Третий кассационный суд общей юрисдикции разрешил усыновленным детям получать информацию о биологических родителях. Фактически имена настоящих пап и мам рассекречены, пишет «Российская газета».
Гражданка РФ обратилась в суд с исковым заявлением к региональному комитету по делам записи актов гражданского состояния, попросив признать за ней право на получение сведений о ее рождении, в том числе данных о биологических родителях.
«В обоснование требований ссылалась на то, что ее усыновители умерли, в связи с чем их согласие на получение информации о рождении не может быть получено. Отказ в предоставлении сведений о биологических родителях, не являясь по своей сути противозаконным, нарушает ее право на получение информации о происхождении своих родителей, о своих предках, генетической истории семьи и выявление биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека», — сообщили в пресс-службе Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Третья инстанция подтвердила: требования женщины законны. Причем информация нужна не только для того, чтобы удовлетворить вполне понятное любопытство. Раскрытая тайна рождения позволит в том числе диагностировать какие-то наследственные заболевания.
Конечно, если ребенка усыновили, это не значит, что его когда-то бросили настоящие родители. Жизнь сложная и местами печальная штука, в ней бывает всякое. Возможно, настоящие папа и мама умерли. Какими бы хорошими и заботливыми ни были приемные родители, наверное, правильно, когда у выросшего ребенка возникает желание положить цветы на могилы своих настоящих папы и мамы.
«Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует, что ребенок с момента рождения имеет право, насколько это возможно, знать родителей и право на их заботу, — рассказывает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. — Так, например, в деле 2003 г. «Одиевр против Франции» ЕСПЧ указал, что право знать свое происхождение проистекает из широкого толкования понятия о частной жизни».
Кстати, на это же решение ЕСПЧ сослался и Третий кассационный суд.
«С другой стороны, должны признаваться личные интересы женщины, отказавшейся от ребенка, — заявляет юрист. — Из этого следует, что государства должны обладать свободой усмотрения при определении мер, необходимых для обеспечения права на неприкосновенность частной жизни. Эту же позицию он развил в деле 2012 г. «Годелли против Италии» — национальное законодательство должно стремиться к установлению в данных вопросах равновесия между правами и интересами заинтересованных лиц по такого рода делам».
И эта правовая позиция также была учтена кассацией.
«Кроме получения информации через органы ЗАГСа и судебного оспаривания их отказов, также можно попробовать обратиться в органы опеки и попечительства — какие-то данные могут сохраниться в личном деле по месту усыновления либо по месту регистрации после усыновления. Также существуют большие сообщества взаимопомощи взрослых усыновленных, которые тоже могут помочь разыскать биологических родителей», — подчеркивает Мария Спиридонова.
Комментировать