Санкт-Петербург, 28 апреля. В пасхальные дни Государственный музей истории религии открыл выставку, посвященную образу жертвенного Агнца в ветхозаветных и новозаветных текстах, а также в массовой культуре XIX–XX веков. Во входной зоне музея представлены живопись, графика, мелкая деревянная и керамическая пластика, открытки – всего более 30 экспонатов, сообщает сайт музея.
Среди самых интересных предметов – полотно «Младенец Христос и младенец Иоанн» неизвестного фламандского художника XVIII в. по гравюре с утраченной картины Питера Пауля Рубенса, хромолитография «Добрый пастырь» (Париж. 1880-е гг.), картина «Агнец» из скопческой молельни XIX века.
В Библии овцы упоминаются чаще других животных – около 400 раз. Овца часто выступает в роли жертвенного животного. Барашек заменил собой Исаака, которого Авраам готовился принести в жертву, чтобы доказать свою верность Богу. Пророки Иеремия и Исайя сравнивали еврейский народ с беззащитным агнцем, спасение которого находится только в руках Всевышнего.
Новый Завет, в основе которого лежит идея искупления человечества крестной жертвой Иисуса Христа, наполнен аллегориями, унаследованными от ветхозаветной традиции. Евангелисты называют Христа Агнцем Божьим, принявшим смерть за грехи мира. Закалываемого на еврейскую пасху ягненка Христос заменил своей кровью, пролитой во имя спасения всего человечества. К образу невинного ягненка обращались апостолы, пророки и богословы.
Другой распространенный образ Христа – Добрый Пастырь, направляющий и оберегающий общину верующих: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает свою жизнь за овец» (Ин10.11). Первые изображения Пастыря встречаются в катакомбах и связаны с погребальной обрядностью. Также пастырями названы ближайшие ученики Христа – апостолы и рукополагаемые ими священники, которым Иисус доверил души верующих.
Источник: Благовест
Комментировать