Уральский дневник. Часть 2

Эта запись является частью серии записей Уральский дневник
Анастасия Коренькова

Уральский дневник. Часть 2

От Ипатьевского монастыря до Ипатьевского дома

…В Храме-на-Крови, слушая в очередной уже раз рассказ о страшной ночи 17 июля 1918 года, я просто поразилась пришедшей в голову мысли: есть что-то символическое в том, что Царскую Семью убили не где-нибудь, а в Ипатьевском доме. Ипатьевским, напомню, называется монастырь в Костроме, где жил юный Михаил Романов вместе со своей матерью, монахиней Марфой, и куда пришли представители Земского собора просить боярина принять русский трон. Место, где прошел торжественный обряд призвания на царство, и есть «колыбель династии». Через 300 лет дом екатеринбургского инженера Ипатьева стал для династии «могилой». Словно замкнулся круг.

20.jpg
Так выглядел дом Ипатьева. Если он не сохранился, то дом губернатора в Тобольске, где жили Романовы, стоит и по сей день. Туда реже, но тоже едут паломники

2.jpg
Эту фотографию расстрельной комнаты в подвале Ипатьевского дома, без сомнения, видел каждый

21.jpg
Снос дома. 70-е

И еще один факт. 17 июля – день памяти прославленного в лике святых князя Андрея Боголюбского. Князя, которого историки часто называют первым русским царем за то, что он сформировал территориальное ядро нашего государства, зверски убили заговорщики. Знали ли об этом те, кто выбрал дату убийства Романовых? Возможно. Как говорят некоторые исследователи, инициаторы расстрела словно пытались подвести некую черту в истории России. И им это удалось. Можно смело сказать, что страшная ночь, когда был принесен в жертву не кто-нибудь, а Помазанник Божий, открыла для России самые страшные страницы в ее истории.

3.jpg
Николаю II в 1918 году исполнилось 50 лет, Александре Федоровне – 46

То, что развязка будет для него трагичной, было понятно сразу же после отречения Государя от престола. Николай II попал в водоворот такой всеобщей ненависти и осуждения, что был обречен. Вспомним, что арестовали его вовсе не «мужики»-большевики, а Временное правительство. Как бы сказали на языке современного следствия, по подозрению в государственной измене. Ничего абсурднее придумать было нельзя! Его, принявшего верховное командование над армией и приведшего войска к наступлению, начали обвинять в тайной подготовке к миру с Германией. В Царском Селе проводили обыски, искали доказательств вины. Не нашли, и найти не могли. Только вот громко заявить об этом отчего-то «постеснялись» (а «народные массы» в миф о злодее-царе верили – потому, наверное, что хотели верить).

И уже тогда Царскую Семью начали унижать. Еще вчера преданно заглядывавшие в глаза приближенные чуть ли не бегом бросились бежать из поезда, привезшего домой из Пскова теперь уже бывшего Государя и его свиту. Многие тут же забыли дорогу к Александровскому дворцу – напрасно Николай ждал своих приближенных. Некоторая часть прислуги начала шпионить за хозяевами. Но больше всех распоясались солдаты: однажды в парке на глазах Великих Княжон убили лебедей – специально, чтобы вселить страх в высокопоставленных арестанток и показать, кто тут теперь хозяин. Потом убили гулявших там коз. Офицеры из караула демонстративно не подавали руки Императору. Есть даже сведения о пощечине, которую, размахнувшись, дал «бывшему царю» кто-то из постовых. «Голубчик, за что?» – растерянно произнес однажды Николай, когда надзиравший за Семьей офицер отшатнулся от протянутой руки.

«Кругом измена, трусость и обман!» – эту печальную строку из дневника Государя теперь часто цитируют.

Весьма надменно держал себя с Семьей Керенский. Он был уверен в виновности Царя. Требовал полной изоляции арестантов от внешнего мира, цензуры переписки, круглосуточного наблюдения за Романовыми. Не поленился лично составить инструкцию для царственных узников: указывал, например, какие блюда может кушать Семья, при этом требуя, чтобы заключенный Царь был скромен, чтобы Семья впредь «воздерживалась употреблять горячие закуски»* (какая была нужда в таких требованиях?).

Именно Временное правительство инициировало переезд Романовых в Тобольск. Почему туда? Да все просто: из желания отомстить, запрятать в Сибирь, где раньше отбывали наказание другие. В Тобольске новые правители перестали выделять деньги на продукты питания для Семьи. Коменданты (из числа более совестливых) в буквальном смысле ходили с протянутой рукой по домам местной элиты. Романовым слуги стеснялись признаться, что те уже давно питаются в кредит. Но намного опаснее было то, что Временное правительство не платило отряду, охранявшему дом. После большевистского переворота озлобленные солдаты при первой же возможности выгнали своих комиссаров вон.

1.jpg
Государь и Царевич Алексей в Тобольске

Получив полную власть над высокопоставленными узниками, люди нового прогрессивного общества мстили как могли. Перестали отвечать на приветствия Государя, вели себя откровенно грубо и по-хамски. Разоружили его. Сняли погоны. Мстили даже детям: например, исписали циничными надписями качели, ходили за Княжнами по пятам даже в уборную (еще и допрашивая о цели визита). А потом и отобрали у Семьи единственную возможность выйти в свет: запретили ходить в церковь. Произошло это после того, как в Рождество Христово на Литургии диакон провозгласил по приказанию священника за молебном многолетие Императору по старой форме. Солдаты решили просто убить священника за это, и только временное удаление в монастырь спасло ему жизнь. А службы отныне проходили только дома. Потом почти не стало и этого.

Почему Императора увезли из Тобольска? Есть мнение, что некие силы пытались спасти Николая, но не смогли прорваться через столицу Урала. Этот вопрос так до конца и не прояснен. Сам Государь был уверен, что его хотят доставить в Москву для подписания Брестского мира. Примечательно: в стране уже была власть Советов, а самым влиятельным лицом, чья подпись придала бы легитимность Брестскому миру, по-прежнему являлся свергнутый Царь! Пока он был жив, он де-факто оставался самым главным человеком в стране.

Кстати, перед очень сложным выбором оказалась в момент последнего переезда Императрица Александра Федоровна. В очередной раз серьезно заболел Наследник: у него парализовало ноги, подросток мучился от сильных болей. Как мать, Царица должна была остаться с ним. Но она (немецкая шпионка, по мнению следствия!) хотела помешать подписанию мирного позорного договора с Германией. Накануне отъезда Александра Федоровна разрывалась: ехать с мужем или остаться с больным ребенком. Как вспоминают очевидцы, она плакала и не находила себе места. Даже отречение Государя она приняла намного спокойнее. Но Императрица победила в ней мать. Она поехала с Николаем, и первая очутилась с ним в доме на Вознесенском проспекте, куда потом приехали и дети.

Здесь, в доме Ипатьева, узники прожили 78 последних дней своей земной жизни. Широко известный факт: после подписания отречения Николаю II и его семье давали возможность уехать из страны. Вспомним, что немецкая принцесса Алиса Гессенская была еще и родной внучкой английской королевы. А мать Государя, Мария Федоровна, принадлежала к датской королевской семье – где, кстати, ее потом и приютили. Но Император сознательно решил остаться и разделить с Россией ее судьбу. Помазанник Божий, поставленный на свое место Волей Божией, он решил нести крест свой до конца, претерпев унижения, муки и страшную смерть. А вместе с ним – его Семья, его Малая Церковь.

4.jpg
Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших

Напротив Ипатьевского дома была церковь Вознесения Господня. Но видели ли ее Царственные узники? Мало того, что дом обнесли двумя (!) заборами, так еще окна белой краской замазали – чтобы пленники не смели «подавать сигналы» своим тайным соратникам. За сигналы охрана дома приняла попытку кого-то из детей, которым скучно было целыми днями сидеть в четырех стенах, посмотреть на улицу.

Питание становилось все скуднее и скуднее. Прогулки по двору сократили с 20 минут до 5. Никакого общения с внешним миром. Если в дом приходил священник, ему запрещалось разговаривать с Семьей.

5.jpg
Увидев портреты Царской Семьи, можно легко догадаться, что за Храм мы видим перед собой

Судя по сохранившимся записям, арестованные ощущали приближение смерти. Тревога просто витала в воздухе. Но даже несмотря на это, Романовы проявляли высокую стойкость духа, продолжая жить так, как могли: дети учили уроки, родители преподавали им историю и английский, лечили больного Наследника (после расстрела в доме нашли большое количество лекарств), поддерживали друг друга, молились и старались ни на кого не держать зла.

«Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, … чтобы они не мстили за него, так как он все простил и за всех молится, … и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь» – писала на волю Великая Княжна Ольга.

«… Ничего, жизнь – суета, все готовимся в царство Небесное. Тогда ничего страшного нет. Все можно у человека отнять, но душу никто не может…» – подводила итог жизни Императрица Александра Федоровна.

6.jpg
Скульптура, изображающая последние мгновения земной жизни Романовых

Соприкоснувшись не с газетными мифами, а с живыми людьми, в конце-концов прониклись к Романовым даже грубые охранники «дома особого назначения», бывшие заводские рабочие. Но за несколько дней до расстрела «заводскую» охрану распустили: их сменили беспощадные чекисты, которые уже знали, что решение принято.

Не буду в подробностях описывать события той страшной ночи: существует большое количество литературы, документальных фильмов и т.д., остановлюсь лишь на некоторых моментах: убийство тщательно планировали. Из подвальной комнаты, где у Ипатьева был рабочий кабинет и где не было ни окон, ни дверей, заранее вынесли мебель. Организовали грузовик, который ночью по условному сигналу должен был въехать во двор за телами. Спуститься вниз Царя с домочадцами вынудили под обманным предлогом. Все обставили так, как будто Семье предстоит очередной переезд.

Коротко зачитали приговор, после чего сразу же приступили к его исполнению. Ошеломленный Государь, не расслышав, едва лишь успел попросить, чтобы текст прочитали еще раз. Ответом ему был залп. Добивали Святых Царственных Страстотерпцев штыками. Напомню, что вместе со своими хозяевами погибли еще четыре человека: придворный врач Боткин, лакей Трупп, комнатная девушка Демидова и повар Харитонов.

7.jpg
Из собрания областного краеведческого музея. Из такого оружия была расстреляна Царская Семья

Дело было ночью, но вовсе не на глухой окраине города. Дом Ипатьева стоял недалеко от центра. Выстрелы слышали – например, сторожа неподалеку, – но вмешиваться никто не стал.

Мне кажется, что вина за цареубийство лежит на всем русском народе. Преступление, как ни крути, было совершено при всеобщем молчаливом его согласии. Дворяне, интеллигенция, крестьяне, рабочие – все отказались от Государя, поверив мощной пропаганде. Вспомним историю: к 1913 году наша страна достигла серьезного экономического подъема. Зерна вывозилось столько, сколько нам, потомкам, и не снилось. Николай II успел сделать многое: например, подписал важный указ, ликвидировавший безграмотность народных масс – вводилось повсеместное начальное обучение. Технический прогресс тоже сделал рывок. Строился Транссиб. Я лично была удивлена, когда узнала, что такие проекты как БАМ, схема московского метро (!) были разработаны именно при Царе, а большевики их потом присвоили себе. Экономическая пресса писала, что к середине 20-го века Россия станет самой могущественной страной в мире. Можно предположить, что это могло вызвать страх и зависть западных держав. Есть мнение, что именно поэтому миллионы фунтов стерлингов, долларов, марок были брошены на пропаганду. И именно поэтому была развязана Первая Мировая война. А когда победа в ней была близка, страну обезглавили и ввергли в пучину гражданской войны и красного террора, отбросив ее далеко-далеко назад.

Когда я читала и размышляла об этих «политтехнологиях», то просто поражалась: как все знакомо! Сто лет прошло, а информационные войны развиваются по тем же самым схемам. Вспомним хотя бы кампанию против Церкви, развязанную несколько лет назад и которая, кстати, и не думает сдавать позиции. Технологии те же: там запустить грязный слух, здесь совершить теракт, пусть даже информационный (таковым, например, является в наше время дело Pussy Riot), ловко манипулируя, настроить нужным образом общественное мнение – и вот, «революция» уже готова. Народ делает те действия, которых от него ждут.

Все эти вещи стары как мир и умрут только вместе с ним. Но горе всем нам, позволяющим собой манипулировать, не рассуждая и легко доверяя очередным «разоблачителям» и «борцам за справедливость».

13.jpg
Ново-Тихвинский монастырь в Екатеринбурге. Его монахини носили узникам «дома особого назначения» молоко и сливки. Однажды сливки увидел комендант Юровский и запретил носить их, посчитав, что это уже излишество

14.jpg
Надо сказать, что путь от монастыря к Вознесенской горке был неблизким: это сейчас пара остановок на метро. А тогда сестры наверняка ежедневно совершали свой путь пешком

15.jpg
Пожалуй, один из самых прекрасных храмов города, освященный, кстати, в честь Александра Невского

***
… В Ипатьевском доме больше не жили. Из него делали музей, потом какие-то казенные учреждения, а потом просто заколотили, и он стоял заброшенный.

«Тема всячески замалчивалась, но в 70-е годы к дому начали ходить, любопытствовать, – рассказала мне местная жительница, сотрудница Храма-на-Крови, которая знакомит с храмом приезжающих паломников. – Местному партийному руководству не понравился этот “нездоровый” интерес, и дом снесли. На его месте почти 30 лет был пустырь».

От страшного дома Ипатьева, чье название стало практически нарицательным, а фотографию расстрельной комнаты знает каждый, остались только небольшие детали: камин, решетка с окон, фрагменты лепнины, обоев. В музее при Храме-на-Крови в качестве экспоната представлена даже кора дерева, росшего у дома.

8.jpg
Областной краеведческий музей. Камин из дома Ипатьева

9.jpg
Там же – различные фрагменты отделки дома

10.jpg
Оконная решетка, ставшая фактически тюремной

11.jpg
При помощи такого «сита» следователь Соколов искал улики на Ганиной Яме (о ней – в следующей части)


Первое собрание верующих, пришедших сюда в 1989 году для соборной молитвы, разгоняли ОМОНом. Но потом политическая обстановка в стране начала меняться, и одновременно с канонизацией началось строительство Храма-на-Крови, продолжавшееся три года. Рядом возвели патриаршее подворье с храмом, библиотекой и выставочным залом. Таким образом, получился целый комплекс, а место это в городе начали называть Святым кварталом.

12.jpg
Зал памяти Романовых в областном краеведческом музее

В Храм-на-Крови я старалась попасть практически каждый день, пока была в Екатеринбурге: прийти на богослужение, послушать экскурсию, да просто постоять, запечатлеть навсегда в своей памяти это место. Никогда не забуду первую Литургию свою здесь: в воскресный день мы с сестрой спешим с нашей окраины сюда, в центр. Выезжать пришлось задолго – как и везде в крупных городах, ситуация на дорогах непредсказуемая. Еще темно. Мы не хотим опоздать и поэтому почти бежим по выпавшему ночью снегу. Город еще спит. Возле храма нас встречает большой памятник: скульптор запечатлел тот момент, когда Царская Семья спускалась по ступеням в подвал. Хочется остановиться, разглядеть огромные черно-белые фотографии Царя, Царицы и Детей, размещенные вдоль храма, но до Литургии считанные минуты. Тяну на себя тяжеленную деревянную дверь, а у самой просто ком в горле. К счастью, мы почти не опоздали: только начали читать Часы.

23.jpg
Примерно таким же темным снежным утром я познакомилась с Храмом-на-Крови. Эта фотография, как и несколько последующих снимков внутри храма, взята из Сети

Удивило, что, несмотря на воскресный день, народу совсем не много. В богато отделанном нижнем храме едва ли собралось человек 50. Совершал богослужение один священник, которому сослужил диакон.

22.jpg

Архитекторы точно определили место расположения расстрельной комнаты. Сейчас ровно в ее границах – алтарь бокового придела. Царские врата специально сделаны низкими, чтобы все могли подняться на солею и поклониться святому месту, увидеть его. Алтарь оформлен предельно лаконично: белые стены, пол из красного мрамора – в память о пролитой здесь крови.

18.jpg

Уже при первом посещении я поймала себя на мысли, что ощущаю себя как в подвале. Низкие потолки, приглушенный свет… Позднее сотрудница храма подтвердила, что это сделано специально.

19.jpg

Храм обладает своими святынями: чудотворной иконой Святых Царственных Страстотерпцев (однажды она замироточила: из плеча Александры Федоровны заструилось красное как кровь миро), небольшой иконой с молочным зубиком кого-то из Детей (вспомним, что «мощей» как таковых практически не осталось – Семью сожгли), Икона Божией Матери «Троеручица», которая находилась в Ипатьевском доме во время убийства. Также есть ковчег, в котором ранее хранились мощи канонизированного при Николае II преподобного Серафима Саровского – уральцы преподнесли монастырю в Дивеево новый ковчег, а сами в благодарность получили старый, с частицей мощей. Конечно, находится в храме и образ Богоматери «Державная», который был явлен в Коломенском в день отречения Царя от престола. Царица Небесная словно взяла на Себя правление Россией.

16.jpg
Патриарх Кирилл служит в Храме-на-Крови

17.jpg

…Каждый год в ночь на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Божественная Литургия, после которой верующие крестным ходом идут около 20 километров на Ганину Яму, тем же самым путем, которым ехал грузовик с 11 телами убитых.

Мы с Машей прошли не 20 километров, а где-то 3: именно столько от железнодорожной станции Шувакиш до Ганиной Ямы. Об этом расскажу в следующий раз.

*Николай Соколов. Убийство царской семьи. Москва, 2012.
Перейти к следующей записи Уральский дневник. Часть 3
Перейти к предыдущей записи Уральский дневник. Часть 1

Комментарии

Спасибо за статью. Мне кажется, что и сегодня кровь царственных страстотерпцев вопиет к Богу об отмщении. Всё-таки народ далёк считать нашу царскую семью за образец для подражания, за правило веры, реализованной в перенесённых страданиях. Да и люди Церкви, я в первую очередь, огорчаюсь встречающимся страданиям, а не радуюсь, что Господь испытывает, очищает душу таким образом, отмахиваюсь от посылаемого. Прости Господи!
 
Спасибо, Настя! Очерк трогае душу.
Святые Царские мученики, молите Бога за нас!
 
Какой легкой и приятной была недавняя прогулка по Екатеринбургу, предложенная Настей! Думалось, что и в дальнейшем нас ожидает нечто подобное.
Эпиграфом ко второй части я бы поставила слова из части 1-й: «А в двадцатом веке оказался городом-цареубийцей, омраченным страшным злодеянием».
Прекрасный текст, прекрасные фотографии из архива (спасибо за труд!). Кажется, ничего нового для себя я не узнала, но… почему-то только теперь вдруг все встало на свои места. Ведь со школьной скамьи и дальше в советское время нам несколько иначе преподносилось все то, что касалось Царской семьи.
Как маленькое дополнение к части второй хочу предложить ссылку, где рассказывается о моей землячке - горничной Царской семьи Анне Демидовой, которая разделила с ними эту страшную участь.
http://vologda-eparhia.ru/vernaya-do-smerti-gornichnaya-carskoj-semi-anna-stepanovna-demidova.html

Сегодня в храме свт.Николая Чудотворца во Владычной Слободе г.Вологды я впервые помолилась у иконы Святых Царственных Страстотерпцев:
«Блаженны изгнанные правды ради,
яко тех есть Царство Небесное».
(Мф.,V,10).
Поздравляю всех форумчан с сегодняшним праздником.
Анастасии – низкий поклон. Слава Богу за все!
 
Сверху