Нужно ли считать себя свиньёй, лежащей в грязи? Из православного молитвослова.

Эта запись является частью серии записей Аскетика и аскетизм
Вчера, на занятиях по основам православного вероучения мне задали вопрос, ответом на который хотелось бы поделиться с читателями дневников.

При чтении молитв из православного молитвослова смущают унизительные обороты в свой адрес, например, приходится утверждать, что я хуже блудницы, что подобно свинье лежу в грязи, что у меня скверная душа и даже язык нечистый. Как правильно относиться к таким эпитетам в свой адрес. Или в этом есть какой-то мистический смысл? Или просто не нужно вдаваться в подробности, если других это не смущает?


***​
«Молитва св. Симеона Нового Богослова:
От скверных устен, от мерзкаго сердца,
от нечистаго языка, от души осквернены,
приими моление, Христе мой...
[…]
Согреших паче блудницы…

Канон покаянный ко Господу, песнь 6:
Кто творит таковая, якоже аз? /
Якоже бо свиния лежит в калу, /
тако и аз греху служу.

Есть у врачей такая шутка: нет здоровых людей, есть лишь недообследованные. Перенеся её в область аскетики – медицины духовной, мы обнаружим, что она очень чётко формулирует один из главных принципов духовного здоровья – чем ближе к Богу, тем явственнее видишь в Его свете собственную нечистоту. Можно привести классический пример воды из болота в стакане. В затемнённом помещении вода будет казаться чистой, но чем ярче будет свет, тем отчётливее будет видно, насколько она мутная.

Духовное здоровье именуется святостью, не думаю, что люди в здравом уме будут считать себя святыми. Поэтому утверждение, что все люди грешны (т.е. духовно несовершенны, больны) – это аксиома с которой следует начать наши размышления.
Как и физические болезни, болезни духовные могут переживаться и восприниматься по разному: одни могут быть мучительными (уныние, печаль, некоторые виды чревоугодия), другие незаметными для болящего (тщеславие, гордость), а некоторые даже могут восприниматься как естественные потребности (блуд).

Проще осознать болезнь, если она беспокоит тебя, но она может быть скрыта и не восприниматься как порок. В организме может развиваться раковая опухоль, которая не беспокоит человека, о которой он не знает, но это вовсе не значит, что оставаться в неведении ему было бы лучше. Даже несмотря на то, что ему придётся узнать удручающие подробности диагноза, мучить себя химио- и лучевой терапией, переносить операцию. Плодом неведения будет смерть, правильное и вовремя подобранное лечение может её победить.
Осознание своего духовного несовершенства – признак начала духовного выздоровления. Обратим внимание, обсуждаемые нами молитвы составлены не неофитами, не новоначальными, только начавшими оценивать Евангелием прожитую жизнь, а людьми, достигшими определённой степени святости, глубоко прозревшими свою душу и возненавидевшими грех всеми её силами. Если святые так беспристрастно оценивали себя, то нам уместнее учиться у них смирению и покаянию, чем считать себя святее их.

Образы греха, данные нам в молитвенном опыте подвижников, необычайно точны и выразительны. Грех – это грязь, только грязь более опасная - смертельная, как радиация незаметно уничтожающая её носителя. Уместны ли в борьбе с ним условности и недомолвки, имеет ли смысл приукрашивать реальную картину нашей падшести, оторванности от Бога?

Видение своих грехов – дар Божий человеку, который встаёт на путь от жизни физиологической и душевной к жизни духовной, который ищет чистоты и совершенства. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:48). Что же требуется от человека? Грех есть нарушение Божиих заповедей. В первую очередь нужно изучить хотя бы главные девятнадцать Заповедей, соотнести их со своей жизнью. Также полезно чтение житий святых и подвижников благочестия, чтобы увидеть норму, ведь святой – это не сверхчеловек, это нормальный человек: жить праведной жизнью - естественно для человека. Неоценимую помощь могут указать и пособия для подготовки к Таинству Покаяния (Исповеди). Например: http://azbyka.org/1/pokayanie
Также рекомендую раздел "Азбуки веры" НУ, И КАКИЕ У МЕНЯ ГРЕХИ?

В то же время требуется духовное трезвение (внимание), чтобы с одной стороны не отождествлять себя с грехом (мы боремся не с собой, ведь мы созданы по образу Божьему, с тем, что его искажает), с другой - не уклониться в лжесмирение. http://azbyka.org/lzhesmirenie

***​
В ближайшую среду, 13 апреля, в Радостном храме на Шпалерной улице Санкт-Петербурга начнётся новый цикл бесед по катехизации (основах православия). Приглашаю желающих, подробности: http://vk.com/orthospb
Перейти к следующей записи Сайт Реалисты.ру – просто о непростом
Перейти к предыдущей записи Зачем мирянину аскетика? Борьба с осуждением
  • Like
Реакции: 8 человек

Комментарии

С
О чём спорить-то, Кирилл? Сам поставил вопрос, сам ответил. Дар видеть свой грех даётся очень не многим. На Земле мы пытаемся подражать законам небесным. Кодексы рисуем. Для того чтобы их нарушать. Ну какой осужденный согласился с вердиктом суда? Вот если только отдать суд человеку, он бы себя родимого всегда бы оправдал. В этом большой плюс. Не нужны тюрьмы т.к. они бы пустовали. ФСИН разогнать - прямая экономия бюджету. И суды тоже. И адвокаты не нужны, если каждый сам себе адвокат.
 
Сергей, мне задали вопрос, который волнует многих. Я ответил. Где Вы увидели спор?
Насчёт того, что "дар видеть свой грех даётся очень немногим", позвольте небольшой совет: любой может обратиться к Богу с просьбой помочь увидеть и осознать свои грехи и страсти. Ответ, как правило, не заставляет себя долго ждать... Обычно возникает какая-то неординарная ситуация, которая выявляет наши духовные слабости. Ещё хороший метод - попытаться мирно (не просто спокойно, а с миром в душе) пообщаться на политические темы с человеком противоположных политических взглядов. Сразу страстишки начнут вылезать.
Дар видения своих грехов дается любому человеку, стремящемуся исполнять Заповеди и внимательному к своему духовному состоянию.

Простите, Сергей, не понял логическую цепочку остальных Ваших рассуждений.
 
Последнее редактирование:
"...не думаю, что люди в здравом уме будут считать себя святыми."

Святой, это не значит безгрешный. Как раз для здравого человека, верующего Христу нормально считать себя святым. Ибо не своими силами он освящен, а жертвой Христа.
Спаси и сохрани, Господи!
 
Как раз для здравого человека, верующего Христу нормально считать себя святым.
Валерий, обратите внимание, мы обсуждаем молитвы, составленные святыми.
Можете привести примеры молитв, где они свидетельствуют о своей святости?

Несомненно, Христос является источником святости, но нам требуется приобщиться к этому Источнику, ведь обожение (спасение) не совершается автоматически или мгновенно. См. http://azbyka.org/obozhenie
 
Последнее редактирование:
"Можете привести примеры молитв, где они свидетельствуют о своей святости?"

Когда верующий Христу искренно говорит, что он самый последний грешник, тем самым он говорит о своей святости. Многие святые знали день своей кончины, и конечно же, что их примет Господь. Я недавно читал житие святого последние слова которого были:- в горние, в горние...
Спаси и сохрани, Господи!
 
В первом случае точнее сказать "свидетельствует о своей святости".
Во втором, да, бывало, что Господь перед смертью извещал Своих угодников о даровании им спасения.
 
Кирилл! Все святые только и свидетельствуют о своей святости своими поступками, словами, мыслями. Весь молитвослов наполнен восхвалением святости, что видно из сочиненных святыми молитв.
Ведь цель христианской жизни, это стать святым, о чем очень точно говорил прп. Порфирий Кавсокаливит. И Сам Иисус Христос говорил про Себя, что Он Путь и Истина и Жизнь, и многое, что Он говорил(см. Евангелие) начинается с буквы "Я".
И,если кто обижается на свинью или еще какое слово, то тот еще весь во грехах, что понятно само собой.
Так что было бы правильно избегать ложной скромности, и говорить о своей святости, но не на прямую(не для хвалы),а косвенно, как это делали святые отцы.
Спаси и сохрани, Господи!
 
Восхвалением святости конкретных святых занимается Церковь. Что же касается той оценки, которую святой человек выносит в отношении себя самого, она, как правило, сводится к осознанию личной греховности, и причём очень глубокой. Дело в том, что Примером и нравственным Эталоном для нас служит Господь, и святые, как никто другой, видят внутреннее несоответствие этому Эталону.

Человек же греховный часто оценивает свою "праведность" в сравнении с окружающими, в отношении которых он и действительно может сказать: какой же я грешник? разве я хуже Ивана Ивановича или Марьи Васильевны? Внутренняя самооценка такого человека часто увеличивается не в результате обнаружения и искоренения собственных грехов, а в результате осуждения ближних.
 
Последнее редактирование модератором:
Ведь цель христианской жизни, это стать святым, о чем очень точно говорил прп. Порфирий Кавсокаливит.
Валерий, несомненно. К этому нас призывает Господь "Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят…" (Лев. 11:44).
многое, что Он говорил (см. Евангелие) начинается с буквы "Я"
Христос - истинный Первосвященник, Спаситель и Учитель человечества, Источник святости и блаженства. Из Его уст эти слова вполне уместны. В устах человека это будет похоже на прелесть духовную...
а косвенно, как это делали святые отцы.
Считать, что отцы лукавили, смиреннословили или юродствовали, называя себя святыми - очень сомнительная мысль. Они действительно видели и исповедовали себя достойными преисподней. Нам это сложно понять и представить, но этот благодатный опыт святых не подлежит сомнению.
 
Тема заострила внимание на смысловом содержании в сравнении со свиньей. Удивительно, что свинья обладая великолепным чутьем (нюхом ищет трюфеля под землей), без разбора укладывается в жижу (простую лужу, или своего производства).
И какое тут совпадение? ЕСТЬ. Узнал про грех, исповедал, причастился, вышел из храма и опять повторил... а ведь уже понятно, что грешок "дурно попахивает"...
Вот, примерно так обрисовалась эта составляющая молитвы в моем взгляде....
 
Доброго времени суток. Я думаю, что если человек не чувствует, что читает, то нужно остановиться, честно признаться себе в этом и попросить у Господа вразумления. Ведь молитвы составлены святыми, монахами, для обычного человека не до конца проникаться смыслом их-это, наверное, нормально.
Мы должны понимать молитвы, которые произносим, и говорить от сердца. И нет ничего страшного, если человек остановиться, и скажет: "Господи, прости меня, но эти слова не находят отклик в моей душе сейчас. Помоги мне, дай мне осознать свою греховность." Я думаю, это будет честно.
 
Согласен с позицией автора, но имею дополнение. Когда мы, христиане, в присутствии атеистов или иноверцев награждаем себя различными эпитетами, примеры которых приведены в данном постинге, то они просто принимают это за чистую монету и делают соответствующие выводы. А потом говорят что-то по типу, что зачем становиться православными, если все православные, по их же собственным признаниям, являются грязными свиньями, блудницами, скверными, грешными-многогрешными, и т. п.?
Поэтому я думаю, что в неправославном окружении, в котором все мы вынуждены жить в наше время, подобное самоуничижение надо оставить для внутреннего пользования.
Также я считаю, что такая форма духовного подвига, как юродство, приемлема только в полностью православном обществе, а в наше время не годится. Потому, что неверующие, видя юродствующего христианина, не получат назидания, а только соблазнятся обо всем христианстве.
 
Мы грешные. Надо помнить что просто наших грехов не видим просто. Даже и когда увидим что то , то думаю мы не всё увидим:(
 
Сверху