Магистр богословия, катехизатор, религиовед
С годами жизни в Церкви у меня сложилось устойчивое впечатление, что людям вложили одну очень вредную установку: грешить нехорошо конечно, но это практически неизбежно, главное каяться, ходить на исповедь. В определенной мере негативную роль играет в этом обязательная исповедь перед причастием даже для постоянных прихожан (которая не является обязательным условием допуска в православных церквях греческой традиции). С одной стороны - это хорошо часто исповедоваться, с другой - это приводит к тому, что многие православные начинают сводить покаяние к исповеди и собирают грехи до очередной исповеди. А человек, который не совершает тяжких грехов, так что ему нечего назвать на исповеди, чувствует себя каким-то ненормальным и чуть ли не впавшем в прелесть. Видите ли, всегда должно быть что-то такое на совести, чтобы было в чем покаяться перед священником.
Другим негативным моментом, на мой взгляд, является то, что людей практически не отлучают временно от причастия за тяжкие грехи после исповеди, не дают им испытательный срок, чтобы реально исправиться перед тем, как получить прощение. Не знаю как на других, на меня бы это реально подействовало, если бы я чётко понимал, что практически за каждый тяжкий грех, я должен выполнить полноценное деятельное покаяние (как это и было в древности), а не просто что-то рассказать на исповеди и услышать, как священник сразу читает разрешительную молитву. Я бы ещё лишний подумал, прежде чем нагрешить.
В общем, нам нужно сделать нормой такой образ жизни, чтобы у нас не было необходимости прибегать к Таинству Покаяния. Св. Иоанн Златоуст как раз об этом говорит, показывая что это реально: «Рабы, нам подобные и успевшие в противоположном, осудят всех согрешающих, жестокого – милостивый, злого – добрый, дерзкого – кроткий, завистливого – дружелюбный, тщеславного – любомудрый, нерадивого – усердный, развратного – целомудренный. Так совершит Бог суд над нами, разделив нас на две части, и одних удостоит похвалы, а других наказания».
Человек, который постоянно лежит в больнице, переносит операции - это больной и несчастный человек. Нам не приходит в голову объявить нормой постоянное нахождение на стационарном лечении. Но почему-то грешить к смерти и бежать потом делать срочную духовную операцию, у нас признается в порядке вещей, как что-то неизбежное.
Давайте не будем путать. Грешить - это ненормально и противоестественно для христианина любого уровня. Совершить тяжкий грех - это трагедия, равносильная черепно-мозговой травме. Не совершать тяжких грехов - это норма, вполне посильная для тех, кто серьезно относится к своей вере и жизни.
Другим негативным моментом, на мой взгляд, является то, что людей практически не отлучают временно от причастия за тяжкие грехи после исповеди, не дают им испытательный срок, чтобы реально исправиться перед тем, как получить прощение. Не знаю как на других, на меня бы это реально подействовало, если бы я чётко понимал, что практически за каждый тяжкий грех, я должен выполнить полноценное деятельное покаяние (как это и было в древности), а не просто что-то рассказать на исповеди и услышать, как священник сразу читает разрешительную молитву. Я бы ещё лишний подумал, прежде чем нагрешить.
В общем, нам нужно сделать нормой такой образ жизни, чтобы у нас не было необходимости прибегать к Таинству Покаяния. Св. Иоанн Златоуст как раз об этом говорит, показывая что это реально: «Рабы, нам подобные и успевшие в противоположном, осудят всех согрешающих, жестокого – милостивый, злого – добрый, дерзкого – кроткий, завистливого – дружелюбный, тщеславного – любомудрый, нерадивого – усердный, развратного – целомудренный. Так совершит Бог суд над нами, разделив нас на две части, и одних удостоит похвалы, а других наказания».
Человек, который постоянно лежит в больнице, переносит операции - это больной и несчастный человек. Нам не приходит в голову объявить нормой постоянное нахождение на стационарном лечении. Но почему-то грешить к смерти и бежать потом делать срочную духовную операцию, у нас признается в порядке вещей, как что-то неизбежное.
Давайте не будем путать. Грешить - это ненормально и противоестественно для христианина любого уровня. Совершить тяжкий грех - это трагедия, равносильная черепно-мозговой травме. Не совершать тяжких грехов - это норма, вполне посильная для тех, кто серьезно относится к своей вере и жизни.