто устроил их непрерывный и рав­ный ход, ведь они бездушны и не сами по себе движутся. Пой­мите же и постигните, что многоначальное безначально, а без­начальное мятежно и беспорядочно. Станьте на истинный и пря­мой путь, явленный в законе Моисеевом, который подает мир и милость всем держащимся его; последуйте учению пророков, которое проповедует истину и возвещает мирную и вечную жизнь; познайте провозвещенного ими Христа Иисуса, неложного Бога, призыванием Которого, как вы видите, мертвые воскрешаются, бесы и страсти многоразличные изгоняются».

Пользуясь такими и подобными им словами в течение мно­гих дней и наставив достаточное число людей, он оставил их и поднялся по обычаю в Иерусалим, чтобы совершить праздник Пасхи вместе с Владычицей нашей Богородицей. А по проше­ствии дня Пятидесятницы выходит он на проповедь в сопровож­дении Симона, по прозвищу Кананит, Матфия, выбранного вмес­то Иуды, и Фаддея, вместе с которыми достигает города Эдессы. Там Фаддей остался у Авгаря, тамошнего топарха, которому он уже прежде доставил невещественно изображенный на веществе Нерукотворный Образ богочеловеческого подобия Христова вмес­те с богоначертанным письмом, благодаря которым тот, уверовав, тотчас получил и телесную крепость, равно как и душевное здра­вие. А соименный мужеству Андрей вместе с остальными учени­ками, проходя по городам и весям, уча и чудотворя, добрались до страны ивиров и вплоть до судоходной реки Фасис, где корабли, как рассказывают224, плывут медленно, неся внутри себя воду. Оттуда же он спустился в так называемую страну Сусанию; муж­чинами этого народа управляли тогда женщины, а женская при­рода, будучи легко послушной, быстро покорилась вере. Итак, Матфий остался в этих краях вместе с другими учениками, уча и творя множество чудес, а величайший Андрей вместе с Симоном остановились в аланской стране и достигли города под названием Фуста. Сотворив там множество знамений и чудес, очень многих наставив и просветив, они проходят до Абасгии и, войдя в Севас­тополь Великий, проповедуют слово о вере и познании Бога, и многие из услышавших приняли его.

Оставив там Симона и с ним некоторых учеников, великий апостол поднялся в страну Зикхию. А люди этого народа, так называемые зикхи, живя согласно значению своего имени от пыли225, занимаются земледелием, сердцем же жестоки, нравом варвары и поныне в большинстве, чтобы не сказать все, неверны и алчны. Они хотели даже убить апостола, если бы только не пора­зились, видя его нестяжание, кротость и подвижничество. И оста­вив их, он спустился в так называемую страну Верхнюю Сугдию, которая теперь необитаема226, а тогда жившие там люди, будучи послушны, с радостью приняли слово веры. Уйдя от них, он дос­тигает города Воспора, который лежит по ту сторону Эвксинского Понта, близ страны тавроскифов, и недалеко отстоит от Меотидского озера, где есть и рака, лежащая в основании очень большого храма во имя божественных апостолов, и на ней надпись: «Симо­на Зилота» (а другой гроб находится в Никопсе Зикхийском, с надписью: «Симона Кананита»). Соименный мужеству Андрей, посеяв в Воспоре божественные словеса и сделав многих годными к плодоношению, спускается в соседний с ним город под названи­ем Феодосия, где был царь по имени Савромат. Тогда многолюд­ный, наполненный множеством язычников и расцветавший фи­лософами, теперь он совершенно предан запустению и до того обез­людел и захирел, что ни следа человека в нем не видно, кроме очень немногих тогда и там уверовавших.

И оставив их, он прибывает в Херсон, город Скифии, жители которого проводят жизнь по-варварски и неразборчиво, легко вращаемые всяким ветром, легковерные и легко перемен­чивые, любящие во всем ложь, в вере нетвердые по сей день и непокорные в отношении любого повиновения. Пробыв у них достаточно дней, божественный апостол снова вернулся в Воспор. И оттуда, взойдя на скифский корабль, он переплыл и при­был в области Эвксинского Понта. Вступив в город Синопу, ук­репив в течение немногих дней уже уверовавших и поставив им в епископы одного из следовавших за ним учеников, по имени Филолог, удалился оттуда. И проплывая вдоль побережья Пон­та и укрепляя церкви в тех местах, он спустился в Византий.

А в те дни Аргирополь славился и цвел множеством жи­телей. Там Стахия, некоего ученика, одного из семидесяти, по­ставил он уверовавшим во епископа и, пройдя на акрополь Ви­зантия, построил и освятил молельный дом во имя Владычицы нашей Богородицы, который виден и по сей день близ квартала Евгения227, получив прозвище Армасийского228. И пройдя оттуда,

он достигает Гераклеи, города во фракийской епархии. Проведя там немало дней и проповедав спасительную проповедь, он от­правился, выйдя оттуда, в путь, обходя города по всей Македо­нии, проповедуя, вразумляя, утешая, исцеляя больных, строя святые храмы, освящая престолы, поставляя священников и направляя многих по спасительной стезе.

Так вот творя и уча, спустился он до Пелопоннеса и, вой­дя в Патры, город Ахайи, вместе со своими учениками был при­нят в гости одним из жителей этого города по имени Сосий, которого он паче чаяния исцелил, спасши от смертельной бо­лезни. И не только его, но и другого тяжело больного мужа, лежавшего на гноище и оставленного всеми, он, увидев, подой­дя и подав ему руку, тотчас восставляет призыванием Христа.

После того как случилось это чудо, по всему городу разнес­лась молва, гласившая, что прибыл чужой человек скромного вида, не неся с собой ничего другого, кроме имени некоего мужа по имени Иисус, при помощи которого он совершает знамения и чу­деса, воскрешая мертвых, очищая прокаженных, изгоняя бесов и исцеляя всякую болезнь. Когда эта молва распространилась по­всюду и дошла до самого проконсула по имени Лесбий, немало смутила она его, одержимого эллинским заблуждением, и, охва­ченный гневом, он сказал своим прислужникам: «Колдун он и обманщик – не следует нам внимать ему, а лучше нам искать благоволения у наших богов». Итак, он посоветовался с ними, как, схватив, убить того. И вот, когда принял он такое дурное решение, явился ему ночью ангел Господень и с величайшим яв­лением и страшной угрозой говорит ему: «Какие ужасы претер­пел ты от чужестранца Андрея, что напрасно умыслил на него, презрев Бога, Которого он проповедует? И вот теперь рука Госпо­да Бога его на тебе, и ты будешь парализован, пока не познаешь через него истину». И со словом ангела быстрее, чем слово, был он незримо поражен и много часов оставался безгласен. Немного придя в себя, позвал он служивших ему воинов, которым со слезами сказал: «Сжальтесь надо мной и, поспешив, разыщите мне в горо­де некоего чужестранца по имени Андрей, который проповедует чужого Бога и благодаря которому я смогу познать истину и спа­стись от охватившей меня теперь болезни». А они, ревностно ра­зыскав и найдя блаженного Андрея, ведут его к проконсулу. Уви­дев его, тот заплакал и стал просить его: «Человек Божий, чуже­странец, знающий чужого Бога, пожалей человека заблудшего, человека, чуждого истине, человека, пораженного пятнами пре­грешений; сжалься над человеком, который знает множество ложных богов, а единого Истинного Бога не ведает. Молю я твоего Бога протянуть мне руку помощи, открыть мне дверь познания, зажечь мне свет праведности». А ученик Кроткого и Смиренного, прослезившись и сокрушившись от слов просителя, возвел очи к небу, возложил свою правую руку на все тело страждущего и стал молиться: «Единый Боже Иисусе Христе, прежде неведомый миру, а ныне являющийся через нас, Бога Отца Сын и единосущное Слово, прежде всех сущий и во всех действующий, коснись этого Твоего раба Своей невидимой и спасительной рукой и, сделав его Своим избранным сосудом, исцели его внутреннего и внешнего человека, чтобы и он, будучи сопричислен к твоим овцам, пропо­ведовал Твою действенную силу». Сказав это и взяв его за руку, он тотчас поднял его. А тот, исцелившись паче чаяния, стал в ответ исповедовать Бога, говоря апостолу: «Поистине, этот Бог единственный без недостатка, о чужестранный человек, Которого ты проповедуешь, не нуждающийся ни в часах, ни в годах, ни в днях. Поэтому я отныне присоединяюсь к тебе вместе со всем моим домом и верую в Пославшего тебя к нам». Апостол говорит ему: «Поскольку твердо уверовал ты в Пославшего меня, то обильно исполнишься ты знания».229

Когда же после этого весь город радовался спасению про­консула, отовсюду стали стекаться толпы, неся своих немощ­ных, охваченных различными болезнями. Помолившись о них и призвав спасительное имя Господа Иисуса, он возложил руки на каждого из них и тут же всех исцелил, так что от этого всех охватило изумление и потрясение, и они громким голосом воскликнули: «Велика сила чужого Бога, велик Бог, проповедуе­мый чужестранцем Андреем, благодаря которому случились ве­ликие чудеса». И с этими словами все, единодушно ринувшись на идольские храмы, все их сожгли в огне, а богов, сокрушив, разбив и уничтожив, попрали ногами, и одного лишь Бога Анд­рея вся толпа призывала и величала. А проконсул Лесбий радо­вался восклицаниям народа и содействовал поступкам толпы230.

Когда же собралось большое множество людей, слово Бо­жье благодаря апостолу умножилось и его проповедь беспрепят­ственно дошла до всех, тогда цезарь послал Лесбию преемника и отстранил его от власти, узнав о его благонравии. А тот, с радостью приняв императорский приказ, приходит к блаженно­му Андрею и говорит ему: «Теперь я еще горячее верую в Господа, совлекшись пустой славы и отринув житейскую суету. Так возьми же меня себе в спутники, о человек Божий, прими меня, верного, чтобы мне соединиться с верными и свидетельствовать всем людям об общем Спасителе Христе». Оставив дела в прето­рии, он сопровождал апостола по всей ахейской стране, следуя за ним, возвещавшим божественную проповедь231.

И пока все обстояло таким образом, зритель величайших откровений наблюдает следующее видение: показалось ему, что он видит Спасителя Христа, стоящего напротив него и говоря­щего ему: «Андрей, возложи дух на Лесбия и подай ему от сво­ей благодати, а сам, взяв свой крест, следуй за Мной, поспешив в Патры, ведь скоро уйдешь ты из человеческой жизни». И вот, проснувшись, апостол поведал содержание видения присутство­вавшим там верным и, сделав, как было повелено, в тот же день прибывает в Патры.

А жена нового проконсула, которого звали Эгеат, по име­ни Максимилла, узнав о нем и о совершаемых им чудесах, посылает к нему сначала свою самую верную служанку Ифидаму, способную увидеть, поговорить и послушать его. Придя в дом вышеназванного Сосия, ставшего его учеником, у которого тот гостил, благодаря его ходатайству она поговорила с апостолом и рассказала своей госпоже, что слышала и видела. Когда же та заболела (я имею в виду Максимиллу) и врачи отказались от нее, снова послав ее во второй раз, та зовет к себе апостола. Прибыв и войдя к ней, тот обнаружил, что она в полном отчая­нье, а проконсул стоит, вынув меч и желая убить себя, когда она умрет, чтобы умереть вместе с ней. Он сказал ему кротким голосом: «Верни свой меч на место232; призови же Господа, Бога неба и земли, и, уверовав в Него, спасешься». Но тот стоял мол­ча и ничего не отвечая. А близкий служитель Врача душ и тел, положив руку ей на голову, запретил горячке, словно рабу: «От­ступи от нее». И тотчас, освободившись от тяжести болезни, она вспотела, а приняв пищи, окрепла и, паче чаяния излечившись, встала, славя Бога, так что многие из видевших чудо исцеления уверовали в Господа. Однако проконсул, увлеченный эллине- ким обманом, не захотел слушать божественные слова, но, отне- сясь'к апостолу как к обычному врачу, приказал дать ему в качестве платы тысячу золотых. Тот же не согласился взять что-либо от него, но ответил: «Эта награда пусть останется у тебя, ведь она тебя достойна, а моя награда скоро придет ко мне», говоря это о Максимилле.

И когда выходил оттуда блаженный апостол, утомленный старостью, поддерживали его собственные ученики, ведь он был старцем, исполненным дней. Видит же он одного человека, брошенного на гноище и просящего милостыню, который был па­рализован много лет. Сказал он ему: «Встань: исцеляет тебя через меня Иисус Христос, Который будет тебе силой и Который со всеми нами незримо пребывает». И много лет бывший расслабленным, тотчас вскочил и стал бегать посреди города, всем показывая себя и славя Господа.

Удалившись из этого места и пройдя еще немного, боже­ственный апостол находит мать вместе с сыном и отцом, сле­пых. Коснувшись их глаз, он тотчас заставил их прозреть, так что они стали обнимать его ноги, воссылая Богу благодарствен­ные возгласы. И видя эти необычайные чудеса, народ был глу­боко поражен, и множество верующих пришло ко Господу.

Тут какие-то люди подошли и попросили его дойти до гава­ни, ибо один муж из знатных, благородный и знаменитый, ока­зался, как они сказали, поражен и обезображен проказой и был брошен на гноище. Ему прохожие бросают куски, как псу, не отваживаясь приблизиться к нему, полностью покрытому язва­ми. А ведь все Патры неоднократно много обещали дать врачам, чтобы его исцелили, потому что он был сыном одного известного у них судовладельца, но он не смог получить ни от кого никакого, хотя бы малого, утешения. Услышав это, сострадательнейший таинник Христов сжалился и отправился к нему, и многие из народа пошли вместе с ним, чтобы посмотреть, что случится. По­дойдя к нему в одиночку, так как никто не мог вынести его зло­вонного гноя, он сказал ему: «Я пришел к тебе, чтобы исцелить тебя при помощи своего Врача». Тот ответил: «Разве, друг, твой Врач – Бог, а не человек? Из людей ведь меня никто не может излечить». Андрей сказал ему: «Я действительно знаю, что ты спасешься, ведь сейчас тебе предстанет Бог, воздвигая тебя отсю­да. Его призовут мои видимые возгласы, а силу возгласов ты уви­дишь на себе, когда здоровым пойдешь вместе со мной». Сказав это больному, который был поражен его обещанием, он помолил­ся и после молитвы снял с недужного все, что на нем было надето – прогнившие лохмотья, да и те сочащиеся от множества гноя и истекающих из старика жидкостей – когда они упали на землю, множество червей наполнило то место. Весьма небольшим было расстояние до моря от земли, где лежал прокаженный, так что он приказал тому встать и идти вместе с ним. И тот, силой Господ­ней встав, никем не поддерживаемый пошел вместе с апостолом. Из него вытекало много жидкости, и все его тело увлажнилось, так что и то место, по которому он ступал, стало мокрым, и это было ясно видно всем, ведь настолько обильным было истечение жидкости. И вот, когда оба они оказались у моря, снова сказал ему апостол: «Сейчас я омою твое тело, чтобы оно стало здоро­вым, ибо душу свою ты сам омоешь». И взяв его, опустил в море и тотчас вывел здоровым по милости Господней, так что у него на теле не было ни пятна, ни струпа, ни язвы, ни раны, но оно было невредимо и чисто. Увидев его, все пришли в изумление и гром­ким голосом прославили Бога на берегу, так что проконсул сразу услышал о случившемся. А когда апостол приказал дать ему плащ, тот, кто прежде был расслабленным и больным, от охватившей радости не взял его, но стал голым с воплями бегать посреди горо­да, чтобы увидели его прежде знавшие: каким они его знали и каким он стал. И поднявшись на их агору, он стал кричать: «Благодарю Тебя, Боже, Пославшего мне Своего человека; благодарю Тебя, Помиловавшего меня, в котором все люди отчаялись. Ты же один сжалился надо мной, к которому никто не отваживался подойти, а теперь все подходят во славу Твою». И долго говоря такое голым, он едва согласился одеться – лишь когда подошел апостол и запретил ему. Итак, взяв плащ и одевшись, он последо­вал за апостолом. Все видели, что он стал здоров, и поражались233.

Когда же и это исцеление стало известно всем Патрам, сбежались изо всех домов туда, где находился блаженный, же­лавшие спасения. И тут он каждому воздал по достоинству и изложил все так, чтобы слушающий мог услышать. Очень мно­го же было приходящих, которым он не медлил проповедовать пришествие Слова, получив дерзновение от Бога. Свидетельствуя им слово благодати и оглашая их множеством увещеваний и вразумлений, а также с призыванием Христа возлагая руки на каждого из чем только не больных, он тут же всех исцелил и излечил. Так что была величайшая радость в этом городе и всей его округе, ведь, окружив идольские храмы, они разрушили их, разбивая золотые и серебряные изваяния так называемых богов и сжигая в огне их мифологические книги. И много денег при­носили подателю вечных благ и таиннику Христову, но он через своих учеников раздавал их сиротам, вдовам и прочим нуждаю­щимся и выделял из них на строительство священных храмов и престолов и на устроение божественных оснований, ничего из них сам не тратя, если только не было какой необходимости. Передал он также им, как читать Писания Ветхого и Нового Завета, и, рукоположив им пресвитеров и дьяконов, приказал построить огромный храм по церковному чину, повелев им на­писать на его стенах Ветхий и Новый <3авет>, как свидетель­ствуют жители этой провинции, сохранившие издавна это пре­дание до сего дня.

Итак, проконсул Эгеат после необычного исцеления паче чаяния своей супруги отправляется в великий город Рим, чтобы повидать цезаря Нерона. А его брат по имени Стратокл, испро­сив у Нерона разрешения не служить в войске, но обратиться к философии, прибыл в те дни из Италии в Патры. За ним следо­вал для службы очень верный раб, весьма им любимый, которо­го звали Алкман. К вот когда он был внезапно охвачен лукавым бесом, тяжело им обуреваем и, обезумев, лежал на гноище, тог­да немалой скорбью был охвачен Стратокл и, ударяя себя по лицу и придя в волнение, так что неприлично было на это смот­реть, недоумевал, что ему нужно предпринять. Узнав же от сво­ей невестки Максимиллы о честном апостоле, и как тот спас паче чаяния ее, уже умиравшую, еще пока она это рассказывала вместе с Ифидамой, чтобы вдвоем утешить его, прибывает в преторий Андрей, пообещавший Максимилле прийти к ней, и, войдя в ворота, говорит: «Какая-то сила старается устроить внут­ри соблазн. Так поспешим же, братья». И не спросив никого, врывается бегом туда, где лежал раб Стратокла, весь перекру­ченный и истекавший слюной. Когда все сбежавшиеся на вопли Стратокла внезапно увидели улыбающегося Андрея, который раздвигал присутствующих и освобождал себе место, некоторые стали недоумевать, кто он такой. К знавшие его прежде и иску­шенные, боясь его, словно некоего бога, уступали ему место, а рабы Стратокла, видя, что он простой и обычный человек, по­пытались ударить его. Но остальные, увидев, что они так изде­ваются над ним, запретили им, не ведающим, на что они дерз­нули, и те, отстав, остались посмотреть на исход дела. А кто-то тотчас же сообщил Максимилле и Ифидаме о приходе блажен­ного, и они, исполнившись радости и вскочив со своих мест, сказали Стратоклу: «Иди, Стратокл, чтобы посмотреть, как ис­целится твой раб». Встав же, и он пошел вместе с ними. А уви­дев, что толпа обступила его раба, спокойно сказал: «Зрелищем стал ты, придя в Ахайю, Алкман» (так ведь звали того). Взгля­нув на Максимиллу, Андрей говорит ей: «Приятней всего смотреть, чадо, как люди обращаются от большого заблуждения к вере в Бога, то есть видеть, как исцеляются эти болезни, в чем большинство уже отчаялось. Ибо вот то, о чем я говорю, как я вижу, здесь и происходит: стали колдуны, отравители и волхвы не в силах что-либо сделать – они и отреклись от раба. Почему не смогли они изгнать этого беса из несчастного раба? Потому что они его сородичи! Ведь это полезно сказать в настоящей ситуации». И нисколько не мешкая, он встал и помолился: «Все­гда внимающий Своим Боже, всегда подающий Свое собствен­ным <рабам>, и теперь дай скоро исполниться моему молению перед всеми этими людьми и изгони обитающего в Твоем созда­нии беса, которого его сородичи не смогли изгнать». И тотчас бес человеческим голосом сказал: «Бегу, о Божий человек, бегу не только из этого раба, но и из этого города». Андрей сказал ему: «Не только из этого города я приказываю тебе бежать, но и если где есть след моих братьев, велю тебе из тех стран уйти». После того как бес отступил, Алкман встал с земли, ведь апос­тол протянул ему руку. И тот стал ходить вместе с ним в здра­вом уме, говоря членораздельно и осмысленно и радостно взи­рая на апостола. Тут же уверовал в Господа всех его господин Стратокл вместе с Максимиллой, Ифидамой и самим исцеленным рабом Алкманом, а также с другими братьями. И сподоби­лись они радости удостоиться Господней печати и постоянно были с апостолом и его учениками, ночью и днем ликуя духом. Наставлял он их хранить неумаленным залог веры во Христа и заботиться о душе, как о бессмертной, телом же пренебрегать, как тем, что истлеет, а также воздерживаться и девствовать, терпеть обиды и не обижать, не пустословить, не лгать друг другу, но беспрестанно с благодарением молиться Богу234.

При таких вот обсобятельствах приибыбает проконсул Эгеат, вернувшийся из Рима. Придя же к своей жене Максимилле, он попытался возлечь с ней, как обычно, но она отвергла его, притворившись больной, чтобы ради Христа целомудренно со­хранить наставления и увещания апостола. И когда прошло до­вольно много дней и она не соглашалась возлечь с ним, а он недоумевал от этого и не знал, что делать, тогда пришел один из домочадцев и поведал ему все про апостола, сказав, что «твой родной брат вместе с твоей супругой и Ифидамой обратились к Богу чужака Андрея и пообещали хранить чистоту». Он же, услышав это, был охвачен страшной яростью и проповедник истины, как некогда Ирод – Иоанна Крестителя235, приказал заключить под надежнейшую стражу, а своей супруге Максимилле сказал: «Если ты согласишься возлечь со мной, я постав­лю тебя госпожой над всем в моем доме. Если же снова отка­жешься сделать это, я предам кресту так обманувшего тебя ста­рика». Однако она не стала заботиться об этих речах и угрозах, а вся отдалась апостольским наставлениям и увещаниям, отправившись к нему и учась у него мужественно терпеть скорби, ведь в них есть доказательство твердой и непреклонной веры. Но не скрылось это дело от мерзостного проконсула. А узнав, он пришел от этого в страшное возмущение, сказав Максимилле: «Если этот старик быстро не обратит тебя, уговорив поскорее возлечь со мной, то я вас обоих отдам на погибель». Она же, бегом достигнув тюрьмы, все рассказала апостолу. Тогда тот стал еще сильнее укреплять ее и убеждать пребывать в страхе Гос­поднем, сказав ей так: «Недолгое время потерпи скорби, чтобы вечно радоваться. А мне это повод для большей радости – при­нять, подражая, смерть моего Господа, подняться к Нему и по­стоянно быть с Ним». И Максимилла, настроившись еще реши­тельней, возвестила это своему супругу, прибавив, наконец, что «я скорее предпочту смерть в этой временной жизни, чем согла­шусь предать сокровище моего целомудрия».

Говорят, что, услышав это, великий богохульник Эгеат распалился еще большим гневом, так что быстро достиг тюрь­мы, укрепил ее запорами и замками и запечатал собственным перстнем, приставив сторожей. А его сородич Стратокл вместе с Максимиллой и всей братией глубокой ночью достигают темни­цы. И вот заключенный за Христа апостол, узнав об их приходе и Владычним знамением запечатав двери, заставил те сами по себе открыться, так что тюремные сторожи пришли в потрясе­ние и были поражены, охваченные страхом и трепетом. Но он кротким голосом успокоил их страх: «Не волнуйтесь, ведь ни­когда не узнает о случившемся проконсул». Когда же пришед­шие верные собрались внутри и зажгли множество светильни­ков, так что обилием света осветили ночь и превратили тюрьму в подобие церкви, долго беседовал с ними великий проповедник благочестия, уча и наставляя. После того как они исполнили свое обычное служение, он, благословив боготелесный хлеб и освятив общую чашу Владычной крови, преподал им непороч­ных и бессмертных Христовых тайн, а Стратокла, освятив возложением рук, удостоил архиерейства, рукоположив в подчинение ему священников и левитов, которым и передал правило божественного священнодействия и остального псалмопения вечерних и утренних песнопений и все остальное церковное пос­ледование. И поцеловав всех святым лобзанием, он отпустил их с миром, а двери снова назнаменовал крестом и восстановил, как прежде, с неповрежденными замками и целыми печатями.

Итак, всемерзостный Эгеат жену свою пощадил, испугав­шись ее родителей, способных отомстить ему, а соименного му­жеству Андрея передает воинам на распятие, как некогда Пи­лат Господа – иудеям. И вот, когда блаженного привели на место казни, он, увидев издали вбитый столб и оставив всех, подходит ко кресту, приветствует его и говорит: «С радостью пришел я к тебе, живоносный крест, о котором я знаю, что ты мой. Ведаю твое таинство, потому что ты посажен в мире, чтобы утвердить нестойкое. Ведь вершина твоя простирается до неба, чтобы ознаменовать Небесное Слово, Главу всех; средняя твоя часть распростерта, словно руки, правая и левая, чтобы одолеть губительную силу лукавого супостата и рассеянное собрать вое­дино; а подножье твое вбито в землю и утверждено в глубине, чтобы извлечь лежащих под землей и содержащихся в преис­подней соединить с небесными. О, крест – удобное оружие дан­ного Вышним людям спасения! О, крест – необоримый знак победы Христа над врагами! О, крест – живоносное древо, поса­женное на земле, а плод скапливающее на небесах! О, честный крест, – и дело сладкое, и имя! О, поклоняемый крест, носив­ший, словно гроздь, Владыку, Истинную Лозу236, и принесший плод разбойника, который процвел верой через исповедание, приводящий достойных к Богу через познание и обращающий грешников через покаяние, не презри, наконец, принять и меня. Но доколе, говоря это, я медлю и не обнимаю крест, чтобы на нем ожить и через него славно принять должную смерть? Так приступите же, служители моей радости и подручные прокон­сула. Исполните желание обоих и привяжите агнца к древу, приводя к Создателю создание и душу – к Подателю»237.

После того как апостол произнес это и больше этого, палачи подошли и подняли его на крест. Однако они не забили гвозди ему в руки и в ноги, но только привязали веревками по указанию, которое они получили от Эгеата, и так оставили его висеть для большего наказания, чтобы утомленный, как тот думал, этим он склонил Максимиллу возлечь с тем. Когда его таким вот образом привязали ко кресту, весь народ стоял и смот­рел, а он, вися на древе, всех учил бояться не смерти, но греха, ведь доблестно состязавшиеся, говорил он, отправляются через смерть к вечному упокоению.

И вот, когда прошли день и ночь, а он все разговаривал, уча и наставляя обступивший его народ, священный Стратокл, по­дойдя, хотел освободить и снять его с креста, но действительно соименный непоколебимой вере не допустил этого. А когда мино­вал уже четвертый день и прошло столько же ночей, он все еще дышал, говоря всем подобающее бодрым голосом и с силой слова, ведь он не спал с лица, не ослаб голосом, не обессилел членами, не застонал и не заплакал. Поэтому весь народ ублажал его, славя Господа, всегда укрепляющего и ободряющего надеющихся на Него. И сбежались все к преторию, осуждая нечестивого прокон­сула и понося его беззаконный суд: что божественного мужа, ко­торый никого ничем не обидел, а скорее, наоборот, многих обла­годетельствовал тысячами благодеяний, тот безвинно предал на смерть. А тот, испугавшись такого стечения народа и боясь, как бы они что не учинили против него, отправился к апостолу, яко­бы желая освободить его. Блаженный, увидев, что он стоит перед ним, громким голосом обратился к нему: «Что пришел ты к чуж­дому тебе, Эгеат? На что дерзнуть снова желаешь? Что измыс­лить? Сказать что? Что пришел освободить нас, так как раскаял­ся? Не соглашусь я с тобой, Эгеат, даже если ты истинно раска­ешься; не отступлю от своего, даже если пообещаешь все свое; не поверю тебе, даже если назовешь себя моим. Освободишь ли ты, проконсул, привязанного? Освободишь ли освобожденного? Осво­бодишь ли признанного Сродником? Помилованного? Возлюблен­ного им? Чуждого тебе? Странного? Только явившегося тебе? Есть Тот, с Кем я вечно буду; есть Тот, с Кем поселюсь в бесконечные века. К Нему я иду, к Нему стремлюсь, Который и тебя показал мне, сказав: «Познай Эгеата и его дары: пусть не пугает тебя это чудовище, пусть не считает он, что схватит тебя, ибо ты Мой. Осквернитель он, обманщик, губитель, безумец, шарлатан, кол­дун, убийца, гневлив, несострадателен». Поэтому отстань от меня, творец всякого беззакония». Сказав это, прославив еще больше Господа и помолившись о всей братии, он, вися на кресте, с миром почил, предав дух в руки Божьи.

После славной кончины апостола, при общем плаче и скор­би из-за расставания с ним священнейший епископ Стратокл вместе с целомудренной Максимиллой, подойдя, отвязал от креста его мужественное и честное тело и похоронил его с большим поче­том и честью, выказав всю необходимую заботу. А душа всемерзостного Эгеата была потрясена, так как он помрачился рассудком из-за того, что лишился своей супруги Максимиллы. И придя в дикое безумие и впав в совершенное отчаяние, встал он ночью, бросился с большой высоты и, упав, разбился, а разбившись, горь­кой смертью лишился жизни, не оставив никакого преемника или наследника своего состояния, ведь бездетным скончался не­счастный. Стратокл же, будучи братом Эгеата по плоти, не захо­тел прикоснуться к оставшемуся от того состоянию или присвоить что-либо из его имущества, так как тот был страшным нечес­тивцем и идолослужителем, сказав так: «Твое, Эгеат, с тобой пусть и отправляется на погибель, а мне один Спаситель да будет дру­гом, уделом и неотъемлемым жребием – Ему я посвящаю себя, и к Нему прилепиться для меня лучше всего». А Максимилла вме­сте со своей преданнейшей Ифидамой не отходили от апостольс­кого гроба до конца своей жизни, ведь все свое состояние вместе со всесвященным Стратоклом они частично раздали нищим, а частично посвятили на устроение епископии и основание святых монастырей для мужчин и женщин, и, прожив много лет и непо­рочно проведя свою жизнь, блаженно скончались.

После кончины всеславного и богоглаголивого первозванного апостола Андрея в конце, то есть тридцатого числа, того месяца, который по-римски называют ноябрем, в самый час его пречестного упокоения и славного его положения во гроб пролилась благодать многих исцелений всем измученным огнем и пламенем различных болезней и страданий. Однако не только тогда, но и всегда с тех пор и до сего дня день изо дня не иссякает и вечно текущим оста­ется богоданное подаяние чудес и дарований всем притекающим с теплой верой к этому живоносному гробу во славу Бога и в честь Его проповедника. Но направим, наконец, наше слово к перенесе­нию его честных и поклоняемых мощей, как бы примешивая к слову некую маленькую сладость, чтобы было известно всем, ког­да, как, кем и в какое место было совершено это перенесение, дабы была от этого немалая польза любознательным слушателям.

Ведь после того как прекратилось тяжелейшее и ужас­нейшее гонение на христиан, ибо нечестивейшие тираны, спод­вижники Максимина, благодаря божественному наказанию дурно и безбожно лишились жизни и исчезли238, благочестивой зарей воссиял всем церквям по божественному промыслу мирный свет, так как Святой Дух воздвиг тогда благочестивейшего и равно­апостольного императора Константина Великого, который вме­сте с венцом принял благочестие и который своим богоспоспешествуемым решением и приказом освободил всех сосланных и заключенных под стражу, а всем своим подданным повелел бес­препятственно с дерзновением исповедовать Христа и поклонять­ся Ему. Подражая до определенного момента его благочестиво­му рвению, его сын Констанций, который стал и наследником царства, возымел боголюбивое желание собрать и перенести апо­стольские мощи в свою всесчастливую столицу Новый Рим, ца­рицу городов, как надежный ее оберег и непоколебимое утверж­дение.

И вот, призвав славного и знаменитого Артемия (славно стяжавшего затем мученический венец в богомерзкое царство­вание Юлиана Отступника), мужа известного, весьма благород­ного и мудрого, исполненного всякого разума и рассудительности и украшенного как словом, так и жизнью, который был ему весьма угоден, он вручает тому такое повеление: приказывает скорее достигнуть провинции Ахайя и с великой честью и сла­вой перенести мужественные останки соименного непоколеби­мому мужеству таинника. Получив это благочестивое царское распоряжение, он тотчас с большим рвением исполнил приказ. Прибыв же ко гробу, он обрел лежавшее в нем многоценное сокровище и перенес его. Ведь, как я предположительно думаю, а точнее, совершенно уверен, великий апостол соизволил согла­ситься с присутствием этого честного мужа, как достойного это­го предприятия, допустил взять себя из могилы и разрешил свое перенесение в столицу, с готовностью предоставив себя хотя­щим везти и нести, куда бы и как бы они ни пожелали.

И когда они проходили с великой честью и славой из стра­ны в страну и оказались близ самого места его положения, встре­тили их всенародно со множеством светильников, обильными бла­говониями и сладостными стройными песнопениями император с правителями и подданными, архиереи с иереями, левитами и всем прочим составом церковного клира, монахи и миряне, юноши и девы, старцы с юнцами. И так с величайшей свитой и славой вносят внутрь оснований божественного храма мысленную кре­пость и неистребимое основание; желанное превыше всякого зо­лота и драгоценных камней и неистощимое сокровище вводят внутрь священной ограды. Поныне лежит в величайшем и знаме­нитом храме, получившем имя Апостолов, в его основании, под божественной трапезой, сокрытая под землей достославная и чес­тная обитель этой мужественномудрой и крепчайшей души, кото­рая была положена там вместе с другими двумя апостольскими обителями, я имею в виду Луки и Тимофея, проповедников исти­ны и защитников благочестия. Они также были перенесены, как сообщает предание, вышеупомянутым славным мучеником Арте­мием в правление вышеназванного императора Констанция: пре­мудрого евангелиста Луки – из Фив, где он свято почил в сане епископа, а подобного своему имени Тимофея – из города Эфеса, где он и завершил мужественно свой мученический путь, рукопо­ложенный там в епископы самым любимым Христовым учени­ком и апостолом Иоанном.

239<А когда многострадальные и святые мощи триблаженного апостола Андрея были перенесены вышеупомянутым святым мужем из Ахайи, и под святой и божественной трапезой храма святых и всехвальных апостолов, как мною было уже прежде указано, был открыт святой гроб для его погребения, тогда по­ложенные там ранее апостольские и святые мощи, лежавшие рядом, породили у занимающихся погребением честных мощей святого и первозванного апостола Андрея намерение положить их с одной из сторон и больше не устраивать изъятия апостоль­ских и святых мощей. Когда они так рассудили и архиереи взя­ли на руки святые мощи и спустились для их положения, тот­час потрясающее зрелище открылось перед собравшимися там, ибо положенные там ранее святые мощи сами собой расступи­лись и уступили место между собой для положения честных мощей триблаженного Андрея, и этим почитая (вечно живые и по смерти) величайшего и первозванного в их апостольстве про­поведника Андрея.>

Итак, ревностный переноситель апостольских мощей и пламенный подражатель апостолов, славный Артемий получает воздаяние за это свое предприятие и службу: у привременного царя – привременную славу и возвышение, величайшее и слав­нейшее, а именно дукат Александрии и всего Египта, а у вечно­го Всецаря Христа – вечное и непреходящее достоинство – пролить свою кровь за Его исповедание и сподобиться бесконеч­ной жизни и ненаследуемого Царства с Ним, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение вместе с Отцом и Святым Ду­хом, теперь, всегда и во веки веков, аминь.

* * *

213

Этот пролог второй части элиминирован во всех рукописях, кроме С.

215

Обыгрывается этимология имени "Απόλλων.

216

Т. е. 9 миль.

217

Т. е. засады.

218

Т. е. ограда.

219

Т. е. волк.

220

Т. е. омовение.

221

Месяц лоос приходился на август, напр., в антиохийском календаре.

222

Т.е. Феодосием.

223

Т.е. Неокесарию.

224

Ср. Арриан.. Перипл, 8.5.

225

Игра слов: Никита производит имя Ζηκχοί из ζην и χοΰς.

226

У Епифания Монаха, посетившего эти места, ничего не говорится о необита­емости страны верхних сугдаев. Возможно, это замечание Никиты, действи­тельно, отражает реалии кон. IX–нач. X в.

227

Константинопольский квартал των Ευγενίου соседствовал с акрополем. Евгени­ев храм Богоматери был построен, по преданию, в своем дворце патрикием Евгением, жившим при Феодосии Великом; в кон. X–нач. XI в. здесь соби­рал для наставления клир св. Софии прп. Симеон Новый Богослов.

228

Поскольку квартал Армасия в Константинополе неизвестен, то редактор рукописи Р исправил его на «Арматия», где также был храм Богоматери, осно­ванный при Зеноне магистром Арматием. В свою очередь, квартал Арматия мог появиться в тексте житий благодаря преданию об основании здесь храма ап. Андреем, которое приводит Псевдо-Кодин (Patria Constantinopoleos 3, 179). С этим же районом, вероятно, связано упоминание Псевдо-Дорофея (Schermann 1907, 144) о проповеди Первозванного около старых стен: квартал Арматия находится с внутренней стороны Константиновой стены, а снаружи – квар­тал Петрий, где учил апостол.

229

Ср. Григорий 22, Martyrium prius 3–5.

230

Cp. Martyrium prius 6.

231

Ср. Ibid 7.

232

Ср. Мф 26:52.

233

Ср. Григорий 30.

234

Ср. АА 1–5, Григорий 34.

237

Ср. АА 54, Martyrium prius 14, Армянское мученичество 16–20.

238

Ср. Lactantius. De mortibus persecutorum.

239

Вставка из рукописи N.


Источник: Деяния апостола Андрея / [Предисл., пер. и коммент. А. Ю. Виноградова]. - М. : Индрик, 2004 (ППП Тип. Наука). - 280 с.

Комментарии для сайта Cackle