Неразрешимые вопросы, или как изучать богословие

Эта запись является частью серии записей Жизнь в Церкви
Часто приходится быть свидетелем ситуации: на форуме регистрируется участник, задаёт непростой вопрос из области православного богословия и устраивает бурную дискуссию, не слушая ответы участников и пытаясь доказать, что только его размышления истинны.
Сначала я списывал это на эмоциональность вопрошавших, на их крайнюю самоуверенность, на нежелание заглянуть чуть выше привычных стереотипов. Да, это всё присутствует, но есть и главная причина.

Большинство из нас задумалось о Боге и Церкви уже в сознательном возрасте, не будучи воспитанными в вере и не знающими основ христианского богословия. С одной стороны, у моего поколения нарушена последовательность Богопознания, знакомства с миром духовным. С другой стороны, любой человек, не зная даже основ православного вероучения и не имеющий никакого религиозного опыта, благодаря интернету включается в дискуссии на религиозные темы, самостоятельно пытается толковать Священное Писание, анализировать догматы исходя из собственных представлений о правильности и справедливости.

Отсюда и масса вопросов, недоумений и вероучительных искажений. Люди, не прочитав даже Закона Божьего для детей, искренне не могут уразуметь истин, о которых им и размышлять-то ещё совсем рано. У них ещё нет никакого духовного опыта, они не молятся, не прибегают к Церковным Таинствам, но уже попали в сети падшего разума и пытаются строить логические конструкции там, где для разумения требуется Божественная благодать..
Т.е. получается картина, когда человек, не пройдя первого класса, сразу пытается разобраться и сделать выводы по программе класса девятого.

Рассмотрим простой пример: зашёл человек в храм "поставить свечку". Кажется, простое действие, совершаемое многими. А теперь попробуем поставить перед этим человеком вопросы:
1) Для чего в Церкви продают свечи?
2) Зачем Богу нужны наши свечи?
3) Свечи ставят и перед Крестом. Почему Богочеловек Христос распят?
4) Кто такие святые, какой силой они помогают?
5) Зачем вообще нужен храм, только ли для того, чтобы ветер свечи не задул?
6) Уместно ли во время богослужений ходить по храму и расставлять свечи у икон?

Многие ли способны внятно ответить на них?... Многие ли знают, что церковного богослужения "поставить свечку" не существует и заходить в храм только для того, чтобы приобрести и затеплить свечи - это всё равно, что прийти на важную встречу, поздороваться и уйти...

Получается, что большинство заходящих в храм совершают некий обряд, смысл которого более подобает огнепоклонникам, чем христианам, так как их представление о совершаемом ими к христианству имеет весьма косвенное отношение.

Почему-то богословие представляется многим чем-то элементарным, постигаемым на ходу из источников любого сорта (газет, форумов, "авторитетных мнений" юмористов и телеведущих). Более того, большинство людей, не имеющих знаний на уровне первого класса церковно-приходской школы, имеет твёрдые убеждения по многим богословским вопросам на основании своего житейского опыта и "здравого смысла". Как говорит протоиерей Димитрий Смирнов: "Если кого-то спросить, допустим, о высшей математике, он скажет: "Это не моя тема, я в этом ничего не понимаю". Если спросить о кулинарии, он скажет: "Я даже супа не умею варить, это не в моей компетенции". Но, когда речь заходит о вере, тут все имеют собственное мнение. Один заявляет: я считаю так; другой: я считаю так....".

Однако богословие – это и практика духовной жизни и научная дисциплина. Практика без знаний возможна лишь в исключительных случаях, на грани чуда. При этом любят вспоминать св. Марию Египетскую, которая, не учась, наизусть цитировала Св. Писание. Правда, при этом забывают, что её покаяние – это подвиг веры в одиночестве, в пустыне на протяжении 47 лет! Или благоразумный разбойник, исповедавший Христа Спасителем. Ну, говорят, так легко в Царство Небесное попал. Легко? Так могут говорить только люди, не читавшие описания казни через распятие, тех нечеловеческих мук, которые испытывал обречённый на смерть.

И получается, что человек, не зная даже основ сотериологии, начинает развивать на форуме собственную модель спасения Богом падшего человечества. И каков итог? Десять страниц полемики – и никаких плодов.

Я сделал эту запись не для того, чтобы свысока поучать или наставлять "заблудших". Я сам некоторое время черпал свои знания из разных случайных источников, пока духовник не посоветовал упорядочить знания и поступить на епархиальные богословские курсы. Только там я почувствовал, насколько отличаются системные знания от "интуитивных". Имея возможность сравнивать, могу рекомендовать всем желающим осознать глубину нашей веры, записаться в ближайшую воскресную школу, или, в крайнем случае, пройти программу самокатехизации на портале "Азбука веры".

Также рекомедую статью прот. Константина Пархоменко, которая посвящена вопросу оглашения: Катехизация: модернистская выдумка или элемент Предания Православной Церкви?

И несколько практических советов:
1) Если вам что-то непонятно в Библии, то посмотрите сначала толкования. Они составлены святыми, или на основании опыта святых, т.е. людей просвещённых Божественной благодатью.
2) Если есть вопросы по молитвам, то пользуйтесь Толковым молитвословом (вверху списка).
3) Духовное чтение имеет свои правила и особенности. См. подробнее.
4) Мы не первые христиане, поэтому практически любой наш вопрос уже возникал у наших предшественников и имеет множество ответов и комментариев. Попробуйте начать с поиска по "Азбуке веры". См. Древо сайта, Алфавитный раздел. Или пользуйтесь окном поиска на Главной странице.
5) Не фантазируйте попусту. Христианское богословие основано не на догадках, пусть даже святых людей, а на Божественном Откровении.
6) Начните с простого: Закона Божьего, Катехизиса, несложного пособия по Догматическому богословию. Очень важно изучать книги последовательно, а не перепрыгивать с одной на другую; Божественное Домостроительство мудро и системно, фрагментарное чтение различных книг не даст цельной картины.
Например, бесплодно размышлять о том, каким образом Господь спас падшее человечество, если не знать, Кто есть Христос.
7) Молитесь к Богу о вразумлении в познании Его истин. Мы ничего не можем уразуметь без Божественной благодати, но и от нас требуется настойчивость и воля в стремлении к Богу. Это называется синергией.
Перейти к следующей записи ВЕЛИКИЙ ПОСТ. 25 советов постящемуся
  • Like
Реакции: 1 человек

Комментарии

Позвольте не согласиться с постановкой Вашего вопроса. Но прежде хочу задать Вам следующие вопросы: Для чего нужен вообще этот форум? Для чего пришел человек на этот форум? Для чего нужно богословие?
И хочу ответить на эти вопросы самостоятельно, а затем сравнить с Вашими.
- Форум, также как и все Верующие являются частью ЦЕРКВИ НАШЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ - телом и сущностью ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Но в свою очередь ОТЕЦ НАШ стремиться В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ!!!! спасти овец заблудившихся.
- Человек пришел что бы спастись! И его призвал ОТЕЦ НАШ. И одно это является велики чудом!
- Богословие необходимо, что бы спасти этого человека.
 
Спасибо за Ваш комментарий! Он поможет мне ещё лучше проиллюстрировать мысль о необходимости системного изучения богословских дисциплин. Я дам ссылки, чтобы можно было понять, насколько правильно Вы употребляете богословские термины.

Вы пишете: "Форум... является ... сущностью Господа...
Давайте посмотрим, что же такое Божественная сущность.

Вы пишете: "Форум... является частью Церкви...
См. о Церкви.

Что же касается цели форума, то и здесь придумывать ничего не нужно, в самом первом разделе написаны его Правила. Вот выдержка из них:
Форум предназначен для диалога с православными христианами и является приложением к интернет-порталу Азбука веры. Здесь вы сможете получить ответы на вопросы веры и религии, которые не смогли найти на сайте, или более подробные ответы на вопросы, которые нуждаются в дополнениях и уточнениях.

Форум, несомненно, нужен и полезен. Для общения и уточнения, но не как единственное средство изучения богословия. Если пользоваться только форумом, то в голове будет каша из различных реплик, высказываний и мнений. Ни один предмет мы не изучаем только на форумах, так почему же к самому главному в жизни предмету мы должны подходить так несерьёзно?...
 
Последнее редактирование модератором:
- "У них ещё нет никакого духовного опыта, они не молятся, не прибегают к Церковным Таинствам, но уже попали в сети падшего разума и пытаются строить логические конструкции там, где для разумения требуется Божественная благодать..
Т.е. получается картина, когда человек, не пройдя первого класса, сразу пытается разобраться и сделать выводы по программе класса девятого"

Чистая истина. В религии и медицине разбираются все (во всяком случае, так думают).


- "Ну, говорят, так легко в Царство Небесное попал. Легко? Так могут говорить только люди, не читавшие описания казни через распятие, тех нечеловеческих мук, которые испытывал обречённый на смерть." (про разбойника)

В религии требуются не только теоретические знания и опыт, еще необходим хотя бы самый малюсенький подвиг или хотя бы сочувствие подвигу. А чтобы посочувствовать подвигу , необходима достоверная историческая информация.
Все очень хорошо написали, Кирилл.


- "...Могу рекомендовать всем желающим осознать глубину нашей веры...пройти программу самокатехизации на портале "Азбука веры".

)))) Это уже высший класс. После изучения такого обилия информации нас можно будет сбрасывать с парашюта в самые глухие пустыни с миссионерской миссией.))))
 
1. Согласен с Выше 1 комментарием.
2. Такое чувство что Вы себя уже доктором религиозных наук считаете.
3. Когда Вы приходили к вере, вы что не делали ошибок, Вы ни искали разные пути и способы постичь или познать ... небось тоже со стороны смотрелись так как про данных людей пишите.
4. Когда человек что то пишет и познает ни в коем случае ему нельзя вот так вот что то говорить или писать необходимо плавно, может даже не заметно и с большим терпением (если с первого раза не понял) доносить истины и выводить его на правильный путь - вот таким умным как Вы - это по Христиански.!
5. Я вот тоже не нашел времени или сил или так пожелал Господь наш Бог, но пока еще не прошел начального образования в церковной школе и тоже не раз что то читал, перебирал, слушал, прислушивался, рассуждал, полемизировал, пока более/менее не пришел к тому что собираюсь в августе поступать в церковно-приходскую школу. Так как сам много прочитал духовно, Свято-Отеческой литературы теперь хочу упорядочить эти знания.
6. Пишу о тех чувствах и мыслях и эмоциях, которые возникли у меня после прочтения Вашей записи.

p.s.
Кирилл не разделяйте людей на катехизированных и тех кто только начал свой путь к вере. И Дай Бог Вам больше ВЕРЫ Сердцем с ВЕРОЙ умом у Вас и так все в порядке.
 
Михаил, благодарю за комментарий. Я тоже люблю по пунктам).
1, 2, 3) Несомненно, я делал и делаю ошибки. Цель этой темы - поделиться опытом своих ошибок, глядя, как другие повторяют их. Об этом я честно и написал: Я сделал эту запись не для того, чтобы свысока поучать или наставлять "заблудших". Я сам некоторое время черпал свои знания из разных случайных источников...".

4) Не совсем понятно, что Вы имели в виду под: "ни в коем случае ему нельзя вот так вот что то говорить"... Те случаи, о которых я писал, как раз не приводили ни к чему хорошему. Дискуссия на 10 листах обычно заканчивалась тем, что человек считал себя непонятым и уходил обиженным или начинал оскорблять собеседников...

5) Вот видите, Михаил, и Вы пришли к тому, к чему я и призываю - к системному получению знаний!

В моих заметках не идёт речи о разделении людей, я пишу о необходимости знаний. Почему Вы мне можете дать духовный совет иметь "больше веры сердцем", а я не могу посоветовать что-то из области знаний?
 
Последнее редактирование модератором:
Что-то я не поняла комментариев к дневнику Кирилла.
Если человек разделил, примитивно выражаясь, добро от зла, заблуждение от просвещения и призвал к познанию, значит ли это, что он осудил незнающего?
Хотя, вполне достойно осуждения нежелание знать.
Разумнее строить здание на имеющемся фундаменте, а не ковырятся в песочке детской лопаточкой.
 
Абсолютно согласен с Кириллом. Именно так все и обстоит. В Древней Церкви право учить получал только тот, кто не был неофитом. А срок неофитства (то есть новоначалия в вере) определяли минимум в 10, а то и более лет.
Были, конечно, и исключения, но они именно как исключения и воспринимались.

Сегодня же каждый обыватель, который купил себе компьютер и подключил интернет, с умным видом поучает священнослужителей, как верить.

Прот. К. Пархоменко
 
Последнее редактирование модератором:

Информация о записи

Автор
Кирилл
Просмотры
17.410
Комментарии
7
Последнее обновление
Сверху