Среди наших соотечественников найдется немало тех, кому хоть раз, но попадала в руки цветная двенадцатиполосная бесплатная газета «Веришь ли ты?». Чаще всего её подбрасывают в почтовые ящики или же вручают прохожим на улицах приветливые незнакомцы. Поскольку в этой газете размещаются материалы исключительно религиозного содержания, нетрудно предположить, что издается она каким-то религиозным объединением. Но каким конкретно, простой её читатель, даже внимательно изучив газету, понять не сможет. Газета конфессионально анонимна. Лишь размещенная в верхней части первой полосы надпись«христианская газета» указывает на то, что её авторы и издатели отождествляют себя с христианством. Но, как известно, христианами представляются члены разных религиозных объединений, включая адептов сект псевдохристианского толка. Поэтому установить, какой конкретно конфессии принадлежит издание по имеющимся в нём данным невозможно. Отчего же так? Почему издатели газеты не посчитали нужным конкретизировать свою религиозную принадлежность? Может ли быть здесь какой-либо хитрый замысел с их стороны? Или же это просто небрежность? Попробуем в этом разобраться.
Но сначала всё же выясним, кем именно издается данная газета.
В нижней части её последней полосы мы находим обычные для такого типа печатного издания сведения, а именно данные о регистрации, Ф.И.О. главного редактора, учредителя и др., а также почтовые адреса издателя и редакции. Никаких сведений о каком-либо хоть как-то связанном с издательством религиозном объединении там нет.
Установить конфессиональную принадлежность газеты можно было бы с помощью иногда публикуемых там явно в миссионерских целях сведений о «домах молитвы христиан». Но вновь мы сталкиваемся с анонимностью, поскольку сведений,какой конфессии эти «дома молитвы» принадлежат, здесь тоже нет. Лишь только внеся в поисковую систему в интернете некоторые из указанных в газете адресов, выясняем, что адреса «домов молитвы» из рассматриваемого нами издания в точности совпадают с размещенными в Сети адресами общин «Международного союза церквей евангельских христиан баптистов» (МСЦ ЕХБ). Более того, изучив интернет-списки молелен МСЦ ЕХБ, выясняем, что почтовый адрес издателя газеты «Веришь ли ты?» в Ярославле идеально совпадает с адресом «дома молитвы» МСЦ ЕХБ в том же городе.
Добавим к этому и то, что на заданный нами в телефонном разговоре представителю редакции газеты прямой вопрос о конфессиональной принадлежности издания был получен ответ примерно следующего содержания: «Мы посещаем церковь баптистов и не считаем нужным открыто позиционировать свою газету как баптистскую по той причине, что в ней публикуются материалы общехристианского характера».
Итак, мы выяснили, что газета «Веришь ли ты?» издается представителями секты баптистов, а точнее, баптистами из «Международного союза церквей евангельских христиан баптистов». И основанием конфессиональной анонимности для её издателей служит «общехристианское» содержание публикуемых ими статей. Оправдание, конечно, неудовлетворительное, так что невольно напрашиваются мысли об иных причинах скрытности создателей этой газеты.
Но прежде рассмотрения других вариантов такого подхода баптистов к газетоизданию стоит разобраться, что собой представляет вышеназванный баптистский «совет церквей».
Баптизм как одно из религиозных течений, следовавших за Реформацией, зародился в Англии в XVII веке. В России первые общины баптистов возникают только во второй половине XIX столетия. С этого времени сектанты, с разной степенью успешности, вели миссионерскую деятельность в пределах нашего Отечества, склоняя в свою веру прежде всего православных. Как ни удивительно, активно миссионерствовали баптисты и в первые годы советской власти: поначалу новые власти рассматривали любое сектантство как инструмент борьбы с Православной Церковью. Но затем, в 1930-е годы, советская власть активно боролась уже с сектантами, включая баптистов. С этого времени все религиозные объединения в Советском Союзе вынуждены были существовать, испытывая сильное влияние со стороны государственных органов, для которых единственно приемлемой была лишь атеистическая советская идеология. В результате вмешательства государства в жизнь баптистских общин Советского Союза в их рядах в начале 1960-х годов произошел раскол. От некогда внешне единого объединения баптистов в СССР – «Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов» (ВСЕХБ) начали отделяться одна за одной общины баптистов, несогласных с проводимой руководством указанного объединения политикой. Этот процесс имел не хаотичный характер, а инициировался и руководился «инициативной группой» (отсюда второе название баптистов данного направления – «инициативники»), в состав которой входили несколько оппозиционно настроенных баптистских пасторов. «Инициативная группа» была сформирована в городе Узловая Тульской области в апреле 1961 года. Инициатором её создания, помимо прочих, был пастор узловской общины баптистов Геннадий Крючков, ставший впоследствии бессменным лидером движения «отделенных».
Все отделившиеся от ВСЕХБ баптистские общины «инициативной группой» были включены во вновь созданное баптистское объединение «Совет церквей евангельских христиан-баптистов» (СЦ ЕХБ). В наше время данное объединение имеет название «Международный союз церквей евангельских христиан баптистов» (МСЦ ЕХБ).
Важной, почти вероучительной, особенностью баптистов-инициативников является их категоричный отказ регистрировать свои общины. По мнению сектантов, «церковь – это духовная сущность, а поэтому её регистрация является вмешательством во внутреннюю жизнь церкви и свидетельством обмирщения». В советские времена инициативники существовали на нелегальном положении. И сейчас они не регистрируют свои объединения и всячески стараются быть незаметными для светских властей. Все их общины действуют в статусе религиозных групп, то есть без государственной регистрации.
При всей своей закрытости для внешнего мира сектанты всё же идут «в мир»,занимаясь активной миссионерской деятельностью, в том числе путем распространения печатных изданий — таких как газета «Веришь ли ты?».
Православным миссионерам, выступающим с критикой данного издания, периодически приходится сталкиваться с реакцией баптистов, а именно с их недоумением и непониманием предъявляемых претензий. Защищая свою газету, инициативники говорят, что эта газета официальная и «возвещает истину о Христе».
Так что же не так с газетой«Веришь ли ты?» Давайте разберемся.
И начнем с самого главного. Эта газета издается, как мы выяснили, представителями секты баптистов. Представителями секты, а не Церкви! Церковь Христова возникла почти две тысячи лет назад. В Евангелии от Матфея читаем слова Спасителя «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её»(Мф.16:18). И Церковь была создана в день Пятидесятницы, т.е. на пятидесятый день после Воскресения Господня. Эта Церковь существует с первого века и до наших дней. А вот баптисты появляются только в XVII веке. Ранее их не было вовсе. И поскольку баптисты считают свое движение самым правильным и истинным, то есть подлинной Церковью, мы задаем им вполне справедливый вопрос: «Где же была тогда истинная Церковь почти 16 столетий до вашего появления?». Не мог Спаситель основать неправильную Церковь, и исчезнуть на какое-то время до возникновения баптизма Церковь тоже не могла, т.к. Он сказал: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20). Да и такого учения, которого держатся баптисты, никогда в Церкви Христовой не было. Значит, баптисты не имеют никакого отношения к подлинной Церкви. Их вера придумана простыми людьми, а значит не ведет человека ко Спасению. Спасается человек только в Церкви Христовой. Вне Церкви спасения нет! Следовательно, все вероучительные наставления баптистов, в том числе распространяемые через печатные издания, с духовной точки зрения вредны.
Далее, претензии к упомянутой газете состоят еще в том, что она конфессионально анонимна.
В связи с этим возникает вопрос: «Не хотят ли издатели тем самым нарочно оставить до поры до времени своих читателей в неведении?». До поры до времени, потому что в конечном итоге читатель, по замыслу авторов газеты, должен прийти в одну из многочисленных баптистских общин. Где ему, конечно, расскажут, что пришел он не к «просто христианам», а к баптистам. Но до того, как заинтересовавшийся человек отправится по указанному в газете адресу «дома молитвы» или же запишется в «христианскую библиотеку», позвонив по размещенному там же специальному номеру телефона, пусть он лучше не знает, куда его конкретно зовут. Газета «Веришь ли ты?» — издание миссионерской направленности. А поскольку, согласно статистическим исследованиям, большинство граждан Российской Федерации считают себя православными, газета без четко указанной в ней конфессиональной принадлежности вполне может их заинтересовать. Вполне возможно, что в том числе и такими соображениями руководствуются издатели «Веришь ли ты?».
К подобным приемам утаивания сведений о своей конфессиональной принадлежности и явным способам привлечь к себе внимание православных баптисты-инициативники прибегали неоднократно.
Так, например, в городе Туле представители МСЦ ЕХБ часто накануне праздника Пасхи расклеивают на фонарных столбах и стенах домов цветные афишки с приглашением посетить «Пасхальное богослужение». В афишах, как правило, полностью отсутствует информация о конфессиональной принадлежности приглашающих к себе на «богослужение». Но большими буквами, видимыми издалека, там печатается пасхальное приветствие, которым издревле православные приветствуют друг друга: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!». Понятно, что уличная реклама баптистских «богослужений» рассчитана не на баптистов, а на людей внешних,сектанты используют такой прием с целью привлечь к себе людей православных или считающих себя таковыми.
Можно ли обязать инициативников четко указывать свою религиозную принадлежность в распространяемых ими печатных изданиях?
В нашей стране деятельность любого религиозного объединения регулируется Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Этот закон регламентирует в том числе правила оформления и распространения религиозной литературы. В статье 17 пункте 3 данного закона написано следующее: «Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации». То есть в любом печатном издании, выпущенном той или иной религиозной организацией, должно быть четко пропечатано её полное наименование, которое, как правило, содержит сведения о религиозной ориентации организации-издателя. Обсуждаемая здесь нами баптистская газета как раз не соответствует этим требованиям. Но задействовать указанную статью закона в данном случае невозможно. Так как, если следовать букве закона, прописанные в нём правила выпуска религиозной литературы относятся только к религиозным организациям, то есть зарегистрированным религиозным объединениям. Действующее законодательство не регламентирует правила оформления религиозной литературы религиозными группами, что позволяет незарегистрированным общинам баптистов изготавливать конфессионально анонимную печатную продукцию.
Имеют ли право потенциальные читатели обсуждаемого нами печатного издания получить полную информации о нём без особых усилий и ухищрений? Безусловно! Правильным и честным для любого религиозного объединения было бы открыто обозначать свою религиозную принадлежность.
Но стали бы баптисты-инициативники следовать нормам закона, если бы в нём предъявлялись одинаковые требования к изданию литературы как к религиозным организациям, так и к религиозным группам? В этом есть сомнения, особенно учитывая тот факт, что к светским, то есть государственным, законам сторонники МСЦ ЕХБ относятся, мягко говоря, неоднозначно. И этому есть доказательства. Например, в 2017 году, когда инициативникам грозило изъятие одного из их крупнейших культовых зданий в городе Туле, они направили письмо президенту РФ, в котором помимо жалоб на «несправедливость», было написано следующее: «Мы ни в чём не повинны перед государством, чтобы менять свой образ жизни. Мы добросовестно соблюдаем и всегда соблюдали все законные законы». Важно здесь обратить внимание на допущенное баптистами словосочетание «законные законы». Это словосочетание было использовано ими не случайно, т.к. инициативники считают, что они вправе сами для себя определять, какие действующие законы нашего государства «законны», а какие нет. Иначе говоря, те законы, которые отделенным баптистам нравятся, они считают «законными» и готовы их соблюдать, а те законы, которые им по той или иной причине не нравятся, они могут назвать «незаконными» и считать себя свободными от их исполнения. Во всяком случае, именно так сектанты разъяснили свою позицию в этом вопросе как-то в частном разговоре автору данной статьи.
Масштабы распространения баптисткой газеты «Веришь ли ты?», выпуск которой начался в 2014 году, впечатляют. Как впечатляют и её тиражи, достигающие порой 8 000 000 экземпляров в год. Она выходит на разных языках и распространяется не только в нашей стране, но и за её пределами. При этом как её распространители, так и её издатели не считают нужным честно и открыто называть себя, а именно четко указывать свою религиозную принадлежность.
К конфессиональной анонимности при осуществлении своей деятельности сектанты прибегают довольно часто.Поэтому всем тем, кто сталкивается с такого рода анонимностью, следует быть осторожными. Ведь даже приобретая в магазине продукты, мы изучаем их состав и интересуемся их качеством. Игнорируем продукцию сомнительного характера, заботясь о своем физическом здоровье. Не больше ли должна быть забота о здоровье духовном?
Ярасов А.В.
Заместитель руководителя миссионерского отдела
Тульской епархии РПЦ МП
Комментировать