Осенние встречи в Старой Руссе

Текст: Анастасия Коренькова
Фото: Виктория Светличная, Анастасия Коренькова, Юлия Соколова

Осенние встречи в Старой Руссе

Мы, «измайловцы», любим рассказывать гостям храма, что в 1867 году в нашем Свято-Троицком соборе во второй раз в своей жизни венчался уже немолодой Федор Михайлович Достоевский. Его избранницей стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему в качестве стенографистки. Этот брак, в отличие от первого, оказался счастливым, и в нем, наконец, автор бессмертных романов обрел настоящее семейное счастье. Ну а символом этого счастья стала полюбившаяся Достоевским Старая Русса, где семья жила практически каждое лето, вдали от кредиторов и петербургской дороговизны – увы, жизнь в столице часто была не по карману классику. В двухэтажном деревянном доме на берегу реки Полисти родился сын Алешенька, здесь появилось на свет и другое детище – роман «Братья Карамазовы». Тут великий писатель работал ночами напролет, а днем принимал гостей, гулял с детьми, играл на фисгармонии и иногда даже танцевал с Анной Григорьевной в уютной гостиной. Он наслаждался «захолустной» Россией, мечтая остаться здесь совсем. Улочки Старой Руссы и их обитатели вошли в ткань произведений Достоевского. Местные жители гордятся тем, что узнают родной город в «Братьях Карамазовых».

Вот этой провинциальной Россией наслаждались и мы в последние сентябрьские дни. Нам повезло с погодой: было тепло и солнечно. Листва только начала опадать, а яблони ломились от плодов. Год нынче выдался урожайный!

Удивительно, но именно Федор Михайлович «помог» нам устроить эту поездку. А дело вот в чем: планируя двухдневный выезд в сей древний город Новгородской земли, мы узнали, что паломнической службы там нет. Принять нас некому. Экскурсовод, чей телефон «по наводке» удалось достать, оказалась серьезно больна и не готова нам помочь. Мелькнула мысль: наверное, не судьба. Придется выбирать другой маршрут. И тут в квартире нашей дорогой Л. В., главного вдохновителя и устроителя поездок, раздался звонок… из музея Достоевского в Старой Руссе: «Мы узнали, что в наш город собираются прихожане собора, в котором венчался Федор Михайлович. С радостью поможем организовать эту поездку!» Решился вопрос с проживанием, питанием, и даже верующего сопровождающего нашли.

1.jpg
Сначала мы зашли в Троицкую церковь (18-й век), оказавшуюся рядом с нашей гостиницей

42.jpg
Мы приехали в Старую Руссу в большой праздник – Крестовоздвижение. В Троицком
храме спели тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»…

43.jpg

3.jpg
... А потом отправились к музею Достоевского, по пути знакомясь со Старой Руссой. В самом центре города радовали глаз вот такие деревянные усадьбы


Дача Достоевского напомнила, скорее, не городской дом, а помещичью усадьбу. Здесь даже банька под боком нашлась. А уж яблоневый сад! А этот вид за окном! «Начнешь тут романы писать», – комментировали мои спутники. Шутя, но, по-моему, не без нотки зависти.

12.jpg
Берег Полисти, на котором находится Дача Достоевского

15.jpg
Даже если не знать точный адрес, топонимы подскажут

14.jpg
Вот Дача, спряталась за деревьями

5.jpg
В музее Достоевского нас уже ждали

46.jpg

44.jpg
Входим в уютный двор…

45.jpg
У входа в жилую часть дома встречает портрет хозяина

7.jpg
Одно из главных украшений дома – знаменитое витражное окно, которое особенно любили дети писателя

6.jpg

8.jpg
Гостиная, где Достоевские принимали гостей

9.jpg
Кабинет писателя. Федор Михайлович работал только по ночам и только при свечах – керосиновые лампы не признавал

10.jpg
Яблочки из усадьбы

11.jpg
Мы не удержались от соблазна попробовать…

41.jpg
А местному котику так понравились гости из Петербурга, что он побежал за нами в автобус. Еле выпроводили :)


И еще одна привилегия писателя в уездном городке – храм в пяти минутах ходьбы. Да не какой-нибудь, а знаменитая церковь Георгия Победоносца, которая отсчитала уже 600 лет. Небольшой храм вместил в себя великую святыню – Старорусскую икону Божией Матери. Одна из самых больших (если не самая) выносных икон в православном мире: ее размер – почти три на два метра. Диво дивное. Да еще и с историей, полной тайн.

2.jpg
Георгиевская церковь (15-й век)

То, что образ прибыл из Греции тысячу лет назад и «укоренился» здесь, на севере Руси, чудом считать не будем. Старая Русса всегда жила крепко, богато, так как испокон веков являлась центром солеварения. Налоги в казну платила как Москва. Так что вполне «могла себе позволить». А вот почему в 17-м веке икона оказалась в Тихвине – большая загадка. Зачем, имея свой чудотворный образ Богородицы, тихвинцы попросили еще и икону рушан? Говорят, моровой язвы испугались. И эпидемия действительно отступила. Но святыню не вернули. Ни через 10, ни через 50, ни даже через 200 лет. На все просьбы жителей Старой Руссы тихвинцы, поддерживаемые царским двором, отвечали отказом: мол, то шведы под Руссой «промышляют», то восстание солдат, то еще какая беда… Отчаявшись, в 18-м веке рушане отправились в Тихвин и сделали себе список. И только через 100 лет после этого Старорусская икона вернулась домой. Весь путь, около 300 километров, чудотворный образ несли на руках. Слезы были на глазах наблюдавших. Только у одних – слезы радости, у других – горечи расставания.

Икону встретили, отслужили праздничную литургию. А потом заметили странную вещь: возвращенный из Тихвина образ и сделанный век назад список – разные! Первый относится к типу «Одигитрия», второй – «Взыграние Младенца»: на нем Спаситель отвернулся от Матери и молящихся. Как могло такое произойти? Небрежность иконописца? Гнев Божий на нерадивых детей Своих? Не знаем. В страшные годы Великой Отечественной войны, когда Старую Руссу буквально смели с лица земли, сама чудотворная икона пропала. Чуть было не исчез и изготовленный в Тихвине список: немцы собирались вывезти его из СССР, но по каким-то причинам бросили на железнодорожной станции Дно. Ослабшие от голода жители Старой Руссы на руках донесли свою святыню до города, словно не чувствуя ее внушительного веса.

Таким образом, сегодня в Георгиевском храме пребывает именно список 18-го века с отвернувшимся Младенцем. Образ изумительный! Помолившись коленопреклоненно, мы не в силах были отойти от иконы, отвести от нее глаз. Хотелось говорить с Ней, молить, взывать, любоваться.

4.jpg
Молитва у Старорусской иконы Богородицы. Кстати, день ее празднования – 1 октября. Так что мы приехали, когда в храме вовсю готовились к приезду архиерея

16.jpg

17.jpg

18.jpg
Свежевыкрашенные полы, блеск и чистота в древнем храме, готовящемся к большому празднику

Не успели мы отойти от соприкосновения со Старорусской иконой, как нас ждало новое замечательное знакомство. Автобус привез петербургских паломников в Косинский Николаевский монастырь, что в 4 км от города. На крыльце восстановленного Никольского храма гостей встречала монахиня Надежда (Чанова), которая уже семь лет в одиночку (!) возрождает 800-летнюю обитель.

19.jpg
Матушка Надежда встречает нас на крыльце Никольского храма

Советское время оказалось безжалостнее к монастырю, чем шведские захватчики в Смутное время. А потому трудов у матушки впереди много. Но и сделано немало: отремонтирован храм, разбит фруктовый сад, есть даже пруд с лебедями. Благоустроенный келейный корпус…. И никого из сестер. Впрочем, как мы знаем, Господь не дает креста свыше сил человеческих. Да и Сама Богородица явно помогает матушке нести непосильные труды, пребывая в монастыре в Остробрамском Своем образе.

«Это Она здесь игумения, а я только у Нее на послушании и выполняю все то, что Матерь Божия благословит», – говорит приезжающим паломникам матушка Надежда.

И правда, у Остробрамской иконы стоит игуменский посох.

20.jpg

А слушать о невероятных событиях, происходящих по молитвам у образа, можно часами. Кто бывал в Вильнюсе, знает, что Остробрамская икона, располагающаяся на городских вратах, особо почитается всеми жителями литовской столицы. Вот с нее-то и сделали список, привезя его в Россию. С крестным ходом образ прошел Крым, Петербург, а 11 августа 2013 года его привезли сюда, к матушке Надежде – как утешение в ее одиноком подвиге.

27.jpg
Вот он, этот прекрасный, необычный образ

«И Матерь Божия начала являть множество чудес по молитвам перед образом Своим, – рассказала матушка. – Так, однажды в обитель привезли группу детей-инвалидов по зрению. Не зря говорят, что детская молитва прямо достигает Небес: в тот момент, когда ребята молились, Богородица на иконе открыла глаза. Так она и осталась с приоткрытыми очами, хотя всем известно, что на «первоисточнике» взор Ее опущен. Через некоторое время привозившие группу воспитатели сообщили о случаях исцеления среди ребят. С тех пор в монастырь начали приезжать незрячие люди. А недавно в монастырь потянулись онкобольные. Все случаи исцеления я фиксирую при участии свидетелей».

Почитают Остробрамскую икону и те, кто молится о даровании детей. Матушка очень радуется, когда ей сообщают о детках, рожденных по молитвам Пресвятой Богородицы, возносимым здесь. И никогда не отказывает в своих молитвах. В записках, которые подают в монастыре паломницы, можно часто увидеть приписку рядом с именем: «Хочу ребеночка» или «Хочу замуж».

… И вот мы снова коленнопреклоненно молимся Божией Матери, перед Остробрамской Ее иконой. Переживаем второе потрясение за день, ведь образ этот тоже невероятный. Слова молитвы проникновенно поет сама матушка Надежда, и в этой невероятной тишине я слышу плач кого-то из моих спутниц, изливающих Богородице свою боль.

49.jpg
Помолившись в храме, мы поспешили во двор, где стоит деревянная скульптура Христа. С ней тоже связано одно необъяснимое событие: на руках Спасителя проступила кровь

60.jpg
С благоговением поклонились мы распятому Христу и Его ранам

Верю, что обитель будет полностью восстановлена. Что обретет вторую жизнь, увы, разрушенный величественный собор во имя преподобного Варлаама Хутынского. Ведь присутствие Божией Матери и милость Ее ощущаются здесь явно. То, что неподъемно для людей, возможно дня Нее.

61.jpg
На снимке видно, что собор Варлаама Хутынского значительно больше Никольской церкви. Через окна разрушенного храма можно увидеть сохранившиеся древние фрески… Все это ждет своего часа

62.jpg
Матушка Надежда разрешила угоститься яблоками из монастырского сада

63.jpg

Обо всем этом, переживая события дня, мы размышляли, гуляя по парку старорусского Курорта. Ведь сейчас город знаменит как здравница, куда приезжают укрепить здоровье со всего Северо-Запада России.

21.jpg
Знаменитый самоизливающийся Муравьевский фонтан. Бьет на высоту до 12-15 м, наполняя воздух вокруг минералами

Мы опробовать целебные грязи и минеральную воду не успели, зато духовное подкрепление получили – это точно :). И я имею в виду, прежде всего, святые Христовы Таины, к которым Господь сподобил нас приобщиться в древнейшей на Новгородской земле обители – монастыре преподобного Антония Леохновского.

Немного расскажу про этого удивительного святого. Преподобный Антоний родился в семье богатых тверских бояр Вениаминовых. Но идти по стопам отца не хотел: с юных лет мальчик мечтал посвятить свою жизнь Богу. И уже в 12 лет покинул родителей, уйдя довольно далеко от дома – к озеру Ильмень. Вырыл пещерку в так называемой Рублевской пустыньке, затворился деревянной колодой и начал совершать свой молитвенный и подвижнический подвиг. Что он ел? Как зимовал? Во что одевался? Как говорится, остается только догадываться. За это Антоний стяжал благодать от Господа (а ведь все эти годы он даже не был пострижен в монахи), и когда его нашел инок по имени Нифонт, то был изумлен: из ниоткуда появился стол с яствами, а прислуживали за трапезой ангелы…

Когда будущему преподобному исполнилось 30 лет, к нему явился ангел и направил его в местечко Леохново. Здесь Антоний принял постриг и вместе с монахом Тарасием основал монастырь во имя Преображения Господня, настоятелем которого оставался до конца дней своих. О молитвеннике и чудотворце знал Иван Грозный, щедро одаривший обитель землями и другими материальными благами. Правда, закончить свою жизнь святому было суждено не в родной обители – опасаясь шведов, 85-летнего настоятеля отправили в Великий Новгород. Почил он в 1612 году. Ну а уже в 1630 году, как и предсказывал, вернулся мощами в родную обитель, пребывая и до сих пор под спудом в Спасо-Преображенском храме.

47.jpg

… Воскресенье, восемь утра. Мы снова в автобусе: спешим в село Леохново, что в 37 км от Старой Руссы. Там переживает свой «ренессанс» основанная преподобным Антонием обитель, отметившая уже 450-летний юбилей. Непростая судьба была у нее: пережила расцвет при великом своем основателе, годы шведского разорения, а потом – целых 250 лет существования как приходского храма. Никто уж и не верил, что когда-нибудь в Леохново снова появятся монахи. Наверное, это казалось невероятным и петербургскому священнику отцу Александру Муринсону, который стал последним настоятелем этого храма как приходского. И уже умирая, можно сказать, батюшка передал храм нескольким молодым монахам, которых направило сюда на служение церковное начальство. За каких-то два года (!) обитель обрела с десяток насельников, которые энергично и с большой любовью взялись за возрождение обители. И пусть самих монахов на службах бывает больше, чем прихожан (сказывается отдаленность и плохое транспортное сообщение), самое главное, что здесь теперь не прекращается горячая молитва ко Господу. Все остальное приложится. Обитель действительно замечательная и горячо любима своей немногочисленной паствой.

22.jpg
Территория монастыря совсем маленькая, окружает ее лес. Но это небольшое пространство ухожено, украшено и освящено молитвой

Наша группа из 30 человек в каком-то смысле создала «аншлаг» на литургии. Привыкший тщательно, с большим вниманием исповедовать батюшка не стал изменять своим правилам, и в результате исповедь закончилась едва ли не вместе с Причастием. Я впервые видела, как священник с Чашей стоит на солее и ждет последнего человека, над которым еще читают разрешительную молитву… Зато, уверена, каждый из моих спутников был рад оказанному вниманию и вдумчивости, с которой принималась исповедь.

Набрав воды и умывшись в монастырском источнике, мы начали собираться домой, в Петербург.

23.jpg
Идем к живоносному источнику

24.jpg
Воду набирают из этого колодца

25.jpg
Нас опередили эти детки из воскресной школы

64.jpg
Потом настала и наша очередь набрать воды…

65.jpg
… испить ее…

35.jpg
… и даже омыться

66.jpg
Автор этих строк, послушания ради, тоже принимает на себя благодатные потоки :)

67.jpg
...

38.jpg

39.jpg
И напоследок – молитва на могиле земляка, священника Александра Муринсона


69.jpg

Сказать, что мы остались довольны поездкой, – ничего не сказать. Старорусский и Остробрамский образы Божией Матери, обитель преподобного Антония Леохновского – новый вклад в копилку наших паломнических впечатлений. Тепло на душе от того, что совсем рядом, в каких-то четырех часах езды от дома, есть такие удивительные святыни, к которым можно вернуться, прикоснуться, помолиться. Совсем с другими чувствами теперь открою я и Достоевского… На страницах «Братьев Карамазовых» найду милые черты городка, расположенного на месте слияния речек Порусья и Полисть.

Комментарии

Да, очень тепло от рассказа. Спасибо, Настя, за возможность прикоснуться к этим удивительным святыням.
 
Спасибо и всем, кто прочитал! :) Кстати, дорогие, оказывается, про преподобного Антония Леохновского и его обитель уже был очень интересный рассказ на "Азбуке" - в блоге Елены Панцеревой. Так уж получилось, что я его пропустила (мы были в Израиле), но сегодня с удовольствием прочитала. И, конечно, же рекомендую всем, если кто-то, как и я, проглядел.
 
Сверху