Бывший следственный изолятор №1 «Кресты» будет передан от ФСИН государственной компании «ДОМ.РФ» для продажи на торгах частному инвестору. Новую попытку вдохнуть жизнь в исторические постройки продавец обещает начать с изучения мнения горожан, урбанистов и городских властей о возможном приспособлении комплекса для современного использования, пишут «Санкт-Петербургские ведомости».
Комплекс кирпичных зданий на Арсенальной набережной, 7, имеет общую площадь более 30 тысяч квадратных метров и занимает около четырех гектаров земли. С 2001 года тринадцать зданий являются выявленными объектами культурного наследия, в том числе храм Александра Невского и два крестообразных тюремных корпуса, давшие название всему комплексу. Теперь наступает время провести историко-культурную экспертизу и определить, какие из них достойны звания «памятник архитектуры».
На этом фоне неожиданной стала идея Владимира Григорьева, президента петербургского Союза архитекторов.
«Прошлое будет довлеть над этим местом всегда. В «Крестах» надо разместить монастырь. Кельи есть. Место не наводит на радостные мысли, но монастырская жизнь их и не предполагает. Место располагает к самосозерцанию, а не к удовольствиям. К покаянию, кому это необходимо. Не говорю о юридических тонкостях: невозможно обязать церковь создать монастырь. Но идеологически и планировочно «Кресты» — прекрасное место для монастыря. Если все же обсуждать другую функцию — то экзотическая гостиница. Но не думаю, что у нас много любителей такого отдыха. Еще один вариант — студенческое общежитие или коворкинг. Может быть, молодежь легче отнесется к бремени воспоминаний», — заявил петербургский архитектор.
Напомним, комплекс Санкт-Петербургской одиночной тюрьмы «Кресты» был построен в 1885-1890 годах по проекту архитектора Антония Томишко. До революции в ней сидели Анатолий Луначарский и Лев Троцкий. В 1930-е годы — Лев Гумилев, Георгий Жженов, Константин Рокоссовский. В 1964-2017 годах здесь находился Следственный изолятор № 1. На здании установлена мемориальная доска с выбитым на ней отрывком из поэмы «Реквием» Анны Ахматовой.
Комментировать