Воспоминания о протестантском прошлом

Путь к Богу не всегда бывает прямым. У каждого из нас найдутся такие воспоминания, которые сейчас могут казаться ошибкой молодости, искушением или даже откровенной глупостью. Но это сейчас – с высоты прожитых лет и духовного опыта... А в моменты отклонений от прямого курса мы, скорее всего, думали, что поступаем правильно. Быть может, Бог потому и попускает нам идти кривым маршрутом, чтобы мы сами сделали соответствующие выводы, пересмотрели прошлые взгляды и добровольно выбрали лучшее? Ведь любовь никому ничего не навязывает...

Сегодняшний рассказ – это история прихожанина Свято-Троицкого Измайловского собора, Алексея, который пришёл в православный храм через протестантскую общину. Насколько полезен оказался для него этот опыт? Помог ли он нашему герою по-новому открыть для себя Православие? Или, напротив, стал дополнительным препятствием на его пути к Богу? Послушаем, как на эти вопросы отвечает сам Алексей.


Алексей Алёшин

Воспоминания о протестантском прошлом

Я уверовал в начале 90-х годов прошлого века. Все прекрасно помнят, какая в стране была ситуация. Только что рухнул СССР, и открылась так называемая «свобода», пользуясь которой, в страну хлынули проповедники разных мастей. Появились секты и оккультные движения. Русская Православная Церковь тогда ещё была слаба и не знала, что делать с полученной свободой. После 70 лет гонений и запретов Церковь сразу же не могла организовать широкой кампании по распространению Слова Божия. А протестанты такую возможность нашли и воспользовались ею.

Широкая «евангелизация» населения скоро стала приносить свои плоды: люди бросились в протестанские общины, а их церкви стали появляться как грибы после дождя. Причём у протестантов тоже была «свобода»: любой иностранец мог назвать себя пастором и организовать свою общину.

В разгаре евангельской кампании появилась и первая межконфессиональная христианская радиостанция, «Теос», принадлежащая одной новоявленной протестанской общине – «Евангелической Русской Церкви» (сокращённо ЕРЦ) – самой по себе довольно интересной и необычной. Организовал эту общину бывший баптист, который разошёлся во взглядах со своими братьями по вере и, покинув баптистскую церковь, организовал свою собственную. Конечно, организовал он её не один, а с группой единомышленников. Был в Канаде одно время и там получил степень доктора богословия. Причём эта степень (точно не знаю, как у них это принято) была присуждена ему почётно (отсюда звание «почётного доктора богословия»). Община обосновалась в России, в Санкт-Петербурге. А этот человек стал называться пастором и пресвитером, возглавив только что созданную церковь. Арендовав у какой-то компании радиопередатчик, единомышленники пастора стали проповедовать Слово Божие в эфире. Радиостанция была самостоятельная. У неё была своя частота на средних волнах, и вещала она весь день.

Многие люди, жившие все эти годы в атеистическом обществе, где слово «духовность» всячески искажалось, понимали под ним всё, что угодно. Услышав открытую проповедь о Боге, многие уверовали, но не все пошли в православные храмы. Определенная масса ринулась к протестантам и наполнила их церкви.

Я тоже размышлял недолго. Полгода походил в православный храм, причём не очень активно участвовал в богослужебной жизни. Мало что понимал на службе. К тому же народу много – и все стоят. Службы долгие, утомляли. А я ещё к тому же не совсем здоров. В общем, пришёл в ЕРЦ. Там всё хорошо – все сидят. Богослужение понятное, и проповедь занимает в нем центральное место. Плюс новые знакомства. Остался там и пребывал года четыре, о чём сейчас нисколько не жалею.

На пасхальной службе в ЕРЦ.jpg
На пасхальной службе в ЕРЦ (фото из архива группы ЕРЦ «В Контакте»)

Община ЕРЦ, как я уже сказал, была необычная. На сцене арендованного ими дома культуры стоял крест с терновым венцом Спасителя, а под ним висела икона Иисуса Христа. Так что протестанты из этой общины иконы почитали. Правда, святых всё же отвергали как ненужных «посредников» в отношениях Бога и человека. Но в то же время у них была свобода проповеди Православия – и в общине, и на радио. На проповедь к ним приходили иногда православные священники и студенты Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии. Могу даже вспомнить и назвать их имена: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин) и протодиакон Андрей Чижов (ныне покойные), протоиерей Борис Безменов, тогдашний студент Семинарии (а потом иерей) Константин Пархоменко. В радиопрограммах участвовал сам отец Константин и его супруга – Елизавета Пархоменко. Также в эфире звучали записи проповедей протоиерея Богдана Сойко.

Архиепископ Михаил на богослужении в ЕРЦ.jpg
Архиепископ Михаил (Мудьюгин) на богослужении в ЕРЦ (фото из архива группы ЕРЦ «В Контакте»)

В общении с протестантами мне больше всего нравилась их открытость и сердечность. Правда, большинство людей там были случайные «захожане» – те, кто приходил ради любопытства. Но были и такие люди, кто не просто выслушивал чужие проблемы, но и пытался, чем мог, помочь. Когда я заболел, растерял всех своих прежних друзей – они меня бросили в болезни. А у протестантов я нашёл много новых знакомых, некоторые из которых остались моими друзьями по сей день (хотя я уже не хожу к ним в общину). И за это общение, душевную теплоту и понимание я протестантам очень благодарен. А еще мне хочется поблагодарить их за море литературы. В общине был один продавец книг. Он всегда выбирал интересную литературу – преимущественно православную. И причиной моего перехода в Православие стали слова именно этого человека: «А истина всё же в Православии». Я стал задумываться, так ли это?! А тут еще моя знакомая бабуля перешла в Православие и властно стала давить на меня своим авторитетом...

Когда я перешёл в Православие, многое сначала казалось мне непонятным. Особенно в Богослужении. Но тут, слава Богу, мне помогло только что начавшее вещание православное епархиальное радио «Град Петров». В основном я слушал его и радио «Мария». Помог мне многое понять, прежде всего, отец Александр Степанов – главный редактор «Града Петрова». Я долгое время ходил к ним в братство (Православное братство св. Анастасии Узорешительницы). Потом по все тому же радио услышал отца Виктора Пантина, ученика протоиерея Василия Ермакова, и многое узнал от него. Отец Виктор – по образованию филолог. Человек интересный и любвеобильный. Я хотел, чтобы он стал моим духовником, но его перевели в Архангельскую область, и я потерял с ним связь. Говорят, сейчас он трудится в каком-то монастыре, восстанавливает его.

Потом отец Константин многое объяснял – я слушал его ответы в передачах «Пастырского часа» на радио. Потом мы начали с ним общаться вживую, при встрече в соборе. А недавно я переехал в Красносельский район, в Сосновую Поляну. Тут моё внимание привлекла личность отца Алексия Володина. У него был клуб для молодёжи – клуб преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Там для меня было и новое общение, и новые знакомства. Но клуб перестал существовать, когда батюшку перевели служить в Горелово – туда членам клуба было далеко ездить, и постепенно идея сошла на нет. Очень жаль! Сейчас я хожу в клуб «Азбука Питер» при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Очень хорошее место. Атмосфера любви, доброты. Да и просто мне там хорошо.

***
Пребывание в ЕРЦ послужило для меня трамплином на пути к Православию. Я прочёл немало духовной литературы, анализировал, сравнивал их учение и наше... Я говорю «наше», потому что сейчас пришёл в Православие осознанно, зная по своим сравнениям, что оно гораздо глубже и богаче, чем протестантизм. А самое главное, в ЕРЦ нет Таинства Причастия в нашем привычном понимании. Протестанты понимают Причащение как вкушение хлеба и вина в воспоминание страданий и деяний Спасителя. Для них хлеб и вино остаются всего лишь хлебом и вином, тогда как у нас происходит претворение хлеба и вина в истинную Плоть и Кровь Христовы. А еще Православие, в отличие от протестантизма, можно изучать всю жизнь. И в этой глубине мне видится особая красота.

Сейчас ряды общины ЕРЦ сильно поредели. Раньше в ней было около тысячи человек, а сейчас едва ли осталась сотня. Все в основном разошлись по разным православным приходам. Кто-то пребывает в других протестанских церквях. А радио «Теос» купили баптисты из Москвы.

Материал подготовила Виктория Голубкова


Об авторе. Алексей Алёшин, 37 лет, коренной ленинградец-петербуржец. Мои родители родом из деревни. Сейчас работаю курьером в фирме по утилизации металлолома. До этого не работал по болезни (в детстве перенёс энцефалит). Увлекаюсь историей, люблю встречи и знакомства с новыми людьми. Люблю читать хорошие книги – например, фантастику, но больше историческую и духовную литературу. Сейчас изучаю житие старца Паисия Святогорца.

Фото автора.jpg

Комментарии

Спасибо за материал! Для моей семьи очень актуален- мой дядя посещает протестантскую церковь, именно участие и небезразличие ее членов особенно притягивает, но, к сожалению, мой дядя в Православие не переходит...
 
...мой дядя посещает протестантскую церковь, именно участие и небезразличие ее членов особенно притягивает, но, к сожалению, мой дядя в Православие не переходит...
Расскажу три истории, в дополнение к рассказу Алексея Алешина.
Одна протестантка, Г., очень достойная женщина, рассказывала мне о некоей Е., оказавшейся нашей общей знакомой. Я эту Е. знала как если не ученого секретаря (память подводит, давно это было), то как руководителя издательского отдела крупного НИИ, сопредельного с издательством, в котором я тогда работала. Знала я ее совершенно шапочно, но производила она впечатление человека энергичного и жизнерадостного. И вот через много лет Г. рассказывает мне, как протестантская община, в которой она тогда состояла, помогала Е., тоже ставшей протестанткой. Однажды Е. заболела (она уже была на пенсии и жила одна), и к ней пришли люди из ее общины. В двух словах – дом Е. больше всего напоминал собой… авгиевы конюшни. Через месяц после тотальной уборки дома к ней снова пришли из общины – и опять к тому же самому… Я думаю, православные, убрав дом, позаботились бы еще и о том, чтобы помочь своей подопечной исповедаться и причаститься, то есть убрать душу, а не только дом.
Не стану называть помощь протестантских друзей Е. «атакой любовью», всё это были просто добрые, отзывчивые люди, и кто знает, может быть, сегодня они, как и Алексей Алешин, тоже перешли в Православие.
Примерно год спустя я познакомилась с одной нашей прихожанкой, Л., которая не так давно перед тем вернулась в свой родной город с Чукотки, где много лет работала вместе с мужем. Чукотка, как известно, - совсем рядом с Америкой, всего лишь через пролив, и вот к ним стали наведываться американские протестантские миссионеры. Крещенная, как и тысячи наших соотечественников, еще в детстве, Л. не просто не устояла, но и горячо восприняла новую веру. И была в ней лет восемь. А потом тяжело заболел (Чернобыльский след…) и умер ее сын. Вот тут-то Л. и узнала, что протестанты… не молятся об усопших. Дальше – больше: что они не чтут Матерь Божью, что они не признают святых, потому что для них Учение Церкви заканчивается на Священном Писании, Предания же, вместе со святыми отцами, так же, кстати, как и икон, для них не существует. Излишне говорить, что Л., хотя и не без боли и чувства вины перед своей наставницей, которая была так добра к ней, ушла в Православие (к тому времени она уже вернулась в родной город).
И третья история. У другой нашей прихожанки в Москве живет родственница, Н., которая, тоже будучи по Святому Крещению православной, перешла в протестантизм. Прошла их «крещение», то есть полным погружением («баптизм» - от «баптизо», то есть «погружаться»). А, приезжая к нам в город в гости, она приходила вместе со своей родственницей в наш собор… В ее приезды всегда шли «диспуты» о ее и о нашей вере. И вдруг однажды меня… озарило. «Н., - сказала я: - А ты знаешь, что ты дважды крещена? В Православии и в протестантизме?» - «Знаю». – « А что сказано в Символе веры?» - «Ну, там много чего сказано…» - «А там сказано: исповедую едино крещение во оставление грехов». Довод оказался неотразимым… В конце концов она покаялась и теперь - верная православная.
Эту историю, третью и последнюю, я рассказала специально для Любови Постниковой, дядя которой «посещает протестантскую церковь, именно участие и небезразличие ее членов особенно притягивает, но, к сожалению, мой дядя в Православие не переходит...» Если он принял протестантизм, не будучи крещенным в Православие, - это его личный выбор, протестантизм – тоже христианство, хоть и с очень и очень серьезными оговорками, но если он стал протестантом, будучи, пусть даже номинально, православным, - с него за нарушение одного из важнейших членов Символа веры, в которую он был посвящен, будет спрошено…
Прошу простить за столь длинный комментарий, но я надо всем этим в свое время очень много думала...
 
Трудно однозначно выразить свое мнение по поводу протестантизма в России. Помогает ли он сейчас кому-нибудь находить свою дорожку в Православие? Но я тоже помню 90 годы. Я тогда была подростком. Моя бабушка была верующей, и меня даже в дошкольном детстве причащали (воспоминания остались довольно смутные), потом был период пионерский, когда я стояла "почетным" караулом у дверей храма в Таллине, пока мама осматривала его изнутри. А в 91 году у нас в Колпино, где я тогда жила с мамой и бабушкой, абсолютно бесплатно показывали фильм "Иисус". И мы с мамой пошли. Я еще была довольно взъерошена стычкой с мамой по поводу того, как мне одеться, и пришла весьма недовольная. Зал был полон. Не сразу, но через некоторое время, я почувствовала, что мое недовольство проходит. Душа начала раскрываться, дальше смотрела фильм на одном дыхании. И с тех пор полюбила Иисуса как Личность. Я потом еще долго скиталась "в дальней стороне", но память о Нем осталась в душе. И ощущение Его Величия и Святости...
Помня этот фильм и свои впечатления от него, я очень хотела показать его детям. И вот, по-моему, в прошлом году, мы нашли его в интернете и посмотрели. Но такого грандиозного впечатления он больше не произвел на меня. Тогда казалось, что сказано все, а в этот раз - лишь ощущение скольжения по поверхности, хотя фильм, безусловно качественный...
 
Татьяна-Чернышева написал(а):
А в 91 году у нас в Колпино, где я тогда жила с мамой и бабушкой, абсолютно бесплатно показывали фильм "Иисус". И мы с мамой пошли.

Татьяна, как интересно! Мой путь к осознанной православной вере тоже проходил через этот фильм (и, более того, только благодаря этому фильму и состоялся). В 2003 году фильм "Иисус" показывали в Петербурге. Один молодой человек пригласил меня тогда на свидание в кино. Но он был очень беден, и я стеснялась принять его приглашение (оплата двух билетов в кино сильно подорвала бы его бюджет). А тут вдруг бабушка рассказала мне о возможности посмотреть хороший фильм бесплатно. И я ею воспользовалась: предложила молодому человеку сходить на фильм "Иисус" (на который, кстати, одна бы не пошла :)). В конце просмотра на сцену вышла женщина и спросила, кто готов в эту минуту "принять Христа", просила поднять руки. Я, помнится, была очень расстрогана и смущена присутствием моего компаньона. Но руку честно подняла. :) Во мне действительно в тот момент произошла встреча со Христом...

После просмотра фильма всем зрителям бесплатно раздали маленькие карманные Новые Заветы. Я была очень благодарна протестантам за этот подарок. До сих пор я видела Библию только в формате огромного "талмуда". А это издание можно было носить с собой в сумочке и читать в метро без привлечения внимания окружающих. Именно это побудило меня прочесть Новый Завет впервые и от корки до корки.

А уже когда Новый Завет был прочитан, я обратилась за ответами на возникшие вопросы к своей подруге, на тот момент протестантке (других верующих знакомых у меня не было). Она оказалась очень честным человеком. Познакомив меня со своими друзьями из протестантской общины, она, тем не менее, никуда меня не тащила, а посоветовала мне самой "найти свою церковь", по душе. В детстве бабушка меня водила в православный храм, где я была крещена. И после такого доброго напутствия мне осталось сделать всего один шаг, чтобы вернуться домой...

Так что я тоже горячо благодарна протестантам. Думаю, благодаря их своевременным трудам и усердию в распространении Евангелия и знакомстве с личностью Христа, очень многие люди в нашей стране пришли к осознанной вере. Для меня протестантизм - это только "ступенька" для тех, кто не знает другого пути. Кто-то останавливается на ней, потому что пока не чувствует потребности двигаться дальше (в будущем такая потребность у них может возникнуть). А кто-то очень скоро исполняется сил и желания, чтобы сделать шаг выше. В любом случае, ведёт человека Сам Господь Бог и ведёт именно тем путём, который человеку личностно ближе, посильнее.

PS. Кстати, фильм "Иисус" я до сих пор считаю лучшим из всех фильмов о Христе и с удовольствием пересматриваю его в периоды поста. Его снимали настоящие профессионалы. А исполнителю главной роли эта работа даже едва не стоила жизни. Я уже писала раньше, почему так ценю эту картину (вот здесь можно прочитать мою рекомендацию).
 
Подлинно сказано: «Скупой платит дважды». Вчера, продумывая свой комментарий, я пожалела время на собственные «воспоминания» о протестантизме. А вначале тоже хотела рассказать, как была по-хорошему ошарашена фильмом «Иисус» в кинотеатре «Спартак» (а, надо отдать им справедливость, никто не умеет снимать фильмы на темы Священной Истории так, как протестанты), как участвовала однажды в каком-то протестантском марше по городу, как тоже получила книжечку Нового Завета, как сейчас помню, на станции метро «Пролетарская», с которой, кстати, до сих пор хожу на Литургию, заложив в ней зачала дня. Более того – чтобы уж точно никто не заподозрил меня в «конфессиональной узости», напомню (я об этом писала в свое время в одном из комментариев), что полгода работала в протестантском издательстве (пока на меня не наложил за это, вкупе с сотрудничеством с католическим радио «Мария», полугодовую епитимью один батюшка). Должна отметить, что в издательстве этом подобрался очень работящий и дисциплинированный люд (что не так уж часто встречается в православных организациях; один мой хороший знакомый из православных любит говорить: «эти уж православные раздолбаи!..») И многие свои первые книги я купила в прекрасном магазине «Кайрос», где, наряду с протестантской литературой, щедро была представлена и православная.
Так вот, вчера пожалела время, а сегодня вынуждена пояснить, для чего же все-таки я рассказала свои три истории, в дополнение к рассказу Алексея. Дело в том, что наш сайт называется «Азбука веры», что уже само по себе говорит о том, что он знакомит не только с богословскими, но и с «азбучными» истинами, а среди наших зарегистрированных читателей есть немало таких, которые пишут о себе: «Присматривающийся», «Сомневающийся» и т.п. И, если знать, что в некоторых регионах России – до сих пор засилье протестантизма, притом отнюдь не в качестве милой «ступеньки» (многие ли в столичных наших городах об этом знают?), то вряд ли излишне сказать об основных «родимых пятнах» этого направления христианства. Например, о том, что протестанты не молятся об усопших, - что для русского вообще непредставимо. Много лет мне не вспоминались те три истории, которыми я поделилась, и если вчера они вдруг вспомнились – то, наверное, не зря.
 
Людмила Никеева написал(а):
И, если знать, что в некоторых регионах России – до сих пор засилье протестантизма, притом отнюдь не в качестве милой «ступеньки» (многие ли в столичных наших городах об этом знают?), то вряд ли излишне сказать об основных «родимых пятнах» этого направления христианства. Например, о том, что протестанты не молятся об усопших, - что для русского вообще непредставимо. Много лет мне не вспоминались те три истории, которыми я поделилась, и если вчера они вдруг вспомнились – то, наверное, не зря.

Не зря, конечно. Проблемы, названные Вами, замалчивать нельзя. Но чтобы они были восприняты как проблемы теми же сомневающимися, надо чтобы кто-нибудь из православных людей потрудился помочь им найти ответы на следующие вопросы:

1. Как сомневающемуся человеку найти православную альтернативу церкви, если в том регионе, где он живёт, слабо развиты православные приходы или миссионерская работа ведётся не достаточно активно? Ведь наверняка "засилье" протестантизма происходит не от "тирании" протестантов. Свято место пусто не бывает. Если протестантские приходы успешно развиваются, значит, в тех местах, где это происходит, людям никто не может предложить более достойной альтернативы. Значит в нынешнем протестантизме они находят поддержку и силу, которых им больше негде найти. Таких порталов как "Азбука" людям недостаточно. Им нужен и добрый батюшка, доступный для общения, и возможность пообщаться и потрудиться с единоверцами на приходе, и живые примеры евангельской любви ко всем сомневающимся, поданые православными людьми... А это всё требует личного присутствия православных праведников ("закваски") в таких регионах. (К слову, у меня друг живёт в Новокузнецке - там как раз такая проблема. Православных храмов у них на весь город всего 3. Все переполнены. А сердечности и понимания от прихожан и священников он в них пока не встретил. И таких батюшек, как наш о.К., у них нет. Для него это реальное препятствие и повод не верить тем, кто называет себя православными.)

2. Что плохого в том, что протестанты не молятся об усопших? Есть ли какие-нибудь книги и статьи на эту тему, которые убедительно показали бы сомневающимся, что это действительно дело первоочередной важности, и что без этого ни они, ни их близкие не спасутся? Я, например, таких разъяснений не встречала. И если бы меня сейчас какой-нибудь сомневающийся человек спросил, почему молиться за усопших важно, я бы не нашла убедительных аргументов. Честно. Во всяком случае, объяснить это с помощью Евангелия я бы не смогла. А из святых отцов мне больше вспоминается "Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи". Разве молитва за усопших - единственный путь стяжания мирного духа (Святого Духа)?
 

Есть ли какие-нибудь книги и статьи на эту тему, которые убедительно показали бы сомневающимся, что это действительно дело первоочередной важности, и что без этого ни они, ни их близкие не спасутся? Я, например, таких разъяснений не встречала.
Вот, навскидку:
О поминовении усопших по уставу Православной Церкви

Святитель Афанасий
Мерой и Правилом...
Жизнь за порогом смерти
Зачем поминать усопших. Александр Ткаченко
Поминовение усопших – Воцерковление для начинающих – священник...
Поминовение усопших Основание. Наставления в духовной жизни...
Слово об усопших в вере – Преподобный Иоанн Дамаскин

Ну, и так далее. На нашей "Азбуке" много чего еще есть.
Добавлю: нигде не утверждается, что без молитв об усопших "ни они, ни их близкие не спасутся". Речь не идет именно о спасении, речь идет об облегчении посмертной участи усопших и о "сомолитвенничестве", то есть о цели, не столь дерзновенной, как спасение, но требуемой простым милосердием и солидарностью членов Церкви - живых с усопшими, и наоборот.
Что же касается вопроса о "засилье", сегодня у меня уже нет времени на него ответить.


 
Людмила Никеева написал(а):
Речь не идет именно о спасении, речь идет об облегчении посмертной участи усопших и о "сомолитвенничестве", то есть о цели, не столь дерзновенной, как спасение, но требуемой простым милосердием и солидарностью членов Церкви - живых с усопшими, и наоборот.

Спасибо, Людмила Александровна. Думаю, многим людям, интересующимся этой темой, эта информация будет полезна.

Если главный недостаток протестантов в том, что они не творят дел милосердия к усопшим и не заботятся о солидарности членов Церкви (живых и мёртвых), то лично у меня возникает вопрос - а должны ли они этим заниматься? Такую ли миссию на них возложил Господь?

Быть может я ошибаюсь (это всего лишь моё личное наблюдение), но мне кажется, каждому человеку уготовано своё призвание, своё христианское служение. Какое - одному Господу известно. Для одного человека, например, главное дело милосердия и любви заключается в молитве о ближних. Для другого - в уходе за больными. Для третьего - в просвещении заблуждающихся. Для четвертого - в утешении обиженных и унывающих. И т.д. (во всём богатейшем разнообразии мироздания). Я нахожу этому подтверждение и у апостола Павла ("И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении" (Рим. Гл.12)), и в словах Серафима Саровского: "Стяжевайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают." Думаю, люди для "большего прибытка" просто используют те возможности, которые даёт им время и окружение. Например, протестанты в 90-е годы могли стяжать много благодати через миссионерство. Православная Церковь не предоставляла им такой возможности служения, а в протестантской она была. В итоге, как мы видим из рассказа Алексея, христианство только выиграло. Также и сегодня, наверное, не все люди находят возможность применить свои дарования на православных приходах, хотя и рады были бы. Христианская солидарность, мне кажется, заключается прежде всего в том, чтобы каждый, чем может, служил Христу с максимальной отдачей и пользой. И тогда всему Телу будет всего хватать. Или это неправильно с богословской точки зрения?
 
Разве молитва за усопших - единственный путь стяжания мирного духа (Святого Духа)?

Молитва за усопших – это, прежде всего, проявление нашей любви к нашим близким, которые сами для себя, для своего спасения, уже ничего не могут сделать. Как раз об этом вчера читала в письмах Иоанна Крестьянкина:

«Церковь молится обо всех, и если за гробом нет покаяния, то еще до Страшного второго пришествия Господня есть для таковых помощь в молитве Церкви по предстательству близких. Разве можем мы с Вами отказать в помощи страждущим?!»
 
Марина23 написал(а):
Разве можем мы с Вами отказать в помощи страждущим?!»

Страждущим - конечно, не можем отказать. Но почему мы можем быть уверены, что все умершие, о которых мы молимся - страдают? Они что, говорили нам лично о своём страдании? Просили нас их вымаливать? По-моему, это вопрос личной веры человека. Один верит, что усопшие люди не были страшными грешниками, и что милосердие Божие покроет их грехи. А другой убеждён, что усопшие не смогли заслужить оправдание при жизни, а Спаситель - настолько беспомощен, что не смог спасти возлюбленные чада. Мне кажется, я могу понять взгляды и тех, и других. И обе точки зрения имеют право на уважение, так как продиктованы любовью к Богу и человеку (в первом случае - детским доверием, во втором - родительским стремлением уберечь от опасности).
 
Но почему мы можем быть уверены, что все умершие, о которых мы молимся - страдают?

Мы, конечно же, не можем знать посмертной участи умершего, но в любом случае наша молитва не останется бесплодной. Если человек – у Бога, то он также почувствует нашу молитву и будет молиться за нас у престола Божия, ведь в молитве наши души сообщаются через Христа, через молитву пользу получает и молящийся и тот, за кого мы молимся, это наша милостыня за умершего, и Господь в любом случае приемлет ее как проявление любви. Наше дело (дело любви) - молиться за умерших, а не рассуждать о пользе нашей молитвы. Ведь нам самим, когда придет наш час, очень понадобятся молитвы об упокоении нашей души. Вот представьте, Виктория, проходите Вы мытарства, терпите нападения бесовские, а Ваши родственники рассуждают, нужны ли Вам их молитвы или нет, ведь Господь милостив и по-любому спасет Вас, да и сами Вы были хорошим человеком, в Бога верили, так что спасение у вас считай что в кармане, как примерно рассуждают протестанты… И останетесь Вы в итоге без молитвы из-за таких вот «рассудительных» родственников…
 
Марина23 написал(а):
Наше дело (дело любви) - молиться за умерших, а не рассуждать о пользе нашей молитвы. Ведь нам самим, когда придет наш час, очень понадобятся молитвы об упокоении нашей души. Вот представьте, Виктория, проходите Вы мытарства, терпите нападения бесовские, а Ваши родственники рассуждают, нужны ли Вам их молитвы или нет.

Я думаю, Марина, любое дело, которое мы делаем во имя любви, должно быть прежде всего осознанным и добровольным. Исходящим от чистого сердца и веры ("по вере вашей да будет вам"). Только тогда оно будет угодно Богу и послужит нам во спасение. В противном случае, мы рискуем впасть в самообман. Жалкую картину представляют собой верующие люди, которые делают что-либо неосознанно и без искреннего желания - только потому что "все так делают". Это называется "обрядоверием". Поэтому рассуждать и добровольно выбирать, во что верить - очень даже христианское дело. Как говорил Андрей Кураев: "в церкви снимают шляпу, а не голову".

PS. Кстати, свою собственную точку зрения на молитву об усопших я не озвучиваю. Выше я писала лишь о том, что считаю обе точки зрения допустимыми. А уж какую из них выбрать для себя - каждый пусть решит сам. Единственная причина, по которой я здесь пишу - поддержка сомневающихся читателей блога, которые могут воспринять некоторые комментарии как осуждение в свой адрес.
 
Я в полном недоумении. Мы серьезно обсуждаем вопрос, хорошие ли люди протестанты и спасутся ли они. Или мы через них, если придем к ним на приход, в случае отсутствия должного православного прихода рядом. Должного, потому как переполненный народом с замученными батюшками нам не подходит. Мы же приходим поговорить о себе, о своих деланиях на поприщах веры, о служении. Своем, разумеется. А у священника нет времени все это выслушать и восхититься нашими подвигами на пути к спасению – своему, а главное - других. А у них, у протестантов, есть время и желание поговорить. Да еще по пунктам, да еще с конкретной установкой на успех. Ведь только у протестантов успехом в жизни меряется ваш путь к спасению. Господь, их Господь, любит преуспевающих.
Я сейчас перечитываю исторические романы Дмитрия Балашова. Кстати, они начали издаваться с 80-х годов прошлого века. И многие люди познакомились с православием, с Евангелием, со Христом из этих умных книг. Так вот, у него целый трехтомник посвящен Сергию Радонежскому. И называется "Похвала Сергию". И вот я подумала,: если бы мы сейчас разговаривали бы со старцем или его современником митрополитом Алексием о протестантах, которых, кстати, тогда еще не было, и рассказали бы им об очередном отпадении от Церкви (и так уже расколотой), когда люди по своему своевольному хотению исказили учение Христа, отмели Саму Божью Матерь за ненадобностью им, отринули молитвы за усопших, выбросили святых угодников Божиих, отшвырнули иконы, что было бы? Мне кажется, ответ был бы один: ересь. Это ересь. Причем ересь агрессивная, накладывающаяся на любовь человека к тварному миру, к собственным удовольствиям и лицемерно прикрывающаяся словами о любви ко Христу. Они не любят. Это ажиотация. Они не сострадают, они не молятся. И почему нужно разделять молитву, - и милосердие, уход за больными и т.д.? Думать что кто-то пытается снискать себе Благодать через молитву, а кто-то через Делание... Но тот же Сергий Радонежский разве отделял молитву от делания? Одно без другого для него просто было не возможно. Он даже лапти плел с молитвой. И больных исцелял с молитвой. И на Куликовское поле отправлял полки с молитвой. Мы его молитве и обязаны тем, что состоялись как народ, как страна, как государство. И всерьез считать, что в 90-е годы протестанты снискали себе благодать через свое миссионерство?, а Православная Церковь не давала им такой возможности? Кому, им? Протестантам? Или просто людям, ставшим православными и захотевшим реализовать себя в миссионерстве? Разве наше дело - обсуждать, какую миссию и на кого возлагает Господь? Марина абсолютно права: наше дело - молиться и надеяться, со своими решениями и уверенностью мы можем идти куда угодно, только не к Господу. Мы можем просить только милости, даже не справедливости. Потому что по справедливости... А Господь управит!

И последнее: на все вопросы, которыми задается Виктория, давно даны ответы в тех книгах, список которых привела Людмила Никеева. Если нет времени или желания с ними хоть как-то ознакомиться, то в таком деликатном вопросе, как молитвы об усопших (для кого-то именно сегодня, может быть, особенно трепетном), «удобее молчать».
 
Совершенно согласна, Виктория, с тем, что молитва – дело доброй воли. «Невольник – не богомольник». Но хочу еще раз подчеркнуть, что молитва, прежде всего, – дело любви. Человек молится не потому, что «все так делают», а потому что любит ближнего своего и желает ему спасения, как самому себе («Возлюби ближнего своего, как самого себя»). Если любишь человека, желаешь от всей души ему спасения, то перед тобой не будет стоять вопрос, молиться за него или нет. Вера и любовь не от головы должны идти, а от сердца.
 
Виктория Голубкова написал(а):
Мне кажется, я могу понять взгляды и тех, и других. И обе точки зрения имеют право на уважение, так как продиктованы любовью к Богу и человеку (в первом случае - детским доверием, во втором - родительским стремлением уберечь от опасности).
Мнение о том, что Спаситель оказался беспомощным кого-то спасти никак не имеет права на уважение, на мой взгляд. ( Думаю, Вика, Вы просто не так выразились). Скорее проблема в том, что не каждый христианин имеет счастье исповедаться на смертном одре. И потом сам этот момент перехода страшен - ведь приходит человеку что-то в голову в последние мгновения. Дай Бог, прожить их в полном согласии с волей Божией! Это что касается действительного члена Церкви. (Кстати, у протестантов, по-моему исповеди тоже нет? или я ошибаюсь?) Но как много, к сожалению, крещеных, которые приходят в храм только поставить свечку! Как быть им без молитвы Церкви?
А вообще, мне очень понравилось Ваше сравнение протестантсва со ступенькой к Богу - это получается как бы клуб по интересам. Но все-таки основа христианства - Таинство Единения с Богом во Святом Причащении. "Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу." (Мк.10.26-27)
 
И если бы меня сейчас какой-нибудь сомневающийся человек спросил, почему молиться за усопших важно, я бы не нашла убедительных аргументов. Честно.
Попробую объяснить. Всё, единственное, что мы можем (и должны) "накопить" в этом мире - это любовь. По этой любви мы будем и судимы, в зависимости от того, сколько мы её стяжали или не стяжали...
Умирая, человек уже не может проявлять, умножать свою любовь, всё, черта под его жизнью подведена. Но любовь человека может продолжать умножаться и после его смерти через его близких, через их молитву об усопшем, их покаяние и дела милосердия в память о нём.
Человека уже нет с нами, но он оставил нам искорку любви, которая воспламеняется в дела любви через нас. Его любовь продолжает умножаться и помогает ему духовно возрастать. "В доме Отца Моего обителей много" (Ин. 14:2).
В дополнение хочу сказать, что не всё в Православии умопостигается. Иногда духовный опыт убеждает нас в правильности того или иного вероучительного положения.
 
Если главный недостаток протестантов в том, что они не творят дел милосердия к усопшим и не заботятся о солидарности членов Церкви (живых и мёртвых), то лично у меня возникает вопрос - а должны ли они этим заниматься?
Виктория, дорогая, простите… Меня, мягко говоря, удивляют Ваши высказывания…
Мне порой даже кажется, что это какая-то провокация. Вы с такой легкостью ставите под сомнение опыт Матери-Церкви, к чадам которой Вы себя относите. И не просто ставите под сомнение, но с упорством оспариваете и труды отцов Церкви, и каждодневный молитвенный труд наших пастырей.

В конце Литургии частицы, вынутые о здравии и о упокоении наших близких, опустят в Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Честною Твоею Кровию, молитвами святых Твоих». Просфорные частицы, напитываясь Животворящей Кровью Христовой, освящаются, и это освящение передается душам людей, за которых они принесены. (из фотоальбома «Проскомидия» отца Константина Пархоменко)

Ничего не имею против Вас лично, но призываю Вас быть более осторожной в своих высказываниях. Ведь у Вас под аватаром написано: Православный христианин. И своими высказываниями Вы можете ввести в соблазн тех самых сомневающихся, о которых так печетесь… Простите.
 
Дорогая Светлана, обратите пожалуйста внимание, что Виктория ведёт речь не о православных, а о протестантах. Поэтому высказывание Виктории по поводу протестантов никоим образом не относится к православным.
Протестанты не должны почитать усопших, поскольку это, к сожалению, не предусмотрено их верой.

Мы, православные христиане молимся за усопших, поскольку это единственное, чем мы можем им помочь. Мы делаем это, потому что мы их любим и хотим им помочь.
 
Хотел бы ещё добавить относительно исповеди у протестантов.Да такого Таинства у них нет точно!В мою бытность протестантом в данной общине(ЕРц),там была такая"покаянная пауза"если можно так сказать.Во время неё члены общины"каялись"мин.10-15 себе в коленки.Т.е уткнув голову себе в колени.Была такая "беседа"с Богом и сожаление о своих грехах.Молчаливая пауза.И всё!
 
Сверху