Исторический музей завершил реставрацию иконостаса церкви Варлаама Хутынского в Храме Василия Блаженного. О том, с какими трудностями пришлось столкнуться специалистам, – Юлия Струкова.
Церковь Варлаама Хутынского теперь открыта для посещения. Здесь единственный в соборе иконостас с изображением «танцующих» пророков в верхнем ряду. И с расписными тяблами – брусом, на который устанавливаются иконы. Конструкция начала XX века устарела и была неудобной, ее необходимо было заменить.
«Там был некорректный способ крепления икон, например, чтобы вынуть одну икону и отправить ее в реставрацию, приходилось разбирать почти половину иконостаса. Вы понимаете, что каждое прикосновение к иконе XVI-XVII века, оно травматично было», – заметила директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Параллельно занимались самими иконами. На досках были записи разных веков, потемневший лак и много реставрационных вставок. Чтоб прийти к консенсусу, специалисты вели долгие споры. Что убирать, а что оставить? Например, икону Святого Николая, изначально писанную в XVI веке, дважды надставляли. Cначала для какого-то храма, потом, чтоб из нее сделать дьяконскую дверь.
«Изначально она была на золотом фоне. Но от этого золота остались такие крупинки, что мы, конечно, решили этот фон не восстанавливать. Просто убрали поздние прописи, которые выглядели как темные пятна, а также сделали тоньше лак, который сильно потемнел», – заявила заместитель заведующего отделом реставрации Государственного исторического музея Ольга Долганова.
Два года реставрировали латунные, покрытые золочением хоругви. Над ними трудились специалисты по металлу, живописи, дереву. Реставрировали и исторические древки. Вес каждой хоругви – порядка сорока килограммов. И во время Крестных ходов с их переноской один человек справиться не мог.
«Основное древко нес хоругвеносец, у которого был широкий кожаный пояс со стаканом кожаным же, в который и вставлялось это древко. И ещё два человека по бокам, по обеим сторонам помогали поддерживать эти тяжёлые знамена», – отметила директор музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Эти знамёна – вклад общества хоругвеносцев в 1896 году. Их изготовление было приурочено к коронации императора Николая Второго. Состав святых и праздников связаны как с посвящением Покровскому собору, так и с небесными покровителями Императорского дома. Реставрация каждого произведения здесь – это постоянный кропотливый труд. Ведь внутри Покровского собора – 11 неповторимых церквей.
«Мы сейчас будем обращать внимание на каждый из этих памятников. Процесс, который идет в храме постоянно, будет продолжен. И уже, наверное, очень скоро мы объявим вот о следующем этапе», – заметил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.
Иконостасов, которые реконструировали в 20-30 годы в Покровском соборе всего четыре. В этом году приступят к переделке еще двух – Григория Армянского и Александра Свирского.
Комментировать