А.Ю. Виноградов

Источник

Похвальное слово славному и всехвальному апостолу Христову Андрею Первозванному и повесть о его хождении на божественную проповедь и о совершенных им чудесах

Первозванного из апостольской двунадесятицы Андрея на­мереваюсь я восхвалить – взяться за невозможное, как я истинно уверен. Но влекомый, словно некоей силой, принуждени­ем своей любви, от которой издавна томлюсь и которую не в силах больше держать в тайне, предстал я на это словесное со­стязание. Сдерживает меня, с одной стороны, сомнение, так как лишен я словесной силы, а с другой – подталкивает рвение, так как испросил я его помощи и содействия. Ведь как ему, деревенщине по своей словесной простоте, благодать Пославше­го помогла на божественной проповеди полностью уничтожить аттикизирующее и использующее поразительные силлогизмы эллинское заблуждение, так и мне будет содействовать, я уве­рен, его богодухновенная благодать, став помощницей моему бессилию и простоте в речах. Поэтому, ободренный ею, я при­ступаю к предстоящей теме, зная, что, хотя высота апостольской добродетели способна даже у весьма могущественных в славе изобличить недостатки и в достойной похвале, однако его христоподражательный нрав, замечательный своим подражани­ем Учителю, будет и теперь, как и всегда, смиренномудр, при­нимая нашу пусть и недостойную похвалу. Ведь некрасиво, ко­нечно, неблагочестиво было бы, оставив похвалы по достоин­ству, отступиться нам и от тех, что нам по силам, но сколько есть сил, должно восхвалять нашего заступника и возвещать о его великих подвигах, зная, что и Божьим быть другом посиль­но, как говорит где-то один из прославленных благочестием мудрецов167. Ибо так, действительно, нам удастся и наше давнее желание исполнить (насколько это возможно), и собравшихся на настоящий праздник словом поприветствовать, и боговестнику благочестия этот ответный дар преподнести. Итак, да будет восхвален нами, насколько это возможно, воистину соименный мужеству168 военачальник Христов, который стал могучим в деле и в слове, который воздвиг войну против врагов видимых, рав­но как и невидимых, и над всеми одержал победу. Пусть при­мет наши посильные словесные рукоплескания тот, который державным всеоружием Вседержительного Духа облекся в неодолимую крепость, препоясал чресла истиной и мужеством, обул ноги в готовность благовествовать мир169 и благодаря этому исхитил народы из пасти насильника врага, ясно их пленил и при­вел к Спасителю послушными вере. Да будет прославлен блис­тательнейшими похвалами Андрей, тезоименитый столп апос­тольского мужества, первый назвавший Владыку учителем, начаток двенадцатичисленного лика Христовых учеников, зоркий к Владычнему пришествию, премудро сменивший ученичество у Иоанна на Христово наставничество.

Ведь отчизной его, сиятельнейшего и великого светоча все­ленной, был малый и ничтожнейший из городов170 Вифсаида, как повествуется в Евангелии171. Рыбацким же было его ремесло, кото­рым он с трудом доставлял себе необходимые для жизни средства. Однако он все же не был непричастен словам закона, хотя и бед­ствовал, занимаясь ловлею рыб. Но, с одной стороны, искусно изучал морскую пучину, а с другой – не прекращал с постоян­ным усердием прилежно исследовать пучину богодухновенного Писания, ища в нем разнообразно, голосами закона и пророков, провозвещенную жемчужину172 и пребывая в любви к этому драго­ценному имуществу. И поэтому, счастливо ведомый от загадок к истине и от тьмы к свету, уже чувствуя звук, опережающий сло­во, и светильник, загорающийся прежде солнца173, он приступает к тому уверенно, привязывается истинно и учится любочестно, пред­полагая, что он и есть ожидаемый – воплощенный Бог-Слово, грядущий в мир на спасение всех174. Когда же он услышал – так как неложный учитель не отрицал правду, но признавался и от­кровенно проповедовал, говоря: «Я не Христос, но идет за мною Сильнейший меня, Который стал впереди меня, потому что был прежде меня, у Которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви175» – явственно о тайне домостроительства и затем, обратив внимание на то, как он указывает перстом и говорит: «Вот Агнец божий, Который берет на себя грех мира176», то уже будучи знатоком Моисеевых загадок, он тотчас вспомнил это из­речение: «Пророка воздвигнет вам Господь из братьев ваших, как меня – Его слушайте177». И вот, мгновенно просветившись разум­ными очами, он взглянул на свет благодати и, узнав истину благо­даря ясным доказательствам (я имею в виду, конечно, последо­вавшие знамения), усердно притек ко Спасителю всех, безвозв­ратно последовав за Ним, попробовав выяснить место Его жительства178 и получив поощрение, как достойный пойти и увидеть. Однако же, попытавшись узнать место дальнейшего пребывания Владыки, он не просто удостоился пробыть с Ним, как написано, тот день, но и удостоился от Него лучшего жилища, как можно заключить из Его обращения ко всему апостольскому лику: «Много обителей в доме Бога и Отца, к Которому, как возвещено, Я иду, чтобы приготовить место вам179».

Найдя же вечно живой источник, изливающий спасительные потоки, с великим усердием притек он к нему добровольно, прежде призвания, подражая сильно жаждущему оленю, что с большой быстротой прибегает к источникам и снимает водой ус­талость от бега. А утолив, насколько это возможно, жажду благо­честивого желания, он не скрывает для себя одного причастность к этому благу, но делает своим сообщником родственника, от из­бытка радости возвещая ему радостно об Искомом: «Обрели мы Мессию – Того, Кого провозвестили закон и пророки180», радуясь и одновременно сорадуясь ему, как о величайшем возможном и вожделенном обретении. Итак, предварившему его в плотском рождении сроднику показал он путь к духовному возрождению, и первозванный тайноведец или, вернее даже, добровольный слу­житель приводит к Владыке всех первопрестольного ученика и достойного ключника Царствия Небесного. Ибо принятый Им сразу, как близкий и истинный друг, тот лишается данного от рождения прозвания и переменяет имя на соответствующее сути дела, названный теперь Кифой181, что переводится как Петр182 – самый твердый и испытанный из всех Христовых учеников, подлинный камень воистину несокрушимой веры, носящий на себе новосоз­данную церковь и сохраняющий ее неодолимой для врат адовых183. Обитала, таким образом, со Спасителем по своему выбору, как избранная, эта первая двоица и единокровная чета учеников, до­стойно действуя, как начаток человеческого естества и высшая вершина апостольского лика. Нужно ведь, нужно было вседеятельному и всемогущему Богу-Слову, Который вочеловечился для спа­сения всего мира, приобрести Себе таких помощников и соратни­ков: одного, всесторонне украшенного мужеством, как в слове, так и в деле, и другого, обозначенного синонимом твердости, ибо стал незыблемым основанием Церкви. Однако же пусть похвалы великому вестнику церкви Петру остановятся на этом и ожидают нас в свое время, так как наше слово не в силах состязаться в двойном беге: хватит ему отважиться и на один стадий. А мы направим свое слово к тому, чтобы восхвалить соименного муже­ству и так духовно насытить собравшихся.

Итак, когда Владыка к Спаситель наш Иисус Христос уже завершил начатое ради нас Свое домостроительство во плоти, не­постижимо соединил земное с небесным, вознесся со славою на небо, воссел в вышних одесную престола Отеческого величия и ниспослал согласно обещанию Своим очевидцам и таинникам Духа-Утешителя в виде огненных языков, тогда вся земля исполнилась невыразимой Его славы. Когда же богодухновенные апостолы рас­сеялись повсюду в исполнения вселенной и стали возвещать тайн­ство благочестия, ибо «по всей земле прошел голос их, – соглас­но велегласному пророку Давиду, – и до пределов вселенной сло­ва их184», так что, действительно, разумные небеса проповедовали неизреченную славу185 явившегося миру во плоти Бога, ибо сила Вседетельного Духа излилась на всякую плоть, как провозвестил богодухновенный Иоиль186, тогда те, кто перед Владычним страда­нием были охвачены некой робостью и малодушием, а при самом спасительном страдании обратились в бегство, да и после Воскресения до поры до времени оставались нерешительны и боязливы, внезапно оказались отважны и ревностны, дерзновенны и неудер­жимы в деле общего спасения. Таким образом, когда глава всех Петр получил по жребию божественной благодати просвещать сумрачные и неосвещенные страны Запада, выпало по нему и сле­дующему за ним главе остальных и его сроднику Андрею просве­щать области Востока словом богочестной проповеди. Проходя так, в силе и знании Всемогущего Духа, из страны в страну и из города в город ради умножения и распространения веры во Христа, подобно некоему окрыленному орлу, обновляющемуся, согласно Давиду, скрытой юностью187, обежал он большую часть вселенной и, будто резвый конь, согласно слову пророка188, переплыл мирское море, возмутив и осушив мутные воды безверия, бесплодные и исполненные всякой горечи, а сам излил прекраснейшие и слад­чайшие потоки боговедения в души слушателей, которые прини­мали слово неложной веры Христовой.

Так побеждается всякое бесовское заблуждение, а насажда­ется всякое божественное знание; низвергаются идольские алта­ри, и воздвигаются Господни храмы; изгоняется рой бесов, и ликовствует ангельское множество; болезни убегают, и больным подается выздоровление паче чаяния; узники награждаются осво­бождением, и враг сковывается неразрешимыми оковами; смерть уничтожается, и мертвым даруется жизнь; скорбная печаль отменяется, и всемирная радость загорается во вселенной. Так напол­нилась целиком вся земля познанием Господа, будто обильные воды богопознания покрыли и потопили, как моря, невежествен­ные бесовские служения. Ведь нет ни города, ни страны, ни мес­та, ни народа, куда бы по земле и по морю не добрался своею дерзостною и мужественною мыслью соименник непоколебимого мужества, где бы не посадил он семени благочестия и не собрал бы плода веры, не распространил бы благодати величайших чудес и не произвел бы богатства исцелений. Если же кто и захочет это в подробностях описать или рассказать189, то пусть попробует сна­чала сосчитать звезды небесные, капли дождевые и песок морс­кой, и только потом пусть дерзает на такое предприятие. А нам, которым предстоит восхвалить апостола, конечно же, не кажется полезным касаться невыразимого и браться всячески за невозможное. Но, собрав нечто малое, так сказать, из великого и немногое из многого, мы поведаем это, чтобы по части познавалось целое и по подолу изучалась одежда, и чтобы слово имело поря­док, не противоречащий соразмерности, и не показалось слушате­лям надоедливым или избыточным.

Итак, поскольку, как написано в Евангелии, Великий Учи­тель повелел Своим ученикам отправляться на проповедь по двое190, то и в этом Божьи сотаинники исполнили Его повеление. После необычайного исцеления и выздоровления хромого от рождения191, когда, побитые и обесчещенные, они вышли от лица синедриона, радуясь, что сподобились принять бесчестие за имя Христово192, тогда Петр и Андрей, будучи братьями не только по природе и бренному рождению, но и по выбору образа жизни, в братском согласии берут с собою Матфия и Гая из семидесяти вместе с другими учениками и идут в один сирийский город под названием Антиохия, где они, дерзновенно проповедав слово благочестия, сотворив множество чудес и научив весьма мно­гих, впервые основали церковь, как мы слышим у премудрого Луки, который пишет: «Случилось, что ученики в Антиохии стали в первый раз называться христианами193». И выйдя отту­да, непрерывно продвигаясь в своем пути и переходя из народа в народ, попали в город Тиана в провинции Каппадокия. Прове­дя там немного времени и огласив некоторых, они достигают галатского города Анкиры, где их принял в своем доме один иудейский муж по имени Онисифор. Проведя там много дней, молитвою воскресив мертвого и вызвав этим еще большее изум­ление, они с еще большим дерзновением просветили множество людей и привели к слову истины. И уйдя оттуда, направили свой путь к восточным странам, обходя все города и села, где изъясняли встречным Священное Писание и совершали множе­ство необычайных чудес, чем многих убедили уверовать и крес­титься во имя пребожественного и триблаженного Божества.

И вот пришли они в город Синопу, лежащий при море Эвксинского Понта, как и сам Петр в своем соборном послании пишет, что прошел «Понт и Галатию194». Было тогда в этом горо­де великое множество эллинов и иудеев, делившихся по различ­ным учениям и культам, дикарей по своим нравам и варваров по образу жизни, так что оттого некоторые называют их даже195 людоедами. Войдя на соседний с этим городом остров, блажен­нейшие апостолы оставались там, возвещая таинство благочес­тия. Там построен и молитвенный дом196 во имя славного, перво­званного из апостолов Андрея и написан красками образ на мра­море, во всем подобный его священнолепному облику и весьма удивительный, о котором многие свидетельствуют, что, испол­ненный Божьей благодати, он и множество знамений сотворил. Был он, как говорят, написан еще при его жизни. А в нечести­вое царствование тирана Копронима197 пришли туда какие-то христоборцы и безбожные иконожегцы198 и сорвали этот честной апостольский образ, желая стесать его и уничтожить, но, хоть они и весьма усердствовали в этом своем предприятии, однако, оказавшись не в силах ничего исполнить, удалились с позором и без всякого успеха. После того, как божественные апостолы поднялись тогда на остров, обитавшие в этой местности бесы, словно палимые огнем, воскликнули: «Ученики Назорея при­шли сюда, чтобы изгнать нас!199». А из города, услыхав о них, выходили толпами люди и приходили к ним, неся с собою мно­жество бесноватых и неисцелимых больных. Вестники истины, выйдя к ним и обильно утешив, вразумив их и просветив сло­вом благочестивого богопознания, убедили немало иудеев и эл­линов согласиться принять веру и, возлагая руки на больных и бесноватых, всех исцелили, а также и от собравшихся из окру­ги весьма многих огласили и возродили божественным креще­нием, сделав сынами света.

Спустя же несколько дней, когда Матфий по какой-то нужде вошел в город, а иудеи схватили его и заперли в тюрьме, желая назавтра казнить его, соименный мужеству Андрей спустился ночью с горы и после того, как ворота и города, и тюрьмы сами по себе открылись ему, вооружившись, согласно Писанию, божествен­ным мужеством200, вывел скованных201 и заключенных вместе с божественным Матфием, освободив их одним лишь словом. Их, сразу же уверовавших, он на семь дней спрятал в пещере, нахо­дившейся вне города, рядом с морем, на удалении около семи с половиной стадиев202, где было множество домашних и диких смо­ковниц, составлявших большую чащу, труднопроходимую из-за того, что был как раз урожай смокв. Огласив в течение этих дней, он крестил их ночью на берегу моря, а на восьмой день, омыв, отпустил, заповедав им хранить неумаленным залог веры203.

Удалившись отсюда, первые проповедники истины и по Богу родные и единокровные братья разлучились друг с другом, по­всюду и всегда неразделимые верой, мыслью и любовью. И Петр, взяв Гая вместе с другими, повернул в закатные края, а блажен­ный Андрей в сопровождении Матфия и остальных учеников отправился в края на восход солнца. И вот он достигает города Амиса, лежащего при море Евксинского Понта, найдя там при­ют у некоего гостеприимного мужа, иудея по вере, которого зва­ли Дометиан. А место это соответствует своему имени, совсем не отвратительное204, так как изобилует оливами и различными плодовыми деревьями и дарит обитателям большое изобилие всего необходимого, поскольку не только суша изобильно при­носит богатые плоды, но и море щедро одаривает их изобилием рыбы. Многие свидетельствуют, что местные жители по своей природе гостеприимны и добры, так что древние не ошиблись, прозвав это море Гостеприимным205.

Когда же апостол вместе со своими учениками в суббот­ний день вошел в синагогу живущих в этом городе иудеев, изло­жил слово истинной проповеди и показал из Божественного Писания, что Господь Иисус есть Христос и Сын Божий, то присутствовавшие там люди из секты так называемых иродиан стали возражать ему, говоря, что Ирод – это Христос, так как он сверг с престола первосвященника Гиркана и возложил на себя первосвященство вместе с венцом, а также воздвиг в вой­нах много трофеев в честь побед над врагами. А после того, как апостол убедительно заставил их замолчать и показал, что Ирод – чужеземец и убийца, муж кровей и кознодей, детоу­бийца, равно как и женоубийца, и исполнен всякого беззако­ния, другие снова сказали, что Иоанн, происходящий из колена Иуды и бывший сыном первосвященника, – это Христос. К ним блаженный обратил длинную речь, рассказывая о себе, как, ученичествуя сначала у Иоанна, который проповедовал крещение покаяния, он услышал его свидетельство об Иисусе: «Вот агнец Божий, Который берет на себя грех мира206», и последовал за Ним, в течение трех лет сопровождая Его, проповедовавшего Царствие Божие и исцелявшего всякую болезнь и всякую не­мощь в людях207, и как из-за зависти был Он предан первосвя­щенниками Пилату на смерть, и, распятый и погребенный, воскрес на третий день и со славою взошел на небеса – Он придет снова, как Судья живых и мертвых208 воздавая каждому за про­житое по достоинству».

Побеседовав так в синагоге, апостол вышел оттуда, и, уви­дев стоящую кругом огромную толпу принесших с собой немощ­ных, которые были охвачены разнообразными болезнями и обу­реваемы нечистыми духами, он провозгласил им слово истины и так отпустил их, заповедовав собраться с утра пораньше. А сам, поскольку был вечер, вошел <в дом> вместе со следовав­шими за ним учениками, числом восемь, и, поев, отдохнул – имена их следующие: Фаддей и Матфий, Тихик и Астахий, Еводий и Симон, Агапет и Дометий. Все они имели по одному лишь хитону с сандалиями, прекрасно босоногие209, питались одним хлебом и пили одну воду, да и то раз в день; а что до сна, то они отдыхали, лежа на земле. Многие из уверовавших и исцеленных приносили им деньги и пожертвования во множестве, из кото­рых одну часть апостол пускал на раздачу нуждающимся и про­сящим милостыню, ничего из этого на себя не тратя и не ис­пользуя, а другую употреблял на строительство священных хра­мов, в которых, освятив престолы, он священнодействовал и рукополагал священников и левитов210.

Когда на следующий день собралась толпа, апостол, вый­дя к ним, стал на некое значительное возвышение, чтобы его видел весь народ – впрочем, он не был мал ростом, но, напро­тив, весьма высок, носат, броваст, немного согбен. И приказав им отделить бесноватых, так как видел, что те беспокоят и смущают их, повернулся к ним и одним лишь словом заставил их замолчать, а народу по богочестному закону провозгласил мир и произнес богословскую и наставительную речь. Возложив руки на каждого из больных, он всех тотчас исцелил, а лукавых духов, устрашив грозным взором, изгнал из обуреваемых ими людей; прокаженных же приказал омыть чистой водой и быст­ро явил здоровыми, делая их тела юными, как у маленького ребенка, согласно пророку Елисею211. И вот, укрепляя хромых и обновляя сухих, равно как и просвещая слепых и выпрямляя сгорбленных, делая здоровыми изувеченных и стягивая расслаб­ленных одним словом и прикосновением руки, он вызывал надлежащее удивление у всей толпы: особенно потому что они ви­дели его скромность и худобу, смирение и простой облик, а так­же то, как богодухновенное слово истекает из него паче меда и сот, как всякий раз исполняется благодать исцелений и как воссылает он, говоря по-давидовому, славословящие Бога песнопе­ния вечером, утром и в полдень212, – чрезвычайно пораженные этим, они не хотели отходить от него.

Обращалось же каждый день к Господу великое множе­ство верующих, причем не только простых и безвестных, но также и высших магистратов и благородных женщин, немало эллинок и иудеек, ведь царствовавшие тогда над землей Тибе­рий и Гай с Клавдием не препятствовали никому из желающих приходить к вере Христовой. Крестив их всех во имя трисвято­го Божества, апостол благочестия освятил престол, построив храм, носящий имя Той, Которая по праву и поистине называ­ется Богородицей – он виден всем и по сей день. Также рукопо­ложил он в пресвитеры и диаконы тех из них, кто уже укрепил­ся в беспорочной вере и был достоин священства. Настала тогда у всех жителей этого города великая радость и веселье, ведь он приобщил их божественных и бессмертных Христовых тайн, передав всем правило должного славословия Богу и чин таинственного священнодействия, предписав им вечером и утром единодушно собираться, преклонять колена на восток и так молиться, постясь и утверждаясь в бдениях, а также петь слова священнопевца Давида, заботиться о других пророках и не к эллинским басням обращаться, но держаться закона Моисеева и то, что установили богодухновенные апостолы, принимать как от Бога и хранить неповрежденным. Так творя и уча, блаженнейший Андрей просветил множество сел и городов Понтийс­кой страны и через веру привел их к Господу. Здесь, впрочем, мы приостановим течение слова и остальное воздадим вам в пос­ледующем, ибо Богу подобает слава, ныне и во веки веков. Аминь.

* * *

167

S. Andreae apostoli traditio graeca, I. Vitae / Ed. A. Vinogradov / / Supplementa к «Христианскому Востоку». СПб. (в печати)

Максим Исповедник. Мистагогия, 24.

168

Игра слов: Ανδρέας «Андрей» и ανδρεία «мужество».

169

Ср. Еф.6:14.

170

Ср. Мф.2:6.

171

Ср. Ин.1:45.

172

Ср. Мф.13:46.

173

Т.е. Иоанна Предтечу.

175

Ср. Мк.1:7

176

Ио.1:36.

181

Ср. Ин.1:43

182

Т.е. камень.

183

Ср. Мф.16:18.

189

Ср. Ио.21:25.

190

Ср. Мк 6:7.

195

Т.е. храм.

196

Т.е. византийского императора Константина V (741–775).

197

Т.е. византийского императора Константина V (741–775).

198

Встречающееся у византийских авторов обозначение иконоборцев (напр., Pseudo-Symeon Logothetes. Historia. P. 611, 650; Theophanes Continuatus. Chronographia. P. 37).

199

Cp. Mк.1:24.

200

Источник цитаты неясен.

202

Т. е. чуть более 1 км.

204

Этимологизируется название города Αμισός.

205

Античное название Черного моря – Ευξεινος πόντος «Гостеприимное море».

210

Ср. Ин.1, 19.

212

Ср. Пс.54:18.


Источник: Деяния апостола Андрея / [Предисл., пер. и коммент. А. Ю. Виноградова]. - М. : Индрик, 2004 (ППП Тип. Наука). - 280 с.

Комментарии для сайта Cackle