Духовность без Бога – во что верит современная молодежь?
9 Июн 2023

Духовность без Бога – во что верит современная молодежь?

59% опрошенных студентов стремятся к духовности вне религии. Они верят в «энергетические законы Вселенной», покупают курсы у магов XXI века и ищут смысл жизни с помощью духовных коучей. Почему молодежь выбирает пройти этот путь без Бога и чего это их лишает, разбирались с иереем Дионисием Саковичем.

Результаты опроса студентов из вузов Ростова-на-Дону показывают, что большая часть людей стремится к духовному развитию, но не относит себя ни к какой религии. Социологи таких респондентов называют «никакими». Их стремительный рост наблюдается во многих западных странах от США до Австралии и происходит наряду с уменьшением тех, кто в исследованиях называет себя христианами. Феномен внерелигиозной духовности появился при смене традиционного общества обществом модерна и продолжается по сегодняшний день, приобретая новые формы.

ЖАЖДА ДУХОВНОСТИ В(НЕ) РЕЛИГИИ

Респонденты из категории «никакие» понимают духовность как «способность чувствовать энергии, брать для себя положительные и перерабатывать их», «внутренний мир человека, то, как он воспринимает себя и то, что происходит вокруг него», «возвышенность человека над материальными благами, умение выйти за пределы выживания, чтобы созидать, творить, находить нематериальное удовольствие», «способность человека взглянуть за бытовые будни, на время снизить темп своей жизни и созерцать мир вокруг». Психологи такой интерес к духовному миру связывают с поиском ответов на «вечные» вопросы. «Молодые люди сегодня очень осознанные, – комментирует нейропсихолог Анастасия Саморукова, они активно задаются экзистенциальными вопросами: о жизни и смерти, смысле бытия, поиске своего предназначения. Ответы находят в течениях, направленных на духовное развитие: будь-то религия, йога, астрология или просто комплекс практик от специализированных коучей. Все это формирует парадигму мировоззрения, поскольку каждый человек внутренне стремится к обоснованию происходящего в мире и формированию своего отношения к жизни». Также Анастасия Саморукова считает, что на современное стремление к духовности влияет нестабильная обстановка в мире – люди нуждаются в утешении, надежде, жизненном векторе.

Коучи рассматривают духовность как первооснову, которая есть в каждом человеке, независимо от его вероисповедания. «Духовность не связана ни с религиями, ни с идеологиями, ни с практиками», – комментирует йога-практик Анастасия Каурова. По этой причине и ряду других молодые люди избегают религию как возможность найти духовный ориентир. Кто-то считает, что вероисповедание дает слишком узкую картину мира, кто-то убежден, что современные религии ограничивают их свободу.

Руководитель Отдела по делам молодежи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии иерей Дионисий Сакович определяет духовность как присутствие в жизни человека Духа Святого и Его плодов – любви, радости, мира, долготерпения, великодушия, доброты, верности, кротости и умения владеть собой. «Духовность, – говорит он, – это не заслуга человека, это дары Духа Святого, готовность принять их и сохранить». Духовный рост, по мнению отца Дионисия, невозможен без Крещения, Церковной жизни, стремления к познанию Святой Троицы и святости.

Также иерей Дионисий Сакович говорит о том, что фигуру Бога у современной молодежи часто заменяет их собственное «Я». «Такие люди, – комментирует он, – думают, что свободны, а на самом деле находятся в абсолютной зависимости. В теории свободы существует два понятия: свобода “от” и свобода “для”. В первом случае человек связывает свободу с освобождением от внешних препятствий, например, от религиозных законов. И такая борьба превращает человека в постоянного воина, сковывая его еще больше. Но есть свобода положительная, нацеленная на созидание – свобода Божественная. Такой человек вне зависимости от внешних обстоятельств свободен внутренне, духовно. Рамки позволяют человеку преодолевать их, если рамок нет, человек превращается в бесформенную жижу».

ГДЕ РАЗВИВАЮТ ДУХОВНОСТЬ

Еще недавно популярным инструментом для духовного роста вне религии служило искусство. Кандидат педагогических наук, член Союза художников республики Казахстан Мият Джанаев уверен, что духовное развитие личности невозможно без его связи с культурой. «Искусство, пишет он, – это форма сознания. Художественность и пластическая гармоничность композиции создания художественного образа свидетельствует и о идейной активности, и о глубине познания, способствующего духовному обогащению личности человека». За последние 10 лет тягу к духовному росту с помощью живописи сменил интерес к онлайн-курсам. В соцсетях насчитываются тысячи обучающих материалов по энергомедитациям, путешествиям в прошлые жизни, поиску себя, обретению гармонии и душевного покоя. Создают их люди, которые называют себя духовными тренерами, мастерами энергий, магами нового времени, целителями и астропсихологами.

«Если вы чувствуете себя опустошенным, лишенным энергии и сил кожаным мешком, пора обратить взор к своей душе. Ей тоже нужны тренировки и посильные нагрузки. А еще больше ей нужны внимание и любовь», – эти слова могли бы принадлежать православному священнику, но в действительности их разместили на сайте с подборкой лучших курсов по духовному развитию. За 18.000 рублей мастер энергий Алексей Дерябин обещает улучшение общего самочувствия, приток жизненных сил, ощущение свежести и легкости, а всего за 1750 рублей маг нового времени Наталья Весна учит, как правильно активировать чакры – те самые «энергетические центры тела».

ЧТО НЕ ТАК С ДУХОВНОСТЬЮ БЕЗ БОГА?

Продавцы курсов говорят о любви, гармонии человека с миром и с самим собой. Казалось бы, что плохого в духовности без Бога, если она не несет в себе ничего плохого и делает людей добрее? Корень проблемы иерей Дионисий Сакович видит в том, что такие люди сами не знают истины и отдаляют от нее других людей. «Чаще всего, – говорит отец Дионисий, – вместо религии они пытаются выстроить собственную картину мира, основанную на личном опыте и обрывочных научных фактах. Франциск Бэкон не зря говорил о том, что немного философии и немного науки удаляют человека от Бога, а много философии и много науки человека к Богу приводят обратно. Такие люди заблуждаются сами, вводят в заблуждение других людей и довольствуются крохами, которые падают им со столов больших религий».

Однако в стремлении к духовности вне религии иерей Дионисий Сакович находит и позитивный момент. Он вспоминает 17 главу книги Деяний Апостолов, когда Апостол Павел посетил собрание философов-язычников. «Там были статуи разным богам, – рассказывает отец Дионисий, – в том числе и «неведомому Богу», которого люди не знали. Так вот, апостол Павел обращался ко всем тем, кто не знает Бога, но стремится к духовности. Он похвалил их за тягу к добрым делам, но обратил внимание, что им не хватает одного – истины. А истина во Христе. Те, кто стремится к духовности без Бога, похожи на людей, которые пытаются найти выход из темной пещеры на ощупь. А мы, христиане, имеем Факел, который и приведет нас к выходу – ко спасению».

Молодежь продолжает свой духовный поиск. Кто-то за ответами приходит на консультации к магам и целителям, а кто-то – в храм. Несмотря на рост «никаких», в епархиях Русской Православной Церкви активно развивается молодежное служение. Задача Церкви в этом деле – помогать людям находить верный путь, чтобы их единственным «духовным коучем» стал Христос.

Елизавета Козина

Комментировать