Насколько уместно носить крестики из ювелирных магазинов полностью из драгоценных камней, без распятия, 4-х конечные (как украшения получается)? Какая История формирования креста нательного? Когда на нем начали появляться распятия, надписи?
Виды и способы ношения нательных крестов
Крест — главный символ христианства и объект христианского искусства, выражающий духовные смыслы чрез художественно-эстетические формы. Кресты, предназначенные для ношения на груди, как предметы личного благочестия и свидетельствующие о христианском служении человека известны с самых первых веков христианства. Но особенно широкое распространение и почитание они получили в русском православии, где отношение к нательному кресту самое благоговейное. Безусловно, формы и особенности крестов с течением времени изменялись не только на Руси, но и у разных народов, но эти изменения как раз и иллюстрируют смену богословских воззрений и эстетических вкусов в христианском искусстве.
Нагрудные кресты составляют целостную группу памятников, но по всей видимости различие между наперсными и нательными крестами появилось не так давно и в глубокой древности не было известно: крест мог свободно носиться, как под одеждой, так и поверх нее. В полном Православном Богословском энциклопедическом словаре сказано, что: «крест наперсный – это крест, носимый на груди то поверх одежды, то под нею» (Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2. СПб., 1913. С. 1493). С течением времени, простой монолитный нагрудный крест, дававшийся каждому христианину при крещении, стал носиться непосредственно на теле под одеждой и принял название нательного креста или тельника, а носимый поверх одежды – наперсного креста. Предшественником наперсного креста является, так называемый энколпион, энколпий от греч. έν κολπειώ – за пазухой, на груди; буквально означает – наперсный (нагрудный) крест или крест-мощевик употреблявшийся в древности христианами, а также в старину на Руси. Необходимо отметить, что название энколпион, обычно применимо к изделиям византийского происхождения и их подражаниям, а крест-мощевик – к формам крестов, родившихся непосредственно на Руси в XIV веке. Но поскольку между крестами, носимыми поверх одежды и нательными нет принципиальных различий то и не всегда с полной уверенностью можно сказать, как носился тот или иной крест (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. СПб., 2000. С. 5).
Энколпионы сначала имели форму четырёхстороннего ящичка (реже круга или овала) состоящего из двух створок и пустого внутри, с наружной стороны которого изображались монограммы имени Иисуса Христа, а позже — и креста различной формы. В этом ящичке хранились частицы мощей, а в эпоху гонений — списки священных христианских книг. В дальнейшем он приобрёл крестообразную форму и в таком виде являлся в Византии принадлежностью торжественного облачения императорского сана в Константинополе, а позднее Великого князя — на Руси. Большинство византийских нагрудных крестов, сохранившихся в музейных коллекциях, – энколпионы.
В Древней Руси складные кресты-мощевики, наравне с другими нагрудными крестами, носимыми поверх одежды, были предметами княжеской гривной утвари и принадлежностью царского сана. Помимо этого, энколпионы иногда носили как епископы, так и простые монашествующие, а также благочестивые миряне, например, паломники (как правило, под одеждой). Известно, что согласно придворному уставу X века Константина Багрянородного, император с соблюдением определённого чинопоследования раздавал в праздник св. пророка Илии серебряные кресты высшим придворным чинам. Исследователь византийского и древнерусского искусства Н. П. Кондаков считает, что «и в Древней Руси ношение на цепях подобных крестов не могло не быть связано с известным почётном званием и служило, в известном смысле, его почётным знаком» (Кондаков Н. П. Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода. Т. 1. СПб., 1896. С. 181).
Поверх одежды, вернее поверх доспехов носились и параманные или параменные кресты. Воины надевали их на грудь поверх брони, закрепляя тесьмой на плечах (раменах), так же как монашеский аналав (параман) или вериги, носимые под одеждой. Для этого параманные кресты имели скважины или ушки сверху и снизу. Такими крестами благословляли воинов на ратные подвиги, они служили духовной защитой и победным оружием в борьбе с врагами (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 4).
Обычай носить крест поверх одежды (на вороте) встречался и в народной среде, отмечая христианский характер служения человека. Пример такого ношения – изображение мастера Авраама на Западных (Корсунских) вратах Новгородской Софии (рис. 1). Исследователь истории русской церкви домонгольского периода Е. Е. Голубинский пишет, что «носились у нас шейные кресты если не всеми, то князьями, и если не всегда, то иногда не под платьем, а поверх платья» (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. В 4 т. Репринт изд. 1901–1911 гг. М., 1997–2003. Т. 2. С. 478). Кресты-мощевики, а также дорогие нагрудные кресты, носимые поверх одежды, являлись семейными реликвиями, передавались по наследству и нередко приносились в дар Церкви. В период XVI–XVII веков ношение наперсных крестов мирянами, в том числе женщинами, было вполне распространено в Московской Руси (Капков К. Г. Общая история наперсного креста // Священники – кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия. М., 2012. С. 120-132).
В XVII веке ношение креста поверх одежды получило более широкое распространение и сохранялось до второй половины XIX века. Такой крест имел торжественный праздничный характер. Он дополнялся искусно выполненной цепью и составлял с ней единое целое. Так как цепь была довольно широкая, она не продевалась в ушко креста, как в тельниках, а крепилась на оглавии с помощью кольца или проволоки с двумя петлями. Но такой способ ношения креста подтверждают и современные исследования в области этнографии (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 4-5).
Согласно установившейся современной русской православной традиции носить нагрудный крест поверх одежды может только священнослужитель, а для православных мирян нормальным считается ношение креста под одеждой.
История появления нательных крестов
Изображение распятия Христа Спасителя, как и сам крест в памятниках христианского искусства появляются довольно поздно. Причина такого позднего их появления заключается в существовавшем в то время особом представление о кресте и крестной смерти на нём как наиболее позорным видом наказания и смертной казни. «Надобно было пройти многому времени, чтобы изображение распятого Христа, независимо от своего религиозного значения, сделалось открытым символом христианства и заняло видное место в церковном искусстве; нужно было, чтобы впечатление недавнего подавляющего события сгладилось настолько, чтобы образ последнего уже не возбуждал того тяжёлого чувства, каким он сопровождался в непосредственном сознании первохристиан» (Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995. С. 217). Поэтому только с V в. четырёхконечный крест в греческом или латинском вариантах его изображения становится общеупотребительным в христианстве (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники // Ставрографический сборник. Книга третья: Крест как личная святыня. М., 2005. С. 86).
Появлению наиболее ранних нательных или как исследователи их называют крестов-тельников, по-видимому, предшествуют нашивные кресты (VI в.), семантический смысл которых продолжает идею нанесения креста на тело: древние христиане изображали малые кресты на теле и преимущественно на челе (см.: Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. С. 240). Об использовании миссионерами простых нательных крестов и энколпионов свидетельствует уже их наличие в дохристианских захоронениях. «Нередко эти предметы составляли часть женских украшений вместе с зубами животных, монетами и др. Возможно, носившие эти «драгоценности» женщины действительно верили в особую магическую силу предметов христианской символики» (Кузнецова A. М. Миссии латинской церкви: Опыт христианского Запада и Центральная и Юго-Восточная Европа на рубеже второго тысячелетия // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М., 2002. С. 54)
Наиболее ранние кресты-тельники известны в Европе и относят к VI-VIII векам. Это четырёхконечные кресты из металла или камня, которые тяготеют к модели «греческого креста», и имеют равновеликие по величине лопасти, а лицевая их сторона и средокрестие украшены циркульным орнаментом и иногда с окружной точкой в центре средокрестия (рис. 2, 3 и 4). В VI-VII веках появляются кресты-тельники, у которых «центральным персонажем креста становится фигура распятого Спасителя». Яркими представителями таких изделий являются бронзовые кресты из Севастополиса (рис. 5) и из Смирны (рис. 6), всю поверхность которых занимает фигура распятого Иисуса (рис. 7). В дальнейшем появляются существенные дополнения через размещение в круглых пальметках креста, увенчивающих оконечности, ликов апостолов (рис. 8). Похожими были и наиболее древние кресты-тельники у восточных славян, так называемые корсунские или корсунчики с простым геометрическим или растительным орнаментом (рис. 9), появившееся с принятием христианства в X веке (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 86-91). Как правило, эти кресты повторяли образцы византийского, а иногда скандинавского происхождения. Они, в основном, служили знаком исповедания христианской веры, внося в знакомую славянам символику земли и жизни, солнца и света, новый христианский смысл (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 6).
Параллельно с этой возникает и другая традиция крестов-тельников с изображением распятого Спасителя. Они отличаются довольно крупными пропорциями, а также размещением фигуры распятого Иисуса на всей поверхности лицевой части креста. Обе иконографические традиции получили своё развитие и в дальнейшем. Так на кресте из г. Майнца (VII или VIII в.), в его оглавии над головой Спасителя, помещена дощечка с надписью: IСХIN? (далее нечитаемая) – Иисус Христос из Назарета, а над ней две рельефные окружности с символами Солнца и Луны (рис.10). На другом похожем кресте из д. Сады (Чехия) в оглавии креста, над головой Спасителя, изображена рука Божия (рис.11), а на византийском золотом крестике VII в. (рис. 12) изображены Христос и четыре евангелиста (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 94-100).
Иконография тельных крестов X-XIII веков довольно лаконична. В основном это изображение Христа – благословляющего или распятого. Крест, как орудие казни, обычно не показывался, а обозначался над головой Спасителя в виде маленького крестика (рис.13). На Христе – лентий (набедренная повязка) или коллобий (длинное византийское одеяние). «Лентий на чреслах Иисуса Христа в рассматриваемый период времени (с VI по X век) встречается лишь изредка, в XI веке он становится преобладающим, а с XII века – единственным одеянием распятого Спасителя» (Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб, 1892. С. 361). Дополнительные атрибуты распятия отсутствовали.
С V века на папирусных амулетах, затем на нательных крестах и энколпионах, и даже на иерейском облачении встречается надпись из двух крестообразно записанных слов fw¤j и zw» (фос и зоэ), означающих свет и жизнь. Иногда на кресте или рядом с ним изображались греческие буквы A и W (рис. 14), а балки креста украшались растительным орнаментом и часто принимали на концах троичную форму крина – древнего символа жизни, а теперь ещё и Живоначальной Троицы. Нередко цветение изображалось не на концах балок креста, а в его основании, которое, превращаясь в растительные побеги, раздваивалось. В этом случае крест приобретал форму, напоминающую раннехристианские изображения якоря или корабля, включая в себя их символику (рис. 15). Процветшие кресты в такой символике широко известны в искусстве Византии и древней Руси во все времена (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. СПб., 2000. С. 6-7).
В Х-ХI в. в Скандинавии и в Северной Европе появляются нательные кресты со схематично переданной фигурой распятого Иисуса (рис.16), а изображения некоторых из них становятся более схематичными (рис. 17) и примитивными, по сравнению с им предшествующим (рис.18). Но в то же время параллельно вместе с ними в Европе Х-ХI вв. по-прежнему бытуют образцы простейших форм крестов без каких-либо изображений, а также с усложнением и вычурности формы и орнаментации (рис. 19, 20).
Примечательно, например, что на золотом крестике ХII века (хранится в Национальном музее Копенгагена) в особо выделенном квадрате изображён Андреевский крест (рис. 21). Абсолютные аналоги данного изделия, изготовленные из бронзы и серебра, были известны на Руси в ХII-ХIII веках и в Скандинавии.
А в ХII в. мода на кресты-тельники с Распятием в Скандинавии вообще проходит, и они могли, например, как и прежде украшаться циркульным орнаментом (рис. 22), или же в углах их средокрестия делались округлые выемки (рис. 23) или же углы средокрестия, как и его центр были выделены рельефными окружностями (рис. 24) или же округлые лопасти креста, как и средокрестие оформлялись в виде медальонов (рис. 25) (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 116-117).
В ХIII-ХIV веках продолжается развитие выше обозначенных тенденций в иконографии креста. Как пример можно указать на кресты конца ХIV века из клада у деревни Ай-Василь (Крым): на лицевой стороне одного из них изображение Богоматери Одигитрии с младенцем на руках, а на обороте – Распятие (рис. 26). А на другом кресте изображения размещены в обратном порядке (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 123-124).
Более подробная иконография была на крестах-энколпионах. На них имелись изображения благословляющего Христа, Распятия с предстоящими, солнца и луны в виде астрологических знаков (рис. 27), пятичастного Деисиса, четырех евангелистов или их символов, Божией Матери, апостолов, Архангелов и особо почитаемых святых (рис. 28); изображения помещались не только на лицевой, но и на оборотной стороне. В X-XI веках энколпионы поступали на Русь из Византии и Малоазийских земель. Их отечественное производство до XIII века (в домонгольский период) было сосредоточено в Киеве.
Древние русские энколпионы повторяли византийские образцы, близкие к пропорциям греческого креста со слегка удлинённой вертикальной балкой. Наибольшее распространение получили энколпионы с закруглёнными концами и полукруглыми выступами по сторонам каждого конца. Все пространство креста занимали иконы (рис. 29). На древних энколпионах (до XI века) они выполнялись в технике глубокой гравировки по отшлифованной поверхности креста. Поскольку в восприятии христианства на Руси важнейшую роль играли иконы, то и кресты с иконографическими изображениями получили в последующие века широкое распространение, а большинство крестов с XIV века имеют иконографические изображения как на лицевой, так и на оборотной стороне (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 6-7).
Встречаются нагрудные кресты, у которых на лицевой стороне отсутствует изображение Спасителя, например, энколпионы X века восточного происхождения (сиропалестинский регион). Их лицевая и оборотная стороны без образа Христа равнозначны, и каждая имеет гравированное изображение в рост Божией Матери (рис. 30), архангела Михаила, либо святых воинов Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Феодора Стратилата, либо других местнопочитаемых святых. С XVI века на обороте крестов встречается образ святого Ангела-хранителя, напоминающий широко распространённое изображение на древних крестах архангела Миаила (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 17).
По меньшей мере с ХV века кресты-тельники выполнялись, по-видимому, для богатых и как ювелирные украшения. Эта тенденция получает развитие в Европе, о чём свидетельствуют некоторые ювелирные украшения, изготовленные из золота и драгоценных камней, где крест являлся смысловой основой произведения. Так на одном из двух крестов, найденных в местечке Фишпул (Англия) и датируемых ХV в. в круглом средокрестии вставлен полудрагоценный камень, а на втором всю площадь креста занимают вставки из камня тёмного цвета (рис. 31). Так же в качестве примера можно привести и крестовидную подвеску (рис. 32), некогда принадлежавшую герцогу Альбрехту V в ХVI веке (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 124).
К концу XV, а особенно к XVII веку появляются нагрудные кресты восьмиконечной формы (рис. 33) или имеющие выступы на вертикальной балке, имитирующие элементы восьмиконечного креста (рис. 34). В дальнейшем восьмиконечный крест, имея на Руси самое широкое распространение, становится символом Русской Православной Церкви, при этом не умаляя значения четырёхконечного креста и креста с двумя перекладинами, которые также признаются образами Креста Христова. Он оказал влияние и на основную четырёхконечную форму нагрудного креста. (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 11).
В XVII веке, в условиях общего духовного кризиса, как защита от влияния западного искусства и народных верований, складывается своеобразный символический язык русского православного нагрудного креста с отличающейся сложностью формы и декоративностью, и заменой иконографии символическими изображения и надписями (рис. 35, 36). Но не смотря на преобладание таких крестов в период XVII-XVIII веков они не вытеснили кресты с иконографическими изображениями, но в дальнейшем повлияли и на их стиль (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 19). А утверждение некоторых старообрядцев что «изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века)» (http://starove.ru/obychai/krestik/) безосновательны и не подтверждается исследователями. «И старообрядцы, и никониане использовали (в XVIII – начале XIX вв.) в качестве тельников кресты, основные формы, иконографии и декор которых сложились в XVII в. ещё до раскола... Попытки интерпретировать какие-либо кресты как старообрядческие, т. е маркирующие принадлежность к старообрядческой ветви православной церкви некорректны, кроме, возможно, тех случаев, когда об этом свидетельствует вариант молитвы креста на обороте…» (Самигулов Г. Х. Еще раз о литых крестах-тельниках конца XVII-сер. XIX в. (к вопросу о старообрядческих крестах) // Культура русских в археологических исследованиях. Омск, 2008. С. 216-217).
Обратная сторона таких символических крестов обычно выполняла функцию прославления искупительной Жертвы Спасителя и Креста Господня, посредством которого искупление свершилось. Для этого использовались символические орнаментальные мотивы (рис. 37), как и на лицевой стороне креста, или тексты молитв и славословий Кресту (рис. 38). Наиболее распространённой является надпись: «Кресту твоему покланяемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим». Не менее часто встречаются слова псалма 67: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...», но также были распространены и слова похвалы кресту: «Крест хранитель всея вселенныя...» или Иисусовой молитвы, или слова апостола Павла (1Кор.1:18; Гал.6:14). Такие тексты молитв на крестах, помимо своего содержания, выполняли ещё и эстетическую функцию, создавая своеобразные орнаменты из букв (рис. 39). На обороте древнейших византийских и русских тельных крестов встречаются и просительные молитвы с обращением ко Господу и Богородице и просьбой помощи. Таким примером служит надпись на древних крестах «Богородица помогай» и современная молитвенная надпись, появившаяся в конце XIX века: «Спаси и сохрани». (Фёдоров Ю. А. Образ Креста. История и символика православных нагрудных крестов. С. 21).
Украшение или святыня
На протяжении всей истории христианства традиция почитания Креста и церковное искусство, связанное с ней развивались и обогащались, отражая развитие христианского богословия, иконографии и эстетики конкретной эпохи. Вопрос формы и практики ношения нагрудного креста в православии – это вопрос традиции, а не канона. За всю многовековую историю не известно о существовании какой-либо строгой регламентации или канонов относительно его формы, иконографии и надписей. Существующие же письменные установления и предписания, относительно правил ношения крестов, касаются только священнослужителей, а ношение нагрудного креста мирянами является выражением их личного благочестия и поэтому, по-видимому, и остаётся в сфере устной традиции (Нагрудные кресты древнерусского времени из археологических коллекций Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника-каталог. Владимир, 2013. С. 3). «Крест всякой формы есть истинный крест» — эти слова преподобного Феодора Студита (Преподобный Феодор Студит. Творения. М., 2011) очень точно выражают отношение Церкви к существующему многообразию форм креста. Церковь никогда не препятствовала выражению личного благочестия верующих, если его формы не противоречили основам веры, поэтому этот вопрос и решается индивидуально каждым человеком.
Естественно, что ношение креста в качестве светского ювелирного украшения недопустимо, так как в этом случае священное используется как профаное, а это уже кощунство и поругание святыни (кощунство: 1) оскорбление религиозной святыни; 2) Глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-нибудь. Современная энциклопедия. 2000). Христиане же считают, что Крест, в том числе и нательный крест, — это не только напоминание о нашей вере и уповании, но и защита христианина в тяжёлых обстоятельствах его жизни и в искушениях: «сице и сие знамение Крестное благослови, и сопротив всем кознем диавольским Твоего заступления помощь в не влей» (см. Чин «Благословение креста для ношения на теле»). Кроме того, с православной точки зрения, ношение христианином креста является для него исповеданием его веры и свидетельством того, что вся его жизнь протекает под знаменем Креста и является служением Христу. Обозначенные функции и выражают «пространственно геометрические подобия этого креста на какой-либо поверхности, или же его пластические копии из дерева, металла и других материалов, с изображением Распятого (imago crucifixi) или же без него (crux exemplata)» (Ильин В. Н. Основные вопросы символики Креста Господня // Православная мысль. №1. Париж, 1928. С. 127).
И здесь проблема не в самой форме или способе передачи, или же оформлении креста (как выше было показано, они могли быть разными), а в самом намерении человека с которым он носит на себе этот священный христианский символ. Ведь, как и ювелирный крест с камнями и без распятия может быть для человека святыней и исповеданием его веры, так и «канонический» крест с изображением Распятия Христа может восприниматься только как стильное и модное украшение. А становится изображение священным образом Креста только по воле самого человека, так как является свойством акта его рецепции — человек своей интенцией принимает этот предмет в свой мир, в мир своих молитв как сакральный символ, когда усилием своей воли называет эту картину тем же именем что и первообраз: «...взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним.... Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображённого на ней» (Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее / Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Казань, 1909. Т. 7. С. 284–285). Поэтому православный христианин и отличает: где крест как сакральный символ, а где геометрическая фигура, где образ Распятия Христова, а где ювелирное украшение. А для остальных (там, где этой интенции к отождествлению и различения нет) — там, скорее всего, и необходима наша миссионерская работа.