Келейник

Литература по теме

Келе́йник / келейница (келейник женского пола) происходит от ср.-греч. κελλίον, – келлия, келья

1) жилое помещение в монастыре;
2) место жительства монаха. Как правило, келья рассчитана на небольшое количество человек, часто одного или двух.

Монашество-келлиотство как зарождение практики «келейничества»

Святоотеческая письменность сообщает нам, что келейники появились на самой заре монашества. Так, уже у св. Макария Великого было двое особо приближенных учеников, один из которых выполнял обыкновенные для нашего времени обязанности келейника.

Условно говоря, келейник — это слуга у монаха и/или священника более высокого звания, который осознанно и свободно, по христианской любви, во благо спасения исполняет довольно широкий спектр различных обязанностей. Повторим, по отношению к самому келейнику главная цель совместного проживания – духовное воспитание и передача определенной духовной традиции от учителя к ученику.

Вследствие такой важной цели иногда жизнь келлиотов регламентировалась, например, устав св. Саввы Освященного предписывал не оставлять келлию ученику (т. е. келейнику) без благословения на то игумена. В житии св. Стефана Савваита († 794) мы встречаем упоминание о «чине ученика», то есть особом разряде монашеского служения, что показывает постепенное оформление института келейничества в христианской Церкви в VIII в. Аналогично и в житии прп. Иоанна Дамаскина мы встречаем упоминание о том, что свой монашеский путь святой начинает на послушании келейника.

«Келейничество» в общежительных монастырях

В редких случаях богатые насельники монастыря могли иметь келейников, не из числа послушников, а, например, рабов или слуг. Однако, в рамках общежительной традиции с такой практикой боролись. В частности, Типикон грузинского монастыря в Болгарии, основанный доместиком и византийским полководцем Григорием Пакурианом в 1083 году запрещает такую практику: «Если кто из мтаваров (т. е. князей) или живущих в роскоши прибудет сюда для монашествования и таковые будут требовать предоставить им специально слугу или ученика, то [этого] не допускаем, ибо если кто допустит и уступит им, то через это не только возникнут неравенство и разделение среди братьев и изменение правил общежития, но и последуют даже большой вред и новшество».

В монашеской культуре келейник нередко становился преемником игумена или старца. Например, прп. Никон, келейник прп. Сергия Радонежского, стал игуменом после смерти своего аввы.

«Келейничество» как образ жизни

Понятие «келейничество», происходящее от «келейник», имеет значение не только особого института монашеской жизни в Православии, но и особый тип русской религиозности в XIX веке – отход от мирской жизни без монастыря и монашеского пострига, но с соблюдением нормативов монашеской жизни и безбрачием. Данный тип религиозной практики по преимуществу встречался в сельской местности центральной России. «Келейниками» (или иначе, «черничками») становились, как правило, в пожилом возрасте, выстраивали небольшую хатку («келлию»), в которой жили. Помимо активной церковной жизни на приходе «келейник» изучал, по возможности, духовную литературу дома и молился. Подчас келейничество деревенских благочестивых верующих заканчивалось их уходом в монастырь, в некоторых случаях из «келейников» в одном месте могла сложиться община, которая затем становилась монастырем (например, Тихвинский монастырь в г. Бузулуке Оренбургской области, основанный бывшей «келейницей» игуменьей Евгенией).

Келейники как личные помощники церковных должностных лиц

Сегодня понятие «келейник» имеет и «внемонастырское» употребление. Так, если для монашеской традиции келейничество первоочередно было способом духовного наставления и воспитания, то сегодня келейничество, особенно вне монастыря, становится усечённой своего рода должностью личного помощника. Келейница проживает и обслуживает монахиню-старицу или наместницу монастыря, игуменью и пр., келейник, соответственно, обслуживает монаха мужского пола, а также должностных и сановных лиц духовного звания, например, наместников монастырей, архиереев и пр. Однако, в современной Русской Церкви келейница / келейник чаще всего не проживает со своим «наставником» совместно в одной келье, квартире или доме. Подчас проживает рядом, то есть соседствует.

Келейник имеет широкий спектр обязанностей, по сути, объединяя в себе должность личного секретаря (письмоводительство, составление графика должностного лица), уборщика (следит за чистотой кельи), горничного (организует быт проживающего в келье старца, например, стирает и гладит его одежду, и пр.), водителя, повара и пр.

Нередко, келейник церковного должностного лица является послушником монастыря или даже монахом и, как следствие, носит соответствующую одежду. Святитель Тихон, патриарх Всероссийский, долгие годы имел келейника-мирянина Иакова Полозова, который был убит во время покушения на своего руководителя в 1924 году.

Цитаты о келейнике

«Все, что мы сказали об имеющих женщин-сожительниц, подходит и к тем, кто держат в домах безбородых юношей и живут вместе с ними. Поэтому великий Григорий в своих стихах советует не только невинному юноше, но и всякому, а особенно клирику или монаху, избегать сожительства с такими молодыми людьми: Мужа всякого избегай, сожителя же – более всех (Greg. Nazianz. Carm. moral. 2 // PG 37, 586A). А Василий Великий в подвижническом слове об отречении говорит: Если ты молод телом или хотя стар телом, но молод умом, избегай как огня близких отношений с юными. Ибо многих враг, попалив огнем похоти к таким юношам, предал огню вечному, под предлогом духовной любви низринув их в пропасть содомлян (Basil. Magn. De renuntiat. saec. 5 // PG 31, 637B). Ведь те, кто имеют таких юношей (как говорит тот же Василий в слове о девстве), приходя в возбуждение при воображении того предмета, к которому по природе восприняли любовное устремление, т. е. при воображении женщины, в дальнейшем из-за своей естественной наклонности принуждаются совершать противоестественное беззаконие, отыскивая женщину в мужчине (Idem. De virgin. 45 // PG 30, 757C). А поскольку у них нет возможности унять свою неуместную любовь через противоестественное соитие с мужчиной, они претерпевают то же, что и имеющие женщин-сожительниц. Они, устремляя взоры, – говорит тот же Василий в вышеупомянутом слове об отречении, – на лица безбородых и получив семя похоти от врага и сеятеля зол диавола, пожинают снопы растления и погибели (Basil. Маgn. De renuntiat. saec. 5 // PG 31, 637C). Любителям истории хорошо известны достойные многих слез несчастья, которые в разные времена произошли в мире от безбородых юношей: много погибло великих лавр и монастырей, и много душ людских попало в адовы силки».
Прп. Никодим Святогорец. Примечание к толкованию 3-го канона I Вселенского собора

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka