протоиерей Борис Балашов
О церковности чудес

В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в 5000 мест.

Что в Церкви понимается под словом «миро»? Во-первых, святое миро – это вещество, составленное и приготовленное на основе оливкового масла и ароматических веществ. Миро освящается епископом, а в Русской Православной Церкви – Святейшим Патриархом, и используется при совершении Таинства Миропомазания, в котором крещеный человек получает дары Святого Духа. Таинство Миропомазания, как и Таинство Крещения, совершается один раз в жизни.

Во-вторых, под миром также понимается жидкость, чудесным образом истекающая от святых мощей и икон. Явления мироточения наблюдаются с I в. и до наших дней. Есть сведения, что мироточили мощи апостолов, учеников апостольских, первых пресвитеров, мощи многих мучеников.

В 92 г. по Р. Х. пострадал святой священномученик Антипа, епископ Пергамский. От останков мученика исходило сильное благоухание, на нем проступали капли мира, помазываясь которым больные получали исцеление от недугов.

Около 117 г. в Эфесе пострадала св. мц. Ермиония, дочь апостола Филиппа. От ее останков обильно истекало целебное миро.

В житии святого великомученика Димитрия Солунского сообщается, что когда были обретены его мощи, из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием.

Из ветхих косточек-останков святителя Николая Чудотворца до сих пор истекает святое миро, прозрачное на цвет и, видимо, не имеющее сильного благоуханного запаха, но несущее благодатную помощь. Лет 25 назад я сам получил исцеление от резкой зубной боли, когда раскололся зуб и обнажился нерв, после молитвы свт. Николаю Чудотворцу и помазания больного места миром от мощей святителя.

Как в Киево-Печерском монастыре на мироточивых главах, так и на некоторых иконах при появлении мира начинается некоторое запотевание отдельных мест и проступают мелкие, постепенно увеличивающиеся капли, иногда переходящие в маленькие струйки.

Все истинные явления мироточения никогда не вызывали у верующих истерического или экзальтированного состояния, а водворяли в сердцах чувства покаяния, благоговения, любви и смирения.

В то же время об аналогичных случаях появления на почитаемых святынях маслянистой жидкости известно и в Католической церкви, где много таких фактов, которым я не готов дать какой-либо определенной оценки.

Совершенно однозначно можно квалифицировать как сатанинское явление так называемые «мироточения» от икон у богородичников, которые по сути к христианству отношения не имеют, но пытаются доказывать истину своего культа фактами истечения маслянистой жидкости от их икон.

Язык не поворачивается назвать миром ту маслянистую жидкость, которая появлялась в древнем мире на статуях языческих божеств.

Словом, сам факт появления маслянистой жидкости, даже и с сильным запахом, не может еще свидетельствовать о ее благодатном происхождении.

Как мы все знаем, Господь наш Иисус Христос отверг сатанинское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему.

Являясь благочинным Клинского округа Московской епархии, я знаю о явлениях мироточения в ряде храмов благочиния. Но хочу сосредоточить свое внимание только на одном явлении, которое вызывает у многих священников соблазн и духовное отторжение.

Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:

  1. мироточения от икон никогда не были связаны только с конкретным местом, а иконы мироточили в разных местах;
  2. никогда подлинные мироточения не были связаны с присутствием конкретного живого человека;
  3. никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.

Кроме того, из истории Церкви известно, что явление подлинного чуда благотворно сказывалось и на душе человека, которому оно было явлено. Вспомним явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы и никого никогда со властью не поучала с высоты собственного достоинства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала смиренной монахиней.

Рассмотрим с этих позиций чудесные явления в квартире Валентины Михайловны Жучковой в военном городке Клин-9 на территории православного прихода и в непосредственной близости от православного храма.

Эти явления начались на Страстной Седмице 2001 г. в трехкомнатной квартире Жучковых, в спальне, в доме-хрущевке на территории военного городка.

Валентина Михайловна Жучкова реставрировала старинную плащаницу для храма, где настоятелем был ее духовник. Работа была закончена к Великому Четвергу. После этого «она обратилась к Богу с благодарственной молитвой и сказала, что принесла Ему все, что смогла. Затем она вышла из комнаты, где находилась плащаница, а когда возвратилась туда, ясно ощутила благоухание и, как ей показалось, в комнату «сошло» как бы некое «невидимое благодатное облако». После этого ею были обнаружены благоуханные истечения на кресте и Иверской иконе Пресвятой Богородицы» (из рапорта протоиерея Аркадия Штейнберга, председателя Комиссии Клинского благочиния по изучению данного чуда).

Постепенно стали мироточить в ее спальне и другие иконы. В эту комнату стали приноситься верующими разные иконы. У самой Валентины Михайловны мироточили сначала только современные бумажные иконы. Затем стали происходить обновления – осветления икон, хотя мне не известно ни одного свидетеля, который бы наблюдал непосредственно сам этот процесс.

Истекание маслянистой жидкости реально существует, что я лично могу подтвердить. При этом Валентина Михайловна сама признавалась посетителям, что для них разбавляет «миро» подсолнечным маслом в пропорции 1:1, а священникам дает миро неразбавленным.

Со временем на бумажных иконах стали появляться и так называемые кровоточения.

Первое время после начала этих событий я решил получше присмотреться к чуду «мироточения», посмотреть, какая духовная ситуация складывается в связи с этим явлением. Местный народ повалил валом на квартиру Жучковой. Но никаких положительных сдвигов в душах этих «паломников» мне обнаружить не удалось. Безбожники, восхищавшиеся «чудом», так и остались безбожниками.

После беседы со своим духовником архиепископом Михеем, опытным монахом, я, по его совету, предложил передать мироточащие иконы в православную церковь, от чего Валентина Михайловна категорически отказалась, видя в этом посягательство на свои права. Позже она передала одну икону – Иверскую, которая первой начала мироточить, в местную церковь, но потом забрала ее домой. Затем она согласилась давать свои иконы в церковь на время совершения молебнов, а после молебнов сразу относила иконы домой. Было замечено, а потом стало и совершенно ясно, что «мироточивые иконы» после перенесения в любой храм постепенно переставали «мироточить».

Валентина Михайловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы мироточить перестали. Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось.

Между тем из святоотеческой аскетической литературы известно, что испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести.

Я несколько раз бывал в комнате, где происходят чудесные явления. Этой маслянистой жидкостью пропитано буквально все. Даже нижние стороны полок стеллажа с иконами, ковер, ванночки, в которых мокнут иконы в этой жидкости, и ванночки, в которые истекает жидкость с икон. Все иконы ею покрыты: и стоящие на стеллаже, и лежащие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через некоторое время забрать их домой покрытыми этим маслянистым веществом. Я не так сильно могу различать запахи. Поэтому в большей степени буду основываться на чужих свидетельствах.

И сама Валентина Михайловна, и многие посетители, в том числе и священники, признают, что это «миро» на разных иконах имеет разные запахи. Некоторые священники называют их карамелевыми запахами. Сама Валентина Михайловна четко классифицирует разные запахи по названиям, которые вполне соответствуют тем наборам ароматических масел, которые в большом количестве продаются в иконных лавках.

Засохшие масляные пятна и то, что называют засохшими кровоподтеками, делают эти бумажные иконы не только некрасивыми, но даже безобразными, тогда как задача иконы – являть красоту Горнего мира в нашем изуродованном грехом земном мире. Мироточат все изображения, находящиеся в этой комнате. Мироточит католическая икона с изображением сердца Иисусова. Мироточит абсолютно ложно изображенная икона святого царя-страстотерпца Николая.

Икона должна являть нам духовный свет Божиего мира. А на иконе царь изображен с очень мрачным лицом и руками в кандалах. На языке православной иконы это означает, что данный человек находится в вечных узах и в аду. За икону же выдается картинка какого-то художника, который творчески переработал известную фотографию императора, нарисовал нимб и назвал иконой.

Мироточат «иконы» царя Ивана Грозного, Григория Распутина, протоиерея Николая Гурьянова, Евгения Родионова.

Но ведь не писали икон преподобного Серафима Саровского или праведного Иоанна Кронштадтского до их прославления. Само создание таких икон, независимо от достоинства лиц, на них изображенных, является делом нецерковным.

Мироточит фотография живого человека, которого Валентина Михайловна считает великим праведником.

Нет никаких отдельных капелек, все практически сплошь покрыто маслянистой жидкостью.

В комнате действительно имеешь очень сильные духовные ощущения. Но я не одинок, когда испытываю эти ощущения как сильные, но тяжелые, давящие и диаметрально противоположные тем святым ощущениям, которые испытываешь в церкви, перед престолом, и, особенно, во время Литургии.

Через некоторое время после начала мироточения мы в нашей церковной газете «Клин Православный» напечатали заметку, в которой упоминался факт мироточения икон в одном из храмов благочиния, но ничего не было сказано о мироточении в Клин – 9. 26 августа 2001 г. я пригласил на собрание священников благочиния Валентину Михайловну. На нем В.М. Жучкова с руганью обрушилась на всех священников, называя нас неверующими, хотя ничего против нее и происходящих в ее доме событий не было сказано.

Обычно прихожане робеют при двух священниках, а тут иное отношение. Перед этими священниками Валентина Михайловна не извинилась, хотя под влиянием духовника впоследствии признала свою неправоту.

На одном из собраний духовенства Клинского благочиния была организована комиссия из состава местных священников для изучения фактов мироточения в квартире Жучковых.

27 июля 2003 г. комиссия, членами которой были священники, пришла к Валентине Михайловне. Она их приняла. Разговор начался мирно, доброжелательно, но трудно. Откровенности со стороны хозяев не ощущалось. Комиссия вежливо и деликатно выслушала рассказ Валентины Михайловны, которая сказала, что «старцы, которых благословили на отчитку, приезжают сюда и здесь изгоняют бесов» (рапорт священника Алексия Тюкова).

В то время, как комиссия разговаривала с Валентиной Михайловной и ее мужем Владимиром, в спальне служил молебен игумен Ипатий, который сказал, что он из Оптиной Пустыни. Он с увлечением и горящими глазами рассказывал комиссии об одной женщине, из которой он изгонял бесов путем отчитки: «Все уже думали, и я тоже, и она, – говорил он, – что бес из нее вышел. Я помазал ее миром, которое дала мне Валентина, и бес зарычал: «Зачем ты ее помазал, она думала, что я из нее вышел?» (рапорт иеромонаха Тихона (Полянского)). При этом игумен Ипатий старательно демонстрировал, как рычал бес.

После вопросов о мироточении неканонических икон, икон непрославленных Церковью людей и мироточении фотографии живого человека Валентина Михайловна стала кричать и прогнала из дома всю комиссию.

Рядом со своим подъездом Валентина Михайловна без благословения церковной власти и без согласования с военным командованием построила летнюю часовню, в которой служат молебны приезжающее в паломничество духовенство вместе с паломниками. Никто из этих священников не испрашивает благословения церковной власти, хотя в пятидесяти метрах от дома находится православный храм.

Врач С., работающая в неврологическом отделении Клинской городской больницы, свидетельствует, что «Жучкова Валентина Михайловна в 1980 г. лечилась в неврологическом отделении г. Клина у меня в палате по поводу церебрального арахноидита (воспалительного процесса мозговых оболочек). Помимо основных жалоб и симптомов данного заболевания, у нее отмечались своеобразные личностные качества, которые расценивались как функциональные расстройства нервной системы (желание повышенного внимания со стороны персонала к ней, убежденность в особенности именно ее заболевания, необычность поведения и т. д.). Из отделения больная была переведена в неврологическое отделение МОНИКИ, где диагноз был подтвержден».

Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток «с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 40°С, которого Жучкова В.М. «лечила» молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой».

Одна сельская прихожанка засвидетельствовала мне, что когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала о своих скорбях, та категорично сказала ей: «Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет».

Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжает издалека.

Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.

В рассказах «паломникам» о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П.В. Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась «такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери», хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла.

Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери.

Подытоживая факты, связанные с «мироточением» икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы:

  1. «мироточение» происходит только в одном месте – спальне;
  2. «мироточение» связано с присутствием одного человека – Валентины Михайловны Жучковой;
  3. в храмах «мироточение» от этих икон прекращается;
  4. «мироточат» все изображения в комнате;
  5. создается экзальтированная обстановка вокруг этого «чуда», в результате чего происходит разделение православных. Принимающие «чудо» у В.М. Жучковой за благодатное во главе с самой Валентиной Михайловной считают всех сомневающихся и не принимающих за благодатные явления вышеописанные факты «неверующими».

На основании всего вышеизложенного, закономерно сделать вывод, что все эти чудеса «мироточения» и «кровоточения» носят нецерковный характер, не соответствуют духовной традиции Православной Церкви и, следовательно, не имеют к ней никакого отношения.

Московские епархиальные ведомости

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka