До какого элемента плаща дотронулась кровоточивая женщина?
В завтрашнем литургийном Евангельском чтении (от Луки 8:41–56, зачало 39, –18 ноября в 2018 году) повествуется об исцелении кровоточивой женщины и воскрешении дочери Иаира. Остановимся на первом эпизоде.
«…Иисус пошёл, а по дороге Его со всех сторон теснила толпа. И одна женщина, – которая страдала кровотечениями уже двенадцать лет и потратила на врачей всё, что у неё было, и никто не мог её вылечить, – сзади подошла к Нему и дотронулась до кисти [или: бахромы, греч. ту краспеду] на краю Его плаща (гиматия); и тотчас кровотечение у неё остановилось. И сказал Иисус: "Кто прикоснулся ко Мне?"
Между тем как никто не сознавался, Петр сказал: "Наставник, толпа отовсюду окружает Тебя и теснит [а Ты спрашиваешь: "Кто прикоснулся ко Мне?"]". Но Иисус сказал: "Кто-то дотронулся до Меня, ибо Я почувствовал, как сила вышла из Меня".
Тогда женщина, видя, что ей не удалось утаиться, с трепетом приблизилась, припала к Его ногам и объявила перед всем народом, по какой причине дотронулась до Него и как тотчас получила исцеление. Он же сказал ей: "Дочь Моя, твоя вера спасла тебя; иди с миром!"» (Лк. 8:42–48).
Замечание. «… И одна женщина… дотронулась до кисти на краю Его плаща…» (ст. 43–44). О том, до какого элемента Его одежды с верой прикасались больные, пишут и евангелисты Матфей (14:36) и Марк: «И куда бы ни приходил Он, будь то в села, города или в усадьбы, всюду на открытых местах клали больных и просили Его, чтобы им хоть дотронуться до кистей Его плаща (ту краспеду ту химатиу авту); и кто бы ни прикоснулся к Нему, все исцелялись» (Мк. 6:56). В русском синодальном переводе во всех случаях – неточность, видимо, сознательная. Там говорится, что женщина просто «коснулась края одежды Его» (см.: Лк. 8:44; Мк. 6:56). То же – в славянском переводе: «...коснуся края риз Его». Видимо, тенденциозно настроенные старые переводчики сознательно хотели изъять из Нового Завета эту важную деталь ветхозаветного еврейского благочестия (забывая, Кем был официально Иисус из Назарета для подавляющего большинства Его современников!).
В Законе Моисея читаем: «Объяви сынам Израилевым и скажи им, чтобы они делали себе кисти на краях одежд своих <...> и в кисти <...> вставляли нити из голубой шерсти. И будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни» (Книга Чисел 15:38–39). Такого рода кисти (евр. цицит) на плаще навсегда вошли в употребление верующих евреев (особенно равви – учителей).
Порицая книжников и фарисеев за склонность к тому, чтобы делать их чересчур заметными в качестве внешнего знака благочестия своего носителя («делают всё шире молитвенные повязки свои и всё больше – кисти», слав.: «разширяют же хранилища своя и величают воскрилия риз своих», – Мф. 23:5), Иисус – как Учитель – Сам соблюдал этот древний благочестивый обычай. (См.: Аверинцев С. Переводы: Евангелия. Книга Иова. Псалмы. Киев, 2004. С. 253.)