Иконописец Владимир Фронтинский
Член Союза художников России.
Фронтинский Владимир Олегович 1960 г.р. с детства занимался живописью, изучал мировое искусство, закончил архитектурный факультет института им. И. Е. Репина в 1983 году, но современная эстетика всегда тяготила и была не близка, в юности сильный духовный подъём ощутил, делая зарисовки церквей и фресок в древнем Пскове.
Всякое искусство связано с эмоциональной, психической и духовной сферой человека и оказывает активное воздействие на душу, очень часто негативное, чем особенно грешит современное искусство, авангард, сюрреализм, модернизм и т.д. Творческая энергия, талант художника зачастую уходит в создание бездушных, холодных, изящно-пустых, агрессивных, часто тошнотворных объектов современной культуры. Изобразительное искусство в основном ушло в техницизм, дизайн, кинематограф. Древнее, дохристианское искусство также не всегда безобидно и нередко связано с магией и оккультизмом. Ощутив болезненное вляние современной живописи в 90-ых годах стал заниматься копированием старых мастеров – в основном деревенских пейзажей, пасторальных видов.
Воцерковившись, окончив иконописный класс при духовной академии Санкт-Петербурга, с 1992 года занимаюсь только иконописью, изучая возможности техники яичной темперы, которая позволяет использовать огромное количество живописных приёмов для создания Образа. Современному иконописцу дана огромная степень свободы в выборе стиля, понимании живописной формы, выборе и изучении огромного количества исторического материала. По этому поводу пишутся статьи, проводятся форумы. Часто за «канон» выдаётся система догм, запретов или строгая последовательность живописных приёмов, ругают всё современное и превозносят старинное, но великое вдохновенное искусство не может быть примитивным. Иногда иконописцы отличаются излишней консервативностью и не допускают даже небольшого отклонения от образца, хотя эти образцы зачастую дописывались, реставрировались или имели утраты, которые иконописец обязан восстановить. Конечно, каждый человек обладает своим вкусом, предпочтением, эстетическими склонностями. Мы видим, что даже древние иконы одной эпохи отличаются друг от друга и по мастерству исполнения и по характеру живописных приёмов, хотя ощущение единого, объединяющего стержня, несомненно присутствует.
В создании иконы я – за золотую середину, необходимо «балансировать» между мерой свободы, дисциплины, выбором стиля, увлечения эффектными приёмами, демонстрацией мастерства. Не люблю излишний пафос, экзальтацию, нарочито грубое, топорное исполнение, с другой стороны – елейность, вялость, манерность. Часто всё это выдаётся за «духовность.
Икона схожа с человеком, имеет и «телесную» сторону – материалы, дерево, грунт, краски, и «душевную» – мастерство исполнения, совершенную по возможности форму, эстетику сочетаний цветовых пятен, силуэта и т.д. Она должна адекватно восприниматься современным человеком, быть доступной, побуждать или хотя бы не мешать молитве, быть вдохновенным творчеством, Художеством. Она должна служить апологией Православия. Для иконописца очень важны и ремесленные навыки, понимание иконописной формы, стиля, художественного вкуса.
Анализируя, изучая, ставшим доступным в наше время не без участия технического прогресса, материалы по православной иконописи, стараюсь выбрать то, что мне близко. Нравятся тонкие, нежные сочетания цветов, изощрённые построения пробелов, точно выстроенные объёмы ликов. Стараюсь, конечно, ориентироваться на лучшие мировые образцы, предпочитая мягкие, лиричные образы. Иконы находятся во многих храмах Санкт-Петербурга: Успенском /блокадном/ храме, в храмах подворий Валаамского, Зеленецкого и Коневского монастырей, в Софийском соборе г. Пушкина, в часовне Санкт-Петербургских и Ладожских святых, в Скорбященском храме на Шпалерной ул., в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре, часовне прп. Евгении в Колтушах, а также в частных собраниях. В целом радует возрастание качества современной иконописи, есть отличные мастера, профессионалы своего дела.. Жена Стенинг Ольга Аркадьевна – мастер церковной вышивки, создала хоругви для подворья Валаамского монастыря, помогаю ей в рисунке и выборе концепции.