Крест

Нательные кресты

Мы в Церковно-археологическом музее Санкт-Петербургской Духовной Академии. Стенд, на котором представлены нательные кресты (на Руси их называли тельники), найденные в раскопках.

А сейчас, думаю, имеет смысл немного рассказать о происхождении и символике нательного креста.

В первые века христианства крест не носили. Носили медальоны, с изображением Закланного Агнца, или Распятия.
Обычай носить кресты появился около 4-го века. Св. Иоанн Златоуст, порицая неразумных женщин, возлагавших на просвещенных Святым Крещением младенцев амулеты, восклицал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».
Кресты носили как на теле (под одеждой), так и сверху одежды.

Древнейшие кресты были монолитными каменными и металлическими. Носились они на шнурке, продетом в отверстие, просверленное в верхней части креста.
Металлические тельники отливались из серебра или бронзы или вырезались из металлической пластины либо монеты. Иногда крест покрывали несложным геометрическим или растительным орнаментом. Обычно кресты повторяли форму крестов греческого, реже — скандинавского происхождения.

Использование растительной символики в орнаменте крестов указывает на Древо Жизни, утерянное в Эдеме первым Адамом и возвращенное Адамом Новым — Христом.
На крестах XI–XIII веков Христос Распятый почти не изображался, в это время на крестах мы видим изображения Христа… восседающего на троне. Да, именно так. Не Распятый Христос, а Сидящий на троне Христос, просто вписанный в знак креста.

Крест все более усложняется, и его формы развиваются, особенно в XIV–XVII веках, причем интересно, что это происходит преимущественно на Руси, где каждому христианину при Крещении давался крест (в Греции такого обычая не было).
В это время в форме нательного креста появляется подобие корабля, якоря, дерева, растения; кресты обильно украшаются иконами, евангельскими сюжетами, другими христианскими символами.

Но распятый Спаситель все же встречается на крестах древнего времени, хоть и редко.
Интересно, что привычный нам крест, на котором изображен почивший Спаситель, имеет большое догматическое (то есть, вероучительное и богословское) значение.
Дело в том, что в V–VII веках Церковь вела догматическую борьбу с монофизитской ересью. Монофизиты утверждали, что человеческая сторона Богочеловечества Христа полностью поглощена Божеством и поэтому в ней следует признавать только одну Божественную природу.
Поэтому на Христианском Востоке, где догматические вопросы были обострены, появляется необходимость более полно раскрыть сюжет Распятия Христа во всем величии Искупительной Жертвы Богочеловека. Такая иконография получает свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м Правиле Трулльского Собора. В лучших традициях такого православного догматического взгляда Спаситель изображается умершим на Кресте. Глава склонена вправо («Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» – Ин. 19, 30). Тело Спасителя — прямое или слегка изогнутое, руки – в горизонтальном положении, открытые ладони пробиты гвоздями, ступни ног пригвождены, каждая отдельно своим гвоздем. Фигура Распятого выражает Божественный покой и величие, она как бы наложена на Крест, и Господь, как и в древних Распятиях, открывает свои объятия всем народам, сходя с Креста навстречу людям.
Крестчатый нимб с греческой надписью оон, что значит по-гречески Сущий, подтверждает догмат о Божественной сущности Иисуса и говорит о Крестной Жертве Господа ради спасения мира.

Римо-католическая Церковь не поняла и не приняла этих принципов, и на западных Распятиях VIII–X веков Христос изображался живым, часто в царском облачении и короне.
В Средние века на Западе отказались от идеализации Распятого в пользу земного реализма, и возник тот тип Распятия, который сегодня принято называть католическим. Христос на Кресте изображается как умерший или умирающий (агонизирующий) человек. Натуралистически передается тяжесть провисающей на руках, страдающей плоти, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем, голова увенчана терновым венцом.
Такое реалистическое изображение с достоверными анатомическими подробностями является правдивой иллюстрацией казни, но ничего не говорит о главном — торжестве Господа, победившего смерть и открывшего нам жизнь Божественную. Концентрируя внимание на муках и смерти, оно обладает лишь простым эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения своих греховных страданий с безгрешными Искупительными Страстями Христа.
Изображения Спасителя Распятого, сходные с католическими, встречаются и на православных крестах, особенно в XVIII–XX веках, когда Православная Церковь испытывала большое влияние римской культуры и веры.

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, зодчеством, является четырехконечный крест, дополненный двумя небольшими перекладинами сверху и снизу. Верхняя перекладина означает дощечку «с надписью вины Его» (Мк. 15, 26), установленную по приказу Понтия Пилата и описанную во всех четырех Евангелиях. Ввиду того, что этой надписи не усваивалось догматического значения, на древних крестах она отсутствует, а вместо нее с VII по XVI век пишется IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей — Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе (в форме INRI: Rex — Царь), а затем, с XII века, и в русских памятниках.

Несколько иначе обстояло дело с нижней перекладиной, которая обозначала подножие креста. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятия с древнейших времен.
Самое первое значение подножия — безусловно, поддерживать тело человека, распятого на кресте.
Многие исследователи считают, что кроме этого, утилитарного, значения подножие имеет важный символический смысл. Согласно византийскому церемониалу, подножие подчеркивает величие и благородство изображаемого лица. Поэтому на древних крестах подножие имело кубическую форму и было похоже на подножие, изображаемое на иконах у Престола Вседержителя, тем самым показывая Спасителя и на Кресте как Царя Славы.
Постепенно, начиная с X века, объемное кубическое подножие в византийском и русском искусстве превратилось в дощечку. В русских крестах в XV–XVII веках оно начинает изображаться скошенным, правым концом вверх, левым – вниз.
Появляется и толкование. Как мы помним, по обе стороны Креста Христова были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Господа, другой — просил: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Перекладина концом вверх указывает на благоразумного разбойника (справа от Христа, поэтому вверх направлена правая сторона подножия креста), концом вниз — на разбойника, хулящего Господа.

Два слова о дополнительных изображениях на нательных крестах:
Как совершенно понятно, на кресте, прежде всего, изображается Распятый Спаситель, над головой Его может быть табличка с буквами (I.Н.Ц.И.). Под ногами Богочеловека — подножие (прямое или скошенное).
Но человек, переживая Крест Христов как орудие нашего спасения и источник (в некотором смысле) нашей веры, всегда стремился тот маленький, но драгоценный для него знак, который он носил на груди, украсить и иными символами нашей веры. Отсюда проникают на наш крест разные надписания, персонажи, детали и проч.
Мы укажем на наиболее популярные изображения, встречаемые на нагрудных и нательных крестах, и дадим их краткое истолкование.

Рядом со Крестом изображаются копие и трость — орудия Страстей Христовых. Иногда рядом со Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копие и трость. Если воин один, это почти всегда указание на сотника Лонгина, при Кресте покаявшегося и уверовавшего во Христа. Иногда трость изображается с отростками, как бы процветшей. Это делается в согласии с Евангелием от Иоанна (19, 29), где говорится, что губка была наложена не на обычную трость, но на иссоп, растение, употреблявшееся как кропило (им во время обрядов очищения священники окропляли евреев жертвенной кровью: «…окропиши мя иссопом и очищуся...»)
Часто у Христа на Распятии пронзен бок. Рядом может изображаться Евхаристическая Чаша. Она напоминает, что из крови и воды, истекших из пронзенного бока Спасителя, по мысли святых отцов, родилась Церковь.
В любом случае Чаша указывает на Жизнь Вечную, даруемую в Евхаристии, которой мы становимся причастны через Смерть Христову.
Иногда за Крестом Христовым видна стена или строение. Это стена Иерусалимская. Кроме чисто исторического указания на то, что Спаситель был распят вне города, это указание на Горний, Небесный Иерусалим, куда мы получили доступ благодаря Голгофской Жертве.
По правую и по левую сторону Креста могут стоять: Матерь Божия, апостол Иоанн Богослов, кто-нибудь из жен-мироносиц, сотник Лонгин, Иоанн Креститель, первоверховные Апостолы Петр и Павел, святые и вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.
На нижней части Креста обычно изображались камни Голгофской горы и Адамова глава, то есть череп похороненного, по преданию, на Голгофе Адама. Символически это указывает на то, что смертью Второго Адама (Христа) была одержана победа над смертью, внесенной в мир первым Адамом.
На некоторых древних (преимущественно византийских) крестах под Распятием мог изображаться поверженный сатана в виде дракона или просто пасть дракона. Иногда на крестах внизу изображается восставший из гроба Адам, иногда — Ева. Существует даже целый сюжет нагрудного креста: Сошествие во ад. Вверху Распятия может изображаться Вознесение Господне.
Существуют кресты, на оборотной стороне которых изображаются Двунадесятые праздники. Оборотная сторона вообще дает творческий простор для иконописца.

Надписи на Распятиях

Целым направлением иконографии Креста можно считать изучение помещавшихся на крестах надписей.
Приведем некоторые из наиболее часто встречающихся полных надписей:

Кресту Твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим.
Величай, душе моя Пречестный Крест Господень.
Да воскреснет Бог и расточатся врази Его... [с большим или меньшим количеством текста].
Крест хранитель всея вселенныя, крест красота Церкви, крест царей держава, крест верным утверждение, крест ангелов слава, крест демонов язва.
Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Спаси и помилуй.

Иногда встречаются цитаты из Нового Завета.
Понятно, что длинные надписи очень сложно уместить на крохотном крестике (особенно нательном), поэтому знаки препинания соблюдаются не всегда.
В Греции возникает традиция обозначать слова или даже целые фразы начальными буквами слов.
Так, в Греции чрезвычайно популярной была надпись, переводимая как: «место лобное раем стало». Отсюда переносится и в русскую традицию как М. Л. Р. Б. («место лобное рай бысть»).

Думаю, что после такого небольшого экскурса в историю происхождения и символики нательного креста вы, дорогой читатель, сможете более сознательно рассматривать нательные кресты, которые встретите в музеях, на иконах, на магазинных полках. В России сегодня есть ряд небольших ювелирных мастерских, в которых изготавливаются нательные кресты по древним или старинным образцам.



Все фотографии галереи